Русская линия
Фонд стратегической культуры Александр Бердников29.12.2008 

Русины и украинская государственность

В декабре Служба безопасности Украины объявила о серии крупных побед над местными «сепаратистскими» группировками.

Как сообщалось на сайте этой организации, была приостановлена деятельность «фактически всех радикальных структур экстремистской направленности, которые осуществляли деятельность на территории Украины, под контролем иностранных организаций, финансировались извне и выступали за изменение территориальной целостности страны».

В частности, СБУ рапортовала о фактической ликвидации объединения «Народный фронт «Севастополь — Крым — Россия», о роспуске «Донецкой республики» и пресечении деятельности русинских организаций в Закарпатье.

Возбуждены уголовные дела, причем процессуальные действия по ним, исходя из официальной информации, уже завершены, а фигурантам дел предъявлены обвинения.

Сообщение СБУ ярко высвечивает подходы оранжевого Киева, в частности Секретариата президента В. Ющенко к проблеме урегулирования этно-региональных конфликтов в стране. Украинские власти пытаются свести всё к простейшей формуле: любой конфликт есть результат деятельности отдельных «возмутителей спокойствия» или небольших, но активных верхушечных групп. И стоит лишь их изолировать или ограничить в правах, как проблема исчезнет.

Это глубокое заблуждение. Публичная деятельность тех, кто открыто защищает право русинов Закарпатья на национальное самоопределение, конкретно — на создание автономии в составе Украинского государства, при всей роли отдельных личностей отнюдь не является главной причиной быстро вызревающего в последнее время конфликта между Ужгородом и Киевом.

Русины Закарпатья, находившиеся на протяжении ХХ века в составе пяти государств (Австро-Венгрии, Венгрии, Чехословакии, СССР, Украины), не только взяли верх в борьбе против всех попыток их ассимиляции, но и остаются на сегодняшний день самобытным элементом восточнославянской общности, островком русской православной цивилизации в центре Европы.

Научному и политическому сообществу тех стран, которые непосредственно затронуты русинской проблемой, не уйти от необходимости выработать, наконец, реалистичный взгляд на вещи. Призыв II Европейского конгресса русинов к воссозданию русинской государственности в составе Украины, к закреплению своей культурной (этнической) идентичности — не продукт козней деструктивных внешних сил и не результат заблуждения безответственных романтиков. Этот призыв продиктован требованиями жизни, его не сбросить со счетов, как не решить русинскую проблему, пересажав в тюрьмы «экстремистов».

Русины признаны как национальность в Словакии, Чехии, Венгрии, Румынии, США, Канаде, России, других странах. Всюду, кроме Украины! После II Конгресса русинов Госкомнац Украины выступил с заявлением о том, что русинского народа не существует вообще, а русины Закарпатья — это. субэтнос украинцев.

Нетрудно понять, к чему приведёт дальнейшее непризнание официальным Киевом русинов как отдельного народа.

Из этнологии известно, что актуализация этничности является ответом на те или иные этнические процессы: одни выражаются в изменениях языка, культуры, другие могут вести к перемене этнической принадлежности как таковой. Иными словами, рост национального самосознания — закономерная реакция самосохранения этноса. В случае с русинами мы имеем систематическую многолетнюю политику насильственной украинизации, осуществляемую всеми имеющимися в распоряжении украинского государства средствами. Русинство жестко подавляется, карпаторусский народ лишён основополагающих национальных прав, в том числе права на свое национальное имя.

Ещё 1 декабря 1999 года в Закарпатской области был проведен референдум, в ходе которого 78% населения края высказались за автономию в рамках Украины. Киев, презрев волю народа, проигнорировал результаты референдума. В 1992 году Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Верховная Рада, вопреки законам страны и международному праву, отказалась это сделать. Сегодня в области нет школ и ВУЗов с русинским языком обучения. Нет в Украине и научного центра русинистики, где изучались бы история, литература, язык, фольклор Подкарпатской Руси.

Один из руководителей Общества подкарпатских русинов, депутат Закарпатского областного Совета Е. Жупан отмечает: «Мало того, что нам не вернули нашу национальность. Кабинетом Министров Украины был принят „План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов“. Этот антигуманный акт, являющийся попыткой ликвидации русинов, был осуждён во многих странах».

Приведенные факты прямо укладываются в рамки международно-правовых определений этноцида. Украина (и это относится не только к русинам) нарушает практически все базовые международные соглашения, устанавливающие принцип равноправия национальных языков и культур — такие, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств.

Какие конфликты лежат в основе русинской проблемы?

Во-первых, конфликт, порождённый стремлением русинского национального меньшинства реализовать своё право на самоопределение в форме национальной автономии (речь идёт об автономии в составе Украины). Сохраняя в самоназвании древний этноним «Русь», русины имеют глубоко самобытную культурную традицию.

Во-вторых, конфликт порождают последствия неоднократных произвольных территориальных изменений, искусственно раздроблявших единый в прошлом народ.

В-третьих, конфликт питают исторические традиции многолетней национально-освободительной борьбы русинов.

В результате в Подкарпатской Руси (Закарпатской области Украины) сложились условия, порождающие целый комплекс противоречий:

— сложная этническая география с границами, рассекающими места расселения народа;

— история взаимных обид;

— геостратегическое значение региона («газовая горловина Европы»);

— деградация социально-экономического положения населения;

— ущербность административно-территориального деления СССР, при распаде которого административные границы становились государственными.

Утрата официальным Киевом способности решать эти противоречия привела к появлению временных органов самоуправления русинов — Сойма (парламента) подкарпатских русинов и Народной рады русинов Закарпатья.

Учитывая исторический опыт русинского движения, которое не находит на Украине выхода даже в элементарной форме национально-культурной автономии, можно ожидать дальнейшей эскалации напряженности между официальным Киевом и общественно-политическими организациями русинов, провозгласившими Республику Подкарпатская Русь.

Как далеко это противостояние заведёт Украину в ближайшее время, сказать трудно. Ясно другое. Поддержанный многочисленными русинскими организациями в Европе и Америке русинский вопрос неизбежно станет вопросом мировой политики. К этому подталкивает и борьба народа, которому отказывают в его правах, и соображения европейской энергобезопасности. «Через Закарпатскую область, — говорит глава Сойма подкарпатских русинов, священник Димитрий Сидор, — проходят все транзитные пути из России в Германию, стоимость которых — 100 годовых бюджетов области, наполняющих годовой бюджет Украины». (При этом, подчеркнём, Закарпатье продолжает оставаться одним из самых депрессивных регионов Украины).

Для России же в русинском вопросе, похоже, наступил момент истины. Если кто-либо думает, что проблема признания русинов касается лишь их самих, он делает очень серьёзную ошибку. Россия сегодня вправе и должна оказать моральную поддержку русинскому движению.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1832


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика