Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости Андрей Галицкий13.11.2008 

Как банкиры стали..алхимиками
Мировой кризис спровоцировал проблемы на отечественном рынке труда

От 10 до 20% сотрудников различных российских компаний будут сокращены до конца нынешнего года, а в январе нас ждет новая волна сокращений. Специалисты считают, что из-за роста издержек на оплату труда конкурентоспособность отечественной продукции каждый год снижается на 12 — 15% по сравнению с зарубежными аналогами. В период с 2001 по 2007 годы зарплата в РФ выросла в 6 раз, а производительность труда — только в 1,5 раза. По мнению представителей рекрутинговых фирм, есть некоторые плюсы в том, что сейчас происходит, — кризис выплеснет на рынок профессиональных специалистов, которых очень не хватает. Об этом шла речь на всероссийской конференции «Персонал для финансового рынка», организованной компанией «Кредитный и финансовый консультант».

Кризис наверняка обеспечит большой фронт работы так называемым хэдхантерам. Они давно промышляют на рынке труда, переманивая работников из одной компании в другую. «Охотники за головами» (а так и переводится headhunting на русский язык) отслеживают высококвалифицированных сотрудников с большим опытом работы, которых можно выгодно «продать».

Специалистов по переманиванию персонала часто изображают чуть ли не в образе «черных магов». Многие менеджеры убеждены, что, попав к ним в руки, сотрудник, даже не соблазнившийся на предложение, теряет лояльность к своей фирме, будто на него навели порчу. Некоторые компании устанавливают внутренние номера телефонов или специальные фильтры для отсеивания электронных писем, содержащих контакты рекрутинговых компаний.

Но все мы живем в информационном мире, поэтому эффект от изоляции персонала на самом деле ничтожен. Если человек неудовлетворен работой, он рано или поздно задумается о ее смене. К поискам могут подвигнуть банальные причины: низкая оценка труда, неэтичное поведение коллег (или начальства), рутина и однотипность выполняемых действий. Чтобы удержать квалифицированного сотрудника, зачастую необходимы усилия. Например, хотя бы минимальное продвижение по службе, дополнительное обучение за счет компании, повышение заработной платы, дополнительная медицинская страховка и т. д.

Еще совсем недавно, сменив место работы, можно было за короткий срок получить прибавку в зарплате, не повышая при этом профессиональную квалификацию. Работодатели платили сотрудникам высокие оклады, поскольку они в любое время могли уйти на другую работу. Теперь же соискатели вакансий соглашаются на новое место работы, даже если рост зарплаты составит всего 10 — 20% или его вообще не будет. Это объясняется кризисными процессами, начавшимися на рынке труда.

Пока чиновники успокаивают: мол, наша экономика выстоит, значительных изменений в жизни простого гражданина не будет. Однако большинство экспертов склонны считать, что кризис только начинается, и пока мы видим еще «цветочки». Кто был прав, покажет ближайшее время, но и сейчас можно говорить о появлении вполне определенных тенденций. Это прежде всего сокращение бюджетов на подбор персонала в финансовом секторе и отказ банков от набора новых сотрудников. Некоторые банки уже успели объявить о предстоящем сокращении персонала.

Специалисты рекрутинговых компаний отмечают, что в настоящее время рынок труда находится в полосе неопределенности, и пока кризис затронул в основном компании финансового сектора. Но увеличение стоимости кредитов довольно скоро может коснуться других, наиболее зависимых от этого отраслей: строительства, ритейла и т. д. Компании неизбежно начнут замораживать свои проекты, а вместе с ними и сокращать людей, которых под эти проекты набирали.

Все идет к тому, что в очередь на бирже труда должны будут выстроиться сотрудники страховых, банковских и ипотечных компаний, как это уже происходит в других странах. Руководство фирм при первых трудностях первым делом урезает затраты на рекламу, поэтому в группу риска попадут и рекламные агентства. Работодатели будут стремиться самостоятельно закрывать вакансии, не обращаясь к посредникам, следовательно, рекрутинговые агентства также сократят штаты. Денег у населения станет меньше, уменьшится спрос на товары народного потребления, а значит, и торговые сети как минимум перестанут расширяться и набирать персонал.

Серьезно осложнились дела у риэлтеров: на рынке недвижимости не наблюдается оживления с весны. Услуги по подбору объекта перестают быть востребованными, покупатели в большинстве своем стремятся искать недвижимость сами. Страдают и ипотечные брокеры (небанковские продавцы кредитов) — из-за того что сократился круг предложений: как мы уже упоминали выше, подорожали кредиты, сузились продуктовые линейки банков.

Снижение спроса и рост процентных ставок по кредитам приведет к увеличению себестоимости и значительному сокращению объемов производства. Схема развития событий может быть такова: сначала рабочих отправят в неоплачиваемый отпуск, а потом сократят. По мнению экспертов, это коснется в основном средне- и низкоквалифицированного персонала. Рабочих высокой квалификации будут по-прежнему удерживать, скорее всего, материальными стимулами. Кроме того, высококвалифицированный специалист всегда найдет работу, в том числе за рубежом. Поэтому в случае совсем неблагоприятного развития событий можно ожидать и новой волны эмиграции.

Те же компании, которые старались развиваться за счет собственных средств, не привлекая внешние займы, кризис затронет в меньшей степени, и их персонал может быть более-менее спокоен. Предприятия, продукция которых всегда в цене (это в первую очередь производители продуктов питания, фармакологических и медицинских товаров), понесут наименьшие потери. Хотя многим придется обновлять «продуктовую линейку» и менять свой маркетинг. Так что маркетологам, по всей видимости, в новых условиях работа найдется.

Прогнозируется также увеличение спроса на опытных менеджеров по продажам, так как обострится конкуренция за платежеспособного клиента. Будут в цене мерчендайзеры — специалисты, которые способны стимулировать продажи товара в условиях дефицита платежеспособности населения.

Каждая компания оптимизирует свою структуру во время кризиса по-своему. Эксперты утверждают, что снизить вероятные потери ценного персонала помогает формирование корпоративной культуры. Например, кадровое ведомство одного из банков нашло нетривиальный способ: силами сотрудников был организован самодеятельный спектакль по роману Пауло Коэльо «Алхимик». Подобные мероприятия, как считается, позволяют сократить дистанцию между работниками отделов и поддержать их эффективное сотрудничество друг с другом. По данным кадровиков, в результате ежегодная текучесть кадров в банке уменьшилась с 60 до 15%.

Что ж, если так пойдет дальше, то хотя бы культура будет у нас на высоте. Тем же, кто сегодня задумывается о смене работы или уже получил заманчивое предложение, специалисты советуют не отказываться от своих планов, но быть более внимательными и, конечно, не уходить «в никуда». Во всяком случае до тех пор, пока не закончится кризис.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 254 141@SV_Articles


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика