Русская линия
Фонд стратегической культуры Елена Пономарева14.11.2008 

Что ждать от команды нового президента США

В той мере, в какой американские выборы остаются главной мировой новостью, необходимо развеять праздные мечтания журналистов, экспертов и, казалось бы, уважаемых политиков о том, что победа Барака Обамы сулит Соединенным Штатам, миру в целом и России в частности уход от конфронтации и перспективу мирного сосуществования стран и народов.

Американская политическая система никогда не отличалась той персонификацией власти, которая была свойственна, скажем, российской истории, где от личности зависит многое. Чтобы понять, что нас ожидает в ближайшем будущем, достаточно посмотреть на предполагаемые ключевые фигуры команды 44-го президента США.

Обама как рядовой носитель идеи «особой миссии» США в мире не самостоятелен в подборе команды. Заметную роль в американской внешней политике при новой демократической администрации будет играть новый вице-президент США Джозеф Байден.

Сенатор от штата Делавэр Д. Байден на протяжении последних лет не раз демонстрировал своё «ястребиное» нутро. По его словам, недальновидная администрация Дж. Буша не сумела разглядеть «выдвижение в качестве великих держав России, Китая и Индии». Одним из последствий такой «политики пренебрежения» стал «вызов, который бросила Россия свободной и демократической стране — Грузии». Новый вице-президент собирается положить конец «этому пренебрежению», заставив Россию «ответить за свои действия» и оказав помощь «народу Грузии». Что подразумевает Байден под «ответом» за прекращение Россией геноцида осетин и за принуждение агрессора к миру, мы скоро узнаем. А вот насчет помощи «народу Грузии» всё понятно — это вступление в НАТО, превращение независимого де-юре государства в протекторат и размещение американских баз на «свободолюбивой» грузинской земле.

Ричард Холбрук, которого прочат в госсекретари, персонаж очень занятный. Официальное досье гласит: дипломат, председатель Азиатского общества, постоянный представитель США при ООН (1999−2001 гг.), заместитель госсекретаря США (1977−1981 гг. и 1994 — 1996 гг.). В 1993 — 1994 гг. занимал пост посла по особым поручениям в Германии; внес активный вклад в «урегулирование» конфликта в Боснии и Герцеговине (БиГ), участвовал в разработке Дейтонских соглашений, в соответствии с которыми БиГ превратилась в протекторат под управлением Высокого Представителя, полностью определяющего внутреннюю и внешнюю политику этого квазигосударства. Не афишируется, что Р. Холбрук — директор фирмы «Леман бразерс», директор Совета по международным отношениям (СМО), а в 1994 г. был членом Трехсторонней комиссии.

Кто не знает, СМО — крупнейшая мондиалистская структура, объединяющая самых влиятельных людей США и западного мира. Эта организация включает бывших и действующих президентов, министров, послов, высокопоставленных чиновников, ведущих банкиров и финансистов, президентов и председателей правлений ТНК, представителей университетской профессуры и СМИ, конгрессменов, судей Верховного суда США, командующих вооруженными силами США в Америке, Европе и на Тихом океане, натовских генералов, функционеров ЦРУ и других спецслужб, деятелей ООН и международных организаций.

Совет по международным отношениям был основан в 1921 г. с целью поиска «новых форм воздействия на народы мира и усиления влияния США на мировую политику». Создание Совета как теневой, закулисной политической организации осуществлялось параллельно со строительством Лиги Наций, инициированной президентом США Вудро Вильсоном. В условиях «холодной войны» СМО стал главным стратегическим центром борьбы Запада против России/СССР. Так, инициатива нанесения ядерного удара по Советскому Союзу вызревала в стенах СМО, в составе членов Совета числились все виднейшие идеологи и руководители подрывной деятельности против России — от Алена Даллеса (президент СМО, 1946−1950 гг.) до Генри Киссинджера (директор СМО, 1977−1981 гг.), 3бигнева Бжезинского (директор СМО, 1972−1977 гг.) и Ричарда Пайпса.

Что касается Трехсторонней комиссии (ТК), то ее создание в 1973 г. было связано с усилением соперничества правящих элит Европы, Америки и динамично развивавшейся в те годы Японии. В условиях «нового мирового порядка, приобретающего форму глобальной общности», в интересах «создания механизма глобального планирования и долгосрочного перераспределения ресурсов» (З.Бжезинский, «New York magazine» 3.03.1975) необходимо было найти консенсус между различными структурами мировой капиталистической системы. ТК в составе Западноевропейской, Североамериканской и Японской комиссий, являясь своего рода мозговым центром глобальной элиты, разрабатывала рекомендации, которые воплощались в стратегию правящих кругов стран «золотого миллиарда» и, прежде всего, США. Члены Совета и Трехсторонней комиссии, занимая те или иные посты, реализуют не свою волю или волю избирателей, а интересы названных организаций.

Возможное назначение Ричарда Холбрука госсекретарем США Дмитрий Саймс назвал «зловещим сигналом для американо-российских взаимоотношений» («The Moscow Times». 10.11.2008). В период предвыборной гонки Холбрук прямо говорил о том, что «период тесного сотрудничества (России и США) времен Б. Ельцина явно подошел к концу», и резко выступал против многих шагов Москвы (Косово, Грузия, Украина).

Прекрасным дополнением к Холбруку в новой администрации станет ветеран «холодной войны» Збигнев Бжезинский (в 2009 году ему исполнится 80 лет). В 1977—1981 гг., когда на Западе антисоветская деятельность достигла своего пика, когда в Польше активизировалась «Солидарность» и было введено «военное положение», когда произошли первые кровопролитные столкновения между сербами и албанцами в Косове, когда была создана «Аль-Каида» (список можно продолжить), именно Бжезинский занимал пост советника по национальной безопасности президентов США. Он одновременно является членом Совета по международным отношениям, Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба.

После главы госдепартамента вторым по значимости в вопросах определения международной политики США считается место советника президента по внешней политике. Среди возможных претендентов — Сьюзан Райс (однофамилица Кондолизы Райс), работавшая еще в администрации Клинтона, и Джим Стайнберг.

С. Райс начала свою карьеру в аппарате Мадлен Олбрайт и котируется как эксперт по «новым демократиям», а Д. Стейнберг, прошедший обкатку в администрации Клинтона, неплохо (по американским меркам) разбирается в ближневосточном конфликте.

Шансы стать советником по национальной безопасности в новой администрации есть и у Майкла Макфола — ещё одного эксперта по России и представителя клинтоновской администрации. М. Макфола можно считать реалистом — он исходит из того, что Россию нужно воспринимать такой, какая она есть, сохранять баланс сил и строить российско-американские отношения, несмотря на противоречия по широкому спектру вопросов.

На активные, если не агрессивные действия на международной арене нацелен будущий руководитель администрации Белого дома Рам Эммануэль, работавший советником у Клинтона в его бытность президентом США. Р. Эммануэль был единственным из девяти представителей штата Иллинойс в палате представителей Конгресса США, согласившимся наделить Буша правом применить силу в отношении Ирака. По многим другим вопросам, касающимся военных операций США за рубежом, его позиция мало отличается от взглядов Джона Маккейна. Эммануэль — ярый сторонник жесткой (произраильской) линии в палестино-израильском урегулировании. Его отец был членом сионистской террористической группировки «Иргун», совершавшей в 40-х годах прошлого века нападения на арабов и объекты британской администрации в Палестине.

В свете того, какая получается команда, намерения Обамы заняться сокращением ядерных вооружений в мире и даже начать прямые переговоры с Ираном по вопросам ядерного сдерживания, особых надежд не вызывают. Неоднократные же заявления Обамы о его стремлении добиваться снятия ядерных ракет с боевого дежурства оставляют неясным вопрос: «Чьи ракеты собирается снимать с дежурства американский президент? Натовские, российские, какие-то ещё?».

Со сменой администрации во внешнеполитических подходах США не меняется ничего — кроме того, что Обама будет играть роль «доброго следователя» на фоне «злого следователя» Буша, а сохранение «глобального лидерства» США будет стараться обеспечить не столько военной силой, сколько дипломатическими и экономическими инструментами «мягкого влияния».

Позитивных сдвигов в политике нового президента США по отношению к России ожидать не приходится. Достаточно знать взгляды команды Обамы по двум вопросам — размещению элементов американской ПРО в Центральной Европе и планам расширения НАТО за счет Грузии и Украины, чтобы оставить любые иллюзии относительно «потепления» российско-американских отношений. В такой ситуации России нужно не просто заявлять о готовности разместить противоракетные комплексы в Калининградской области, а как можно скорее поставить «Искандеры» на боевое дежурство.

Барак Обама — не самостоятельная фигура, это один из третьестепенных выдвиженцев мировой закулисы. По многим важнейшим внутри- и внешнеполитическим вопросам новоизбранный президент — представитель идеологии «вашингтонского консенсуса» («The Guardian», 07.11.2008). Данный термин введен в оборот в 1989 г. американским экономистом Джоном Уильямсоном и означает:

— свободу передвижения капитала;

— тотальную приватизацию;

— высокие процентные ставки, препятствующие развитию промышленности, но облегчающие финансовые спекуляции;

— сокращение до минимума или ликвидацию всех социальных программ;

— поддержку стабильности национальной валюты путем установления ее зависимости от доллара США и ограничения реальной денежной массы;

— сокращение зарплат и ограничение прав трудящихся (права на забастовку, прав профсоюзов и т. п.);

— увеличение налогового давления на бедных и облегчение налогового бремени богатых.

В более широком смысле «вашингтонский консенсус» предполагает увеличение роли рынка и демонтаж государственных структур управления экономикой.

***

И все-таки закончить следует на оптимистической ноте. «Глупо воспринимать Америку как исчадие абсолютного зла. Она тоже — „часть картины“ Богосотворенного мира, причем очень значительная. Америка — это сложная система, выполняющая в эволюции человечества свою, еще неведомую нам (да и ей самой) задачу» («Завтра», ноябрь 2008).

Может быть, в повышенной агрессивности Соединенных Штатов содержится большой эволюционный смысл? Как бы там ни было, Россия, столь низко павшая в 90-е годы, если и начинает возрождаться, то во многом благодаря «внешней политике» — давлению на неё извне.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1740


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика