Русская линия
Радонеж29.11.2008 

Хроники наших тринитарных споров
Редакционный комментарий

Все-таки приходится признать, что вопросы духовные на самом деле в центре внимания российского общества. А вовсе не курс доллара. Недавняя кратковременная общественная истерика по поводу знаменитой иконы преподобного Андрея Рублева — очередное этому свидетельство.

Даже то обстоятельство, что в дискуссии приняли живое участие люди, которых трудно было бы заподозрить в интересе к «Троице» Рублева или вообще к св. Троице, лишь усиливает эффект, ибо напоминает и о том, как в дискуссиях на темы тринитарного богословия в ранней Византии тоже участвовали самые неожиданные люди, приводя тем в изумление Отцов Церкви. «Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь: сколько оболов надо заплатить, — философствует о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб — отвечают: Отец больше Сына. Спрашиваешь: готова ли баня? Говорят: Сын произошел из ничего».

Так же вот у нас и сегодня. Спрашиваем, нельзя ли (через полгода с лишним) помолиться св. Троице в Троицкой Лавре перед чтимой иконой «Троицы». В ответ нам начинают кричать — «Отделена, отделена от государства!», «Страна многоконфессиональная!», «О мусульманах-то не забудьте — они спят и видят, как бы и им дали „Троицу“ посозерцать». И прочие безумные глаголы.

Или очень своевременно напоминают про героическое сохранение культурного наследия в музеях России скромными подвижниками, у которых Бог в душе, в отличие от злых служителей культа, норовящих истребить национальное достояние. Тем более своевременно, что в ходе тотальной ревизии российских музеев, начатой после масштабной пропажи сотен единиц хранения из одного из крупнейших музеев (в деле, что характерно, в основном упоминались иконы и церковная утварь), выяснилось, что недосчитываются в наших музеях десятков, если уже не сотен, тысяч числившихся там предметов, составляющих то самое достояние. Так что про героизм — лучше не в этот раз.

Произошедшая в СМИ и в интернет-блогах скоротечная тринитарная истерика подозрительно напоминала прошлогодний флэшмоб скорби по котикам, которых злые монахи душили, душили, да еще и в пруду топили. Тот флешмоб тоже быстро свернулся, как только выяснилось, что все было не совсем так, как кричалось. Как в старом анекдоте — не выиграл, а проиграл, и не в рулетку в Монако, а в преферанс на кухне.

Вот и об иконе вскорости забыли, так как в одночасье от православных произошла новая угроза — надвинулись погромы. Les pogroms, так сказать. Потому что батюшка, отвечая в прямом эфире Радио «Радонеж» на вопросы слушателей, предположил, что граждане, в том числе и православные, вполне могут объединяться в дружины для содействия наведению порядка на улицах. В ответ — правозащитная тревога. «Создать такие дружины — значит, расписаться в том, что правоохранительные органы отказываются следить за порядком на улицах», — заявил «Интерфаксу» один из ветеранов российского правозащитного сообщества. «То, что разговоры о каких-то православных народных дружинах ведутся публично и не вызывают реакции со стороны органов власти, тревожит». Есть, мол, про вас, православных, сомнение у нас — а не пойдете ли вы с погромами. И даже наверняка пойдете. Нет уж. Пусть лучше милиция быстрее бегает.

Милиция, правда, дипломатично отговорилась, что она не против помощи граждан: «МВД заинтересовано в помощи любых общественных движений и объединений в сфере поддержания общественного порядка в российских населенных пунктах», — заявил начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин.

Что и неудивительно — сколько той милиции, в конце-то концов? Вот недавно миграционное ведомство, как уже отмечалось, сообщило, что в одной Москве 7 миллионов мигрантов, и только про малую часть из них известно, что они делом заняты. А остальные? «По данным статистики, количество изнасилований в Москве в текущем году увеличилось почти на 20%. При этом 70% таких преступлений совершается приезжими, или в два раза больше, чем за аналогичный период 2007 года», — сообщил «Интерфаксу» представитель Следственного комитета РФ. Не так давно многие возмущались, что, когда трудолюбивый гастарбайтер, приняв лишнего по случаю праздника, насиловал и убивал школьницу в Москве, были граждане, которые видели и не вмешались. Теперь предлагается гражданам объединяться и не только вмешиваться, но и вообще такого не допускать — и опять, оказывается, плохо.

К тому же, сейчас ведь кризис. Если полтора миллиона мигрантов в столице до того хотя бы работали, то теперь, когда стройкомплекс обещает погрызть все свои галстуки и свернуть строительство, куда подастся зарегистрированная (и не очень зарегистрированная тоже) рабочая сила? В Чехии недавно цыгане пригрозили властям массовой эмиграцией из страны, если власти не распустят все праворадикальные политические объединения. Но вряд ли же кто-то всерьез надеется, что «освободившийся Восток» здесь пригрозит массовой эмиграцией — у нас же тут не Чехия. У нас все всегда по-своему. Даже кризис, которого у нас, впрочем, и нет вовсе. Вот, например, пишут, что на родине кризиса — в США — в 2 раза подешевел бензин. Стоит теперь примерно 50 центов за литр. Стало быть, около 14 рублей. И у нас тоже подешевел — на полтора процента. Потому что у них там кризис, а у нас тут нефть.

Вообще, хотя духовные вопросы в обществе производят такие сильные духовные движения, как помянутые выше, все же и экономические проблемы также сильно действуют на многие души. Иногда действуют странно. Недавно попался заголовок в новостной ленте: «В Австралии нудисты проведут месячную оргию для борьбы с финансовым кризисом». Н-да.

Или вот, к примеру, взять кредиты (хотя их теперь и не взять). Сообщают СМИ, что в условиях падения платежеспособности населения, угрожающего банкам ростом числа невозвратов кредитов, депутаты Госдумы не так давно подготовили законопроект, который вводит уголовную ответственность для недобросовестных заемщиков. Предлагают сажать в тюрьму граждан, у которых просроченная задолженность по кредитам превышает 10 тыс. руб. Российские банкиры, со своей стороны, уверены, отмечается в сообщении, что распространение уголовной ответственности на более широкий круг заемщиков станет дисциплинирующим фактором. Очень интересно. За рубежом набрали кредитов на полтриллиона долларов, вроде бы? И возвращать ведь будут не банкиры. Какая хорошая законодательная инициатива. Вспоминается евангельская притча: «Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга .. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга ..» (Мф. 18, 29 — 34).

Памятование о евангельских истинах, впрочем, не повредило бы не только банкирам, но и политикам. И напоминать им об этом Церкви совершенно необходимо — чтобы не приходилось ужасаться каким-то словам и делам. Недавно сообщалось, что католический священник в США отлучил от причастия тех из своих прихожан, кто проголосовал на выборах президента за Барака Обаму. «Наша страна выбрала главой исполнительной власти самого ярого радикального сторонника абортов из всех, кто когда-либо заседал в сенате и баллотировался в президенты», — говорится в письме священника к членам прихода церкви Святой Марии в городе Гринвиль. И поэтому голос, отданный за Обаму, по мнению священника Джея Скотта Ньюмана, «устанавливает материальное сотрудничество с подлинным злом», и проголосовавшие за такого политика «не должны приобщаться к Святым Дарам, если они не покаются».

Вот только представить себе, что за флешмоб произошел бы, случись такое у нас. Хотя нет, мы же вне политики. Вот и политика тоже вне.

От редакции

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2883


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика