Русская линия
Военно-промышленный курьер Роман Илющенко13.01.2006 

«Сухой закон» спецназа
Лица, «склонные к употреблению», ставятся перед выбором: если дорожишь своей службой, откажись от алкоголя, нет — уйди

Безусловно, хорошая вещь — традиции. Особенно в армии, где ими пронизана не только вся служебно-боевая деятельность, но и сама жизнь. От принятия военнослужащими военной присяги, вручения погон молодым лейтенантам и до увольнения в запас традиции сопровождают военнослужащего на протяжении всей службы. Все они несут особую идеологическую нагрузку, призваны играть определенную роль, например, воспитывать гордость за принадлежность к роду войск, части, подразделению. Можно смело сказать, что армии без традиций не бывает. Но есть среди них такие, от которых так хотелось бы избавиться. К ним относится, казалось бы, неискоренимая традиция винопития.

Вопрос этот весьма болезненный, и главная задача автора не «сыпать соль на рану», а рассмотреть проблему в привязке к проведению войсками контртеррористической операции на Северном Кавказе. Жизнями за любовь к спиртному поплатилось немало наших военнослужащих в той же Чечне. Известно, что, оставляя Грозный в феврале 1995 г., боевики преднамеренно не уничтожили запасы спирта на местном коньячном заводе. Сотни этих бочек стали для наших войск легким «трофеем», который потом легко разошелся по всей группировке.

ОТКУДА «НА ТРОИХ»?

О том, что спиртное использовалось боевиками как оружие против российских войск, говорят и материалы радиоперехвата, например от 12.12.1994 г.: «В Науре захвачены емкости со спиртом. Их по распоряжению префектуры раздают населению для спаивания русских солдат». Позже специально для русских боевиками был налажен выпуск паленой и дешевой, а потому популярной водки «На троих», содержащей яды, имеющие свойства накапливаться в организме. Сразу не умирают, но приобретенная патология пораженных органов сократила не одну человеческую жизнь.

Суровую правду войны подтверждает и рожденная не на пустом месте поговорка: «Пьяный воин — мертвый воин». Наверное, можно с уверенностью сказать, что не будь чрезмерного употребления алкоголя, не было бы и знаменитого «дела полковника Буданова», многих других уголовных дел, возбужденных военной прокуратурой по фактам преступлений, совершенных военнослужащими ОГВ. А ведь именно одурманенный алкоголем военнослужащий и выдается идеологами непримиримых за типичный образчик российского солдата.

Сторонники «чистого ислама», непьющие «истинные защитники чеченского народа» всегда были готовы навесить на «русских оккупантов» всех собак, обвиняя их во многих смертных грехах, в том числе в безверии, пьянстве, бездуховности и развращенности. Так что не слишком ли мы дорогую цену платим за такую нашу «традицию»? Ведь как раз недооценка именно морально-нравственного, духовного фактора в ходе контртеррористической операции в Чечне ведет к затягиванию конфликта.

ДЖИХАД РУССКОЙ ВОДКЕ

Религиозный фактор продолжает играть на Северном Кавказе весьма заметную роль. Давно известно, что для сплачивания нации перед лицом «агрессии», каковой сепаратистами объявлены законные меры, предпринимаемые Россией для восстановления конституционного порядка на своей территории, необходима общенациональная идея. Для чеченцев этой идеей со времен Шейха-Мансура являлся ислам, который теперь взялись защищать слишком ретивые бородатые дядьки, съехавшиеся в Чечню со всего мира на деньги зарубежных спонсоров. Ну, а в подтверждение правомерности своих бандитских действий по установлению «нового исламского порядка» они чаще всего предъявляют факты пьяной разнузданности и хулиганской разболтанности отдельных военнослужащих или милиционеров (что, к сожалению, случается), выдавая их за истинное лицо армии ненавистной им России.

Обратите внимание на строки и терминологию приказа маджлисуль-шуры — так называемого «главного штаба ВС ЧРИ», о всеобщей мобилизации, датированного августом 2002 года: «Неверные оккупанты развратили религию, растерзали Коран, разрушили мечети: Они стремятся: унизить достоинство мусульманских женщин, развратить разум при помощи своей: идеологии, а также при помощи распространения спиртных напитков, чтобы разрушить исламское общество».

Кто считал, сколько после таких приказов влилось в ряды бандформирований новых, грамотно обработанных «защитников веры»? Боевики-ваххабиты по-прежнему широко используют в своей пропагандистской деятельности эту нашу явную слабость и, разыгрывая исламскую карту, выставляют российских солдат и офицеров в образе вечно пьяных мародеров. Лучший способ опровергнуть такие обвинения — не давать повода для них. Вот мнение по этому поводу Валерия Тишкова — доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента РАН, директора института этнологии и антропологии им. Н.И. Миклухо-Маклая РАН, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Госпремии РФ, опубликованное между прочим в центральном органе МО газете «Красная звезда»: «Я глубоко убежден, что Россия не урегулирует чеченский конфликт без победы над русской водкой: Имеется в виду, во-первых, проблема поведения отдельных представителей федеральной власти, включая правоохранительные органы, солдат и офицеров в Чечне. Ни для кого ведь не секрет, что водка там порой лилась и льется рекой, и это влияет не только на выполнение чисто военных задач, но и на взаимоотношения с местным населением. Понятно, что иногда надо снять стресс, но зачастую это приводит к каким-то ЧП».

Но надо признать, что все жесткие, буквально драконовские меры, предпринимаемые командованием группировки для борьбы с пьянством, не достигают цели, не находя стойких союзников даже в лице офицеров воспитательных структур.

ТАКИХ НЕ БЕРУТ В РАЗВЕДКУ

В чем же причина тяги военнослужащих к спиртному? В особых условиях прохождения службы в зоне боевых действий, сопряженных с риском? В привычке расслабляться в конце трудового дня? В тоске по дому? Понять можно всех. А оправдать? Пьяницы прочно заклеймены во многих приказах и директивах, где их называют «группой риска» и «лицами, склонными к правонарушениям и суицидам»; требуют разбираться «по каждому факту употребления» и строго наказывать, вплоть до увольнения из армии и привлечения к материальной и уголовной ответственности. Страх наказания в воспитательном процессе может сделать очень многое, но: У отдельных военнослужащих в стремлении приобщиться к «зеленому змию» над страхом наказания часто преобладают какие-то свои, более глубокие и сильные побуждающие мотивы, толкающие их вопреки здравому смыслу и чувству самосохранения на поступки, превращающие воина в труп или военного преступника.

Поскольку пьянство — явление в первую очередь все-таки душевное, а потом уже медицинское и социальное (каждый пьяница становится таковым добровольно, делая свой личный выбор в душе — пить или не пить — самостоятельно), то разрешаться оно тоже должно в первую очередь усилиями души. Чаще всего силой воли — безусловно, одним из главных душевных качеств. Волевой человек в состоянии подчинить свои самые необузданные желания какой-либо высшей цели. Безусловно, люди, обладающие силой воли, способны оказывать положительное влияние и быть примером для более слабых людей. Очевидно, что именно на воспитание, развитие и укрепление силы воли в борьбе с пагубными привычками и должна быть нацелена работа по преодолению пьянства в армии, чему способствует сама специфика военной службы, поскольку развитием волевых сторон характера как раз и призван заниматься здоровый воинский коллектив.

В Объединенной группировке войск в Чечне есть целые подразделения (как правило, спецназа и разведки), в которых реально действует «сухой закон». И не потому, что там собрались трезвенники, — так определил своим решением командир и постановили авторитетные военнослужащие. При этом лица, «склонные к употреблению», ставятся перед выбором: либо, дорожа службой в подразделении, отказаться от алкоголя, подчинив свою волю воле коллектива, либо, проявив безволие, досрочно, с позором отправиться на «Большую землю». И это тоже своего рода традиция. Думается, положительный опыт таких подразделений, которые чаще всего показывают еще и высокие результаты служебно-боевой деятельности, необходимо всячески изучать и внедрять. Но это отдельная тема для разговора.

ВИНО — «НЕ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ»

Пьянство — безусловное зло, и победить его своими силами удается далеко не всем, но «дорогу осилит идущий». Уместно здесь вспомнить крестителя Руси Святого равноапостольного князя Владимира Святославовича, который, еще будучи язычником, выбирал веру и отказался от ислама по той причине, что «вино — есть веселие на Руси и не можем без него быти». Но уже гораздо позже, став христианином и лежа на смертном одре, молился уже так: «Господи, Боже Мой! Не знал я Тебя, был как лютый зверь, но Ты меня помиловал и святым крещением просвятил и дал мне познать Себя!», признавая тем самым именно в Боге силу, способную возродить человека, преодолеть с Его помощью человеческие пороки, немощи и страсти.

Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник, участник боевых действий, бакалавр религиоведения

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.117.articles.army02


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика