Русская линия
Екатеринбургская инициатива Пётр Мультатули26.11.2008 

«Помогите Мне, русские люди..»
Царь и народ против революции

Сторонники революции и ее идеологии всегда выступают от имени народа, всегда утверждают, что все жертвы революции направлены на освобождение народа от угнетателей. Революция 1905 года не была исключением. Убивая полицейских, бросая бомбы в государственных деятелей, строя баррикады, грабя банки и кассы, революционеры утверждали, что все это они делают во имя народа. «Для народушка жить надо», — эти слова Максима Горького были лозунгом всех революционных и либеральных обществ. Правда, этот самый «народушко» имел в их представлении весьма расплывчатый и обобщенный образ. Как правило, «борцы за народное счастье» не имели никакого понятия об истинных нуждах народа, точно так же, как не знали его души и его представлений о счастье. Революционеры полагали, что только они знают, как нужно осчастливить народ, даже в том случае, если он не хочет такого счастья. Они надеялись, что развязанный ими террор приведет ко всеобщему восстанию, которое неминуемо закончится крушением царской власти. Однако реакция огромных масс русского народа, того самого, которого революционеры пытались всеми силами освободить, была совершенно противоположной их ожиданиям.

Революция 1905 года началась в монархической стране. Речь идет, в данном случае, о монархии не столько как о форме правления, сколько о ее духовном восприятии большинством народа. И. Л. Солоневич писал о «монархическом инстинкте» русского народа, который «давал человеку все достижимые блага жизни в том расчете, что освобожденный от действия соблазнов человек будет творить „милостию Божиею“. Действовать, как добрый отец семейства, — отсюда и „Царь-Батюшка“»

В преддверии революции и в первые ее месяцы, отношение народа к различным агитаторам было большей частью заинтересованное. Особенно это касалось крестьянства, наиболее ущемленного класса населения. Заманчивые посулы эсеров о разделе земли, об отбирании у помещиков запасов зерна и тому подобное, находили отклик у селян. Отсюда — неоднократные аграрные беспорядки, охватывавшие страну в начале ХХ века. Но эти беспорядки никогда не носили антимонархического характера. Это были крестьянские бунты, которые, конечно, были опасны для власти, но только в общем контексте с другими беспорядками. Крестьянин никогда не выступал против Царя, чье имя он свято чтил, но против «несправедливости». При этом, крестьянин, подымаясь на бунт, часто думал, или хотел думать, что действует с разрешения и с одобрения Царя. Этим пользовались и революционеры. Эсеры, призывая крестьян громить усадьбы, кричали, что «Царь разрешил», католические радикалы уверяли православное население, что «Царь перешел в католичество», мятежный лейтенант Шмидт говорил, что «без имени Царя темные массы за ним не пойдут». Поэтому революционерам, особенно в деревне, поначалу удавалось добиться успеха, именно благодаря тому, что они выдвигали в первую очередь экономические требования, не затрагивая имени Царя.

Тем временем, по мере разрастания революции, революционеры, думая, что наступил переломный момент и победа обеспечена, перестали скрывать свои антимонархические намерения. Начались открытые призывы к свержению Царя и даже к его убийству, оскорбления в его адрес. Особенно это выявилось после манифеста 17 октября 1905 года. Среди революционеров и агитаторов было большое количество инородцев, что само по себе не могло не настораживать. С каждым месяцем, действия революционеров все меньше напоминали борьбу за народ, а все больше напоминали антицарский мятеж, который, к тому же, сопровождался грабежами, насилием и убийствами. Оскорбленное монархическое чувство народа, видя растерянность и пассивность власти, не хотело с этим мириться. «Монархический инстинкт», спасавший Россию и при Иоанне Грозном, и в Смутное время, и во время призвания на царство Михаила Федоровича, и при нашествии Наполеона, сработал и в 1905 году. Народ стал подыматься для отпора революции.

Уже летом 1905 года портовые рабочие Нижнего Новгорода разогнали революционную демонстрацию под красными флагами. В Москве, патриотически настроенные люди, во время выноса царских портретов, пинками заставляли революционно настроенную молодежь снимать шапки.

В августе 1905 года рабочие одного из уездов средней полосы, обратились к губернатору с прошением выдать им оружие, чтобы они смогли расправиться с бандой революционеров, совершавшей вылазки на казачьи патрули.

Особенную силу народное движение против революции приобрело после манифеста 17 октября. По России прокатилась волна народного возмущения. В большинстве городов проходили народные митинги в защиту Царя и самодержавия. В Архангельске несколько тысяч рабочих с царскими портретами и иконами, с пением гимна прошли по городу. Произошло их столкновение с революционной демонстрацией

В Ярославле монархическая манифестация была атакована революционерами, которые начали стрелять в нее из револьверов. Было ранено четыре человека. По удару колокола собралась огромная толпа патриотически настроенного люда, вооруженного кольями и камнями, которая взяла город под свой контроль.

В Саратове стихийное народное движение в защиту Царской власти было вызвано революционным митингом, на котором его устроители призывали покончить «с царем и с попами». Возмущенная толпа горожан двинулась к Театральной площади, где проходил митинг и стала выражать протест. В этот момент из революционной толпы кто-то стал стрелять, убив несколько человек. Тогда толпа, вооружившись кольями и палками, атаковала митинг и разогнала его.

На следующий день события в Саратове приняли еще более кровавый характер. Во время прохождения по улицам города монархической манифестации, кем-то в гущу толпы была брошена бомба, убившая нескольких человек. Разъяренная толпа принялась расправляться с теми, кого знала как революционных агитаторов, или считала таковыми, убивая и избивая их. Волнения были прекращены лишь вводом в город казаков.

В Казани, после издания манифеста, произошли столкновения революционеров, по началу полностью контролировавших город, с монархически настроенным населением. Толпа с пением «Боже Царя храни!» штурмом взяла городскую Думу, в которой находились вооруженные революционеры и расправилась с ними.

В Москве, 18 октября 1905 года мастеровой Михалин убил железным ломом социал-демократа Баумана, призывавшего к убийству полицейских и свержению самодержавия. Революционеры устроили Бауману грандиозные похороны, но стоящий по сторонам улицы народ безо всякого сострадания взирал на похоронную процессию. На обратном пути, дружинникам показалось, что на них готовится засада «черной сотни» и они открыли огонь. Помещавшиеся в манеже казаки, решили, что нападают на них и, в свою очередь, обстреляли дружинников. В результате 6 человек было убито и около сотни ранено.

Для Николая II народный отпор революции был огромной помощью. В момент, когда власти на местах фактически бездействовали («власти во время этих событий как будто и не было. Столкновения происходили между толпами, а не с войсками или полицией»), а круг преданных и верных лиц постоянно сужался, мощное народное выступление против революции явилось для Государя обнадеживающий знаком. Это было мощное народное восстание против революции, неприятие революционного антихристианского, антимонархического ее духа большинством русского народа.

Император очень точно и метко охарактеризовал эти события в письме матери: «В первые дни после манифеста нехорошие элементы сильно подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла.

/../ Случаи в Томске, Симферополе, Твери и Одессе ясно показали, до чего может дойти рассвирепевшая толпа, когда она окружала дома, в которых заперлись революционеры, и поджигала их, убивая всякого, кто выходил. Я получаю много телеграмм отовсюду очень трогательного свойства с благодарностью за дарование свободы, но с явным указанием на то, что желают сохранения самодержавия. Зачем они молчали раньше — добрые люди?".

Конечно, не нужно идеализировать народные выступления против революционеров. Иногда это были погромы хулиганствующими элементами, иногда проявления народных предрассудков на национальной почве, как например, избиения армян в Баку. Поэтому, Николай II, указывая на необходимость беспощадной борьбы с террором, одновременно приказал не допускать самосуда толпы, понимая, что народные бесчинства приводят к страданиям невинных людей. «Самосуда толпы допускать нельзя», — говорил Царь министру внутренних дел. Государь решил ввести народное монархическое движение в организационное русло, которое стало бы твердой и надежной опорой престолу. Тогда же Николай II решил лично встать во главе этого движения. В декабре 1905 года возникло народное движение Союз Русского Народа. Николай II первым одел на себя и на Наследника значок этой организации, на котором под восьмиконечным православным крестом имелась надпись: «За Веру, Царя и Отечество». Император обратился к народу с воззванием, которое, пожалуй, не имеет аналогов в истории: «Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас. Я верю, что с вашей помощью Мне и русскому народу удастся победить врагов России. Возложенное на Меня в Кремле Московском бремя власти Я буду нести Сам, и уверен, что русский народ поможет Мне. Во власти Я дам отчет перед Богом. Поблагодарите всех русских людей, примкнувших к Союзу Русского Народа. НИКОЛАЙ. 23 декабря 1905 года».

Обратим внимание, Император прямо указывает, что главный его союзник в борьбе с крамолой не армия, не полиция, не правительство, не даже церковь, а русский народ. Царь не отделяет себя от него, он прямо говорит, что победить революцию он сможет только с помощью народа. Одновременно, Николай II подтверждает свои самодержавные права и этим порывает со всеми сомнениями, предшествовавшими манифесту 17 октября, ясно дает понять всем сторонникам конституционализма, что он будет соблюдать не их волю, а волю народа, который стоит за самодержавие. В этом смысле становятся еще более понятны его слова: «Зачем они молчали раньше — добрые люди?». Наверное, если бы Царь почувствовал мощную народную поддержку раньше 17 октября, то может быть не было бы и рокового манифеста. Но история не имеет сослагательного наклонения.

· Союз Русского Народа и движение «Черной сотни».

Союз Русского Народа (СРН), получил официальный статус только 7 августа 1906 года. Его создание поддержали все патриотически настроенные люди России. Среди всеобщей смуты родилась надежда, что вот оно — единение Царя с Народом, вот та сила, которая сможет одолеть смуту, очистительным ливнем смоет скверну отступничества в обществе. В СРН вступили многие священнослужители: отец Иоанн Кронштадтский, епископ Тихон (Белавин), митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Иоанн Восторгов, митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископ Андроник (Никольский), архиепископ Никон (Рождественский) и другие. При этом, следует сказать, что СРН не воспринимался ими, да и вообще тогда в обществе, как политическая партия. Это было истинное народное движение, возникшее стихийно, а затем оформленное организационно и получившее поддержку власти. Как докладывал позднее департамент полиции: «Союз Русского Народа — единственная политическая партия в России, имеет соприкосновение с действительною массою простого, серого люда. Вот в чем кроется и действительная сила Союза, и его живучесть. С религией и верой в монархию шутить нельзя». Суть этого движения, хорошо отражало стихотворение, написанное неизвестным черносотенцем:

Кто молитву творя,

Чтит Народ и Царя,

В ком ни сердце, ни ум не шатаются,

Кто под градом клевет

Русь спасает от бед —

Черносотенцем тот называется!

Идея создать монархическую организацию в противовес революционным, которая бы включила в себя самые широкие народные массы, витала в патриотической части русского общества еще до революции 1905 года. Так 16 января 1901 года в Петербурге был утвержден устав организации «Русское Собрание», ставившей своей целью оказание помощи Царю в «отстаивании России и Веры». Либеральная и революционная общественность немедленно почувствовала в этой организации опасность и, со свойственным либерализму демократизмом, написала на нее донос на имя министра внутренних дел В. К. Плеве. Последний, по началу, хотел закрыть «Русское Собрание», но ознакомившись с ним поближе, сам вступил в него. Членами «Русского Собрания» были представители высшего офицерства, дворянства и чиновничества (среди них генерал граф Гейден, будущий министр земледелия А. В. Кривошеин и другие).

