РПМонитор | Алексей Чичкин | 26.11.2008 |
РОБИНЫ ГУДЫ НА ДОВОЛЬСТВИИ
Если почитать специализированные выпуски новостей, едва ли не каждый день сообщается о новых, все более наглых пиратских выходках по всему миру. Ущерб мировой экономике от пиратства за минувшие десять лет превысил 3 трлн долларов — совокупный валовой продукт почти всей Африки!
Да, с пиратами борются. Но что поразительно — путем создания военных баз НАТО…
Многие аналитики считают пиратство следствием социально-экономического неравноправия в мире. Не случайно, говорят они, современные флибустьеры — в основном выходцы из слаборазвитых стран, раздираемых всевозможными конфликтами. Потому и бытует мнение, что таким образом «отверженные народы» отвечают на неоколониализм.
Может, и так. Но с другой стороны, уж очень часто пиратские «наезды» совершаются возле стран, отвергающих диктат Запада, или где нет у него надежных форпостов (Йемен, Судан, Эфиопия, Сомали, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа). Зато — на стратегических судоходных маршрутах, вблизи крупных сырьевых регионов. И вообще иногда кажется, что жажда наживы, которая двигала «настоящими» пиратами древности, — вовсе не важна пиратам современным. Тогда что им нужно?..
Немного истории. В Средние века нельзя было плавать по морям и океанам не опасаясь нападений со стороны флибустьеров. Имена пиратов наводили ужас на все человечество: Джеймс Кук, Френсис Дрейк, Уолтер Рейли, Аруж Барбаросса, Энн Бонни…
Во второй половине XVIII столетия европейским государствам почти полностью удалось покончить с вольным, неподконтрольным пиратством. А потом началось нечто другое: появились пираты «прирученные».
…Рубеж ХVIII-ХIХ веков — это постоянные войны европейских держав друг с другом. Мало кто знает, но в войнах за колонии европейские страны использовали и такое «оружие», как пираты. Только это были уже не вольные рыцари морей, а люди, напрямую подчиненные тому или иному правительству и не скованные, в отличие от солдат регулярной армии, «этикетом» войны. Это не ново: еще двумя столетиями ранее Москва использовала донских пиратов для борьбы с Османами. Если пираты выигрывали — хорошо, если нет, официальная Москва открещивалась от «разбойников». Но такого масштаба, как в ХVIII-ХIХ столетиях, эта практика тогда не принимала.
Именно в те «просвещенные» века пираты трансформировались в корсаров — то есть в пиратов на государственной службе. Скажем, корсар покупал (а чаще получал даром) у государства разрешение на враждебные действия против торговых судов страны-врага или конкурента. Причем заблаговременно оговаривался процент добычи корсара. Капитан пиратского судна получал и офицерский патент, превращавший его и членов команды — в случае их захвата неприятелем — из обыкновенных разбойников, подлежащих немедленному уничтожению, в официальных военнопленных, имеющих соответствующие права.
ОТКУДА GPS, КОРСАР?..
По мнению российского исследователя Вячеслава Петрова, «сегодня проблема пиратства предстала в новом качестве — как составляющая терроризма. Подтверждением тому является хорошо организованный теракт против американского эсминца „Коул“ 12 октября 2000 года в гавани йеменского Адена. То есть даже военные суда не застрахованы от таких атак».
Но именно после этой акции усилилось военное присутствие США в Красном море и вблизи берегов Йемена. Посему возникает вопрос: чьи пираты-террористы подорвали «Коул»?
К пиратству в последнее время все чаще прибегают и сепаратисты. Так, LTTE («Тигры освобождения Тамил-Эламы»), борющиеся за независимое государство тамилов на Шри-Ланке, с 1989 году пустили на дно как минимум треть всего торгового флота Шри-Ланки. Интересно, что LTTE владеет собственными торговыми судами, которые ходят под «безналоговыми» флагами Гондураса, Панамы, Либерии, Кипра. Вообще, пираты-террористы тщательно маскируются, притворяются рыбаками, туристами, спортсменами. Например, при захвате итальянского круизного судна «Аккиле Лауро» в 1985 году террористы взошли на борт как туристы.
Как ни странно для «борцов с Западом», пираты прекрасно вооружены. Тут впору поверить некоторым шриланкийским и индийским газетам, которые уверяют, что LTTE работает с западными спецслужбами. У пиратов, во всяком случае, и суда самые современные, и самолеты есть, и вооружения отменные, средства связи на уровне.
В самом деле, откуда это все, если пираты — изгои? Напомним, что статья 100 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) требует от всех государств бескомпромиссной борьбы с пиратством. Так, уже в течение десяти лет Информационный центр предупреждения пиратства в Куала-Лумпуре (Малайзия) постоянно регистрирует все заявленные факты пиратства и предостерегает суда от опасных по этой причине рейсов. Но реальных прорывов нет. Зато есть новые базы НАТО, распространяемые ради борьбы с пиратством. Странно как-то, да?
НЕФТЯНОЙ СЛЕД НА РОГЕ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Классический в этой связи пример — Африканский Рог, многострадальная Сомали. Вблизи этой страны, расколотой внутренними междоусобицами и конфликтами, осуществляется свыше четверти общемировых перевозок нефти. Немаловажно, что именно там пролегает транзит трети объема нефти, потребляемой странами НАТО. Там же расположены чрезвычайно удобные гавани, где до 1960-х были западноевропейские порты. Да, именно западноевропейские, так как эта территория тогда делилась на Итальянское, Британское и Французское Сомали.
Затем Сомали стала независимой страной. И неоднократные попытки западных стран утвердиться на Африканском Роге — они были предприняты в 90-е — заканчивались плачевно. Воинственные сомалийцы заставляли «миротворцев» убираться восвояси. И вдруг этот регион приобрел славу «пиратского». И вот туда, уже на «полных основаниях», снова устремились эскадры НАТО…
Есть ради чего, наверное. Во-первых, оттуда хорошо контролировать перевозки нефти. Во-вторых, рядом — «непрозападные» Судан, Йемен, Эфиопия, где тоже есть крупные ресурсы нефти и газа. А в-третьих — от Африканского Рога рукой подать не только до Индии, но и до центральной акватории Индийского океана, где расположена крупная американо-британская военная база (архипелаг Чагос, отторгнутый британцами от островного государства Маврикий).
Но, пожалуй, беспрецедентно то, что и в самой Сомали, оказывается, немало нефти с газом. Еще во второй половине 1980-х тамошние разведочные работы (их проводили советские, затем китайские геологи) показали, что глубина залегания тех ресурсов и себестоимость их добычи минимальные. Да и расположены они близко к местным портам. Но по сей день эти ресурсы бесхозные, так что «пиратство» вполне может быть направлено на то, чтобы под предлогом борьбы с ним направить в Сомали войска НАТО и наконец-то овладеть тамошними нефтегазовыми закромами.
Стратегическая роль Сомали проявилась во Второй мировой войне, когда союзница Германии, Италия, захватив Эфиопию в 1936-м и обладая частью Сомали, почти полностью овладела Африканским Рогом. После чего вынашивались планы совместных действий Германии, Италии и Японии в Аравии и Индии. Но от итальянских войск к весне 1941-го была очищена Эфиопия, а к весне 1942-го — весь Африканский Рог. Это была одна из первых побед антифашистской коалиции.
В 1960—1980-х в Сомали правил режим, ориентировавшийся сперва на СССР, затем на Китай (в столице Сомали, Могадишо, были даже улицы Ленина и Мао Цзэдуна!). Причем Сомали тогда занимала одно из лидирующих мест в мире по экспорту мяса и мясных консервов, которые продавались в СССР только в магазинах «Березка» и для правящей номенклатуры. Словом, тогда в Сомали и еды хватало, и было что продавать. Но вдруг Сомали превращается в арену междоусобиц и в одну из самых голодающих в мире стран. А тут еще пираты… И, конечно, Запад решает помочь страдающим от сомалийского пиратства своим постоянным военным присутствием на Африканском Роге и вблизи него.
ЗА КАДРОМ
До 80% актов пиратства за последние 10 лет произошли в пределах территориальных вод, то есть в портах или на рейдах тех или иных стран. Руководство НАТО обычно преподносит этот факт как «неспособность» государств справиться с пиратством. Не совсем так. Например, в ноябре 1999 года индийский корвет «Prahar», применив оружие, освободил захваченное пиратами крупное грузовое судно «Alondra Rainbow» и вернул его владельцу. Это стало первым случаем, когда с применением национальной военной силы удалось отбить у пиратов корабль и арестовать флибустьеров.
С тех пор национальные ВВС и ВМС активно привлекаются к борьбе с пиратством. Есть успехи в этом деле у Мьянмы, Камбоджи, Судана, Йемена, Брунея, той же Шри-Ланки. Но эти факты замалчиваются. Куда удобнее считать, что с пиратами могут воевать только силы НАТО. Которые сосредотачиваются всякий раз там, где происходит пиратский акт. И подверженный нападению «неподконтрольных», якобы, пиратов регион оказывается зоной интересов западных держав.