В ходе революции, после манифеста 17 октября, появляются Монархическая партия, Союз русских людей, Добровольная народная дружина, Московский Союз Русского Народа, Общество хоругвеносцев, Добровольная народная охрана, которые, в отличие от «Русского Собрания», носили ярко выраженный народный характер. Об этом говорят за себя названия организаций (Союз Русского Народа, Добровольная народная дружина и так далее). Эти организации создавались как противовес революционным дружинам и объединениям. Одним из самых активных и ярких основателей единой монархической организации России стал общественный деятель В. А. Грингмут, лютеранин, искренне уверовавший в православие. В 1905 году Грингмут объездил многие российские губернии, налаживая связь с многочисленными местными монархическими организациями. 1 декабря 1905 года он обратился к Николаю II от имени этих организаций с приветственным словом и с просьбой поддержать народное монархическое движение. Император его поддержал и началось быстрое формирование Союза.

Грингмут был человеком выдающимся и смотрящим в будущее. Он был противником превращения СРН в политическую партию, считая, что у черносотенного движения есть более высокие и вечные цели — национальное религиозно-нравственное возрождение русского народа, то есть то, к чему стремился и сам Царь.

К сожалению, В. А. Грингмут рано скончался, в 1907 году, не исполнив многого, что было им задумано. Его завещанием для русского народа были слова, выбитые на его могильном кресте: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь».

22 октября 1905 года состоялось первое организационное собрание будущего СРН, а 8 ноября был создан его Главный Совет. Во главе СРН стал доктор А. И. Дубровин. 28 ноября вышел в свет первый номер печатного органа СРН газета «Русское знамя». Высшим органом СРН стал Всероссийский Съезд Русских Людей, решения которого с самого начала носили для организации рекомендательный характер. Левая печать немедленно окрестила СРН и его сторонников «черносотенцами». «Черными сотнями» в старину на Руси называли средний торговый люд, из которого, в основном, состояли дружины Козьмы Минина и князя Пожарского. Сами черносотенцы с гордость приняли это название.

Ряды черносотенцев быстро росли. Изданный в 1906 году список включал 272 патриотические организации, действовавшие в более чем 200 городах и селах России. По подсчетам Департамента полиции членов этих организаций к середине 1906 года насчитывалось около 500 тысяч человек. Черносотенство превращалось в народную мощную силу, грозившую положить конец революционной гегемонии на политической арене России. Один из руководителей СРН астраханский купец Н. Н. Тиханович-Савицкий обращался к революционерам: «Грозный призрак „Союза Русского Народа“, который вас так страшит, не призрак; это тот самый народ поднимается, над чувствами которого вы издевались; и который потребует уже скоро вас к ответу. Это встает грозный Мститель за поруганную честь России, за ее растоптанное вами, знамя. „Союз Русского Народа“ растет, отделы его покрывают всю Россию. Ни ваша злоба, ни ваши вопли, ни хватание за правительство не остановят рост Мстителя. Он освободит Россию от вас и выведет ее на тот путь истинной свободы народной, на котором не место вам, презренные обманщики. Русь идет. Расползайтесь гады».

Действительно, характер Союза был по истине народным. Он объединял крестьян, дворян, рабочих, служащих, мастеровых, священников, рабочих. Особенно крепкой была черносотенная организация на Путиловском заводе. И это на заводе, который называли «самым революционным» в России!

Под руководством СРН на народные деньги возводились церкви и часовни. Большую роль в деятельности Союза сыграл отец Иоанн Восторгов. Оказавшись в декабре 1905 года в Москве, он принял активное участие в антиреволюционном движении. Отец Иоанн неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями к русскому народу, призывая их не верить революционной пропаганде, обличая ее лживость и двуличие. В 1908 году отец Иоанн совершил поездку по Дальнему Востоку и по возвращении был принят Николаем II. Государь поддержал замысел батюшки учредить Братство Воскресения Христова для удовлетворения нужд русского населения на окраинах империи. Братство было открыто в 1909 году.

Но уже в 1906−07 годах в деятельности Союза стали усматриваться негативные явления. СРН все больше превращался в политическую партию. А любая партийность, как любой раскол, противны духу христианства, ведут к перерождению общества в худшую сторону. Так случилось и с СРН. В его деятельности все больше стало усматриваться больше ненависти нежели любви, борьбы вместо созидания. Справедливо оценивая негативную роль некоторых радикальных еврейских организаций в революционном движении, Союз стал обвинять в революционности вообще всех евреев, запретив им вступать в свои ряды и требуя принятия против них дискриминационных мер. Такая позиция СРН оттолкнула от него тех евреев, которые не принимали революции, или стремились к примирению с русской властью. С другой стороны, такие обобщения позволяли на волне оголтелой юдофобии проникать в ряды Союза демагогов и провокаторов, каким был, скажем, В. М. Пуришкевич, сыгравший впоследствии видную роль в дискредитации царского имени и в убийстве Г. Е. Распутина.

Излишняя политизация СРН привела также к конфликту с частью духовенства и представителями власти. Глава СРН Дубровин, требуя от церковных иерархов безоговорочной поддержки Союза, добился лишь обратной реакции со стороны митрополита Антония (Вадновского), который отказал Дубровину в такой поддержке. Ответом Дубровина стали оскорбительные статьи в адрес митрополита.

Не сложились у Дубровина отношения и с о. Иоанном Восторговым, которого председатель СРН заподозрил в намерении занять его место. В «Русском знамени» стали все чаще появляться статьи направленные против о. Иоанна. Дело дошло до того, что известного своим бескорыстием и благородством священника намеками обвиняли в убийстве Грингмута!

Отец Иоанн, несмотря на такие чудовищные обвинения, отринул личные обиды во имя общего дела. Выступая на съезде СРН в Москве в 1907 году, он заявил, что черносотенное дело «есть дело любви, и действовать нужно в духе любви». Отец Иоанн неустанно боролся против попыток оторвать черную сотню от Церкви. Причем эти попытки исходили как от амбициозных черносотенцев, так и от либеральствующих епископов. Под влиянием последних, Священный Синод принял решение предоставлять священнослужителям право самим решать участвовать ли им в черносотенном движении, или нет. В январе 1909 года о. Иоанну с трудом удалось уговорить Синод не запрещать священникам состоять в СРН. При этом надо отметить ту большую поддержку, какую оказывал отцу Иоанну Император Николай II. Накануне встречи протоиерея с представителями Синода, Государь принял батюшку и пожаловал ему орден Святого Владимира 3-й степени, а также выразил ему свое полное доверие.* Судьба отца Иоанна Восторгова, была трагичной и в то же время светоносной: он всю жизнь служил Христу и России и принял смерть от рук большевистской богоборческой власти: 23 августа 1918 года отец Иоанн был расстрелян в Москве большевиками среди остальных заложников.

Амбиции Дубровина, его политический радикализм привели его к конфликту с П. А. Столыпиным. Последний, в свою очередь, плохо и предвзято относился к СРН, не представлял себе всю важность народного монархического движения. Несмотря на свой большой организаторский талант и государственный ум, Столыпин до конца оставался западником, для которого Самодержавие было лишь формой государственного правления, которую он должен был защищать по чувству долга. Воспринимая черносотенное движение только как проявление инстинктов тупой серой массы, Столыпин наносил непоправимый вред делу русской государственности. В самый разгар революционного террора Столыпин запретил деятельность СРН в Одессе, гонениям подвергался Союз в Астрахани и Иркутске.

Партийность, как раковая опухоль, начинала все больше поражать СРН и всё черносотенное движение. В 1907 году СРН раскололся на два отделения — Дубровина и о. Иоанна Восторгова, а в 1908 году происходит еще один раскол, в результате которого появляется Русский Народный Союз имени Михаила Архангела во главе с Пуришкевичем. В 1912 году дубровинское отделение, в свою очередь, распадается на «дубровинский СРН» и просто СРН во главе с Марковым 2-м. К 1917 году черносотенное движение представляло собой слабое аморфное явление, не способное противостоять ни революционной пропаганде, ни революционному террору. Так, великий почин Царя и народа, давший в 1905−06 годах надежду на возрождение России, был погублен политическими амбициями, политической близорукостью и политическим невежеством.

* Тем не менее, в 1913 году священный Синод все же запретил священникам участвовать в черносотенном движении.

http://www.ei1918.ru/russian_empire/pomogite_mne_russkie_ljudi.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика