Русская линия
Завтра Валентин Пруссаков12.01.2006 

Синай
Репортаж из монастыря Святой Екатерины (Синайский полуостров, Египет)

В последние годы на дикой и заброшенной тысячелетиями земле Синайского полуострова возникло несколько модных морских курортов. Самый известный и популярный из них, конечно, Шарм эль Шейх. В этих местах отдыхает ныне и немало наших соотечественников, привлекаемых сюда, главным образом, чистейшей водой Красного моря, его красивейшими кораллами, объявленными, между прочим, национальным достоянием Египта, а также высококлассными гостиницами, выросшими на еще совсем недавно совершенно пустынном побережье, по которому лишь изредка бродили бедуины с их верблюдами.

Однако если туризм на этой древней земле явление сравнительно новое, то паломничество на Синай существовало с очень давних времен. И неудивительно: ведь на этом полуострове Пророк Моисей, родившийся и выросший в историческом контексте многобожия, призвал свой народ к законам единого Бога. Непреложный факт: здесь свершились величайшие события — Богоявления и священный договор между Богом и людьми, ставший основным моментом всей истории человечества.

Синай увековечен знаменитыми библейскими эпизодами, связанными с Моисеем, в том числе тремя, которые, вероятно, известны каждому из нас: «Неопалимая купина», «манна небесная» и самое главное тем, что именно на этой выжженной зноем земле Моисей получил от Господа Скрижали Закона — десять Заповедей.

Природа как бы подтверждает и не даёт забыть людям чудеса, явленные Богом.

Так, о «Неопалимой купине» в Библии сказано: «И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». (Исход 3:2). И как раз в этой местности существует растение Dictamnus albus с большим количеством пузырьков, наполненных эфирными маслами: при приближении пламени к растению пузырьки раскрываются и выброшенное масло загорается. А так же, о «Неопалимой купине» в этой местности напоминает дерево Loranthus acaciae; при цветении его вишневые ветви покрываются пурпурными цветами, и оно производит впечатление горящего куста.

Что же касается «манны небесной», то до сих пор ранним утром бедуины собирают с деревьев Tamarix mannifera (относящихся к виду акации, широко распространенному в этих краях), сладкие плоды.

Но не только связью с великими библейскими событиями славен Синай. В течение тысячелетий этот полуостров довольно часто становился театром военных действий: через него проходили многочисленные войска самых разных народов: египтяне под руководством Тутмоса III и Рамсеса II, персы во главе с Камбизом, греки с Александром Македонским и римляне Антиоха. И еще: арабы и крестоносцы, армия Наполеона, и уже совсем недавно — воинство так называемого государства Израиль…

По скалистой земле Синая проходит также дорога, истоптанная ногами тысяч и тысяч христианских паломников и аскетов. Нельзя не отметить и того, что, несмотря на опасности, поджидавшие их в этой суровой и неприглядной среде, люди приходили сюда в поисках спокойного прибежища для молитв и спасения, особенно во времена жестоких преследований.

Неподалеку от горы Хорив, на которой Моисей получил заповеди, в четвертом веке был основан православный монастырь, считающийся ныне самым древним действующим христианским монастырем в мире и обладающий богатейшей коллекцией икон и бесценных манускриптов в библиотеке (второй после Ватикана), собранных и сохраняемых на протяжении многих веков. Согласно преданию, св. Елена, мать императора Константина, потрясенная святостью этих мест, в 330 году приказала построить небольшую часовню, посвященную Богородице, на месте Неопалимой купины. Через пять столетий, синайские монахи смогли узреть здесь мощи святой великомученицы Екатерины (она была обезглавлена за свою принадлежность к христианской вере), которые ангелы перенесли на вершину самой высокой горы в горной системе Синай. Ныне эта гора носит имя Святой Екатерины. Так и возник монастырь Святой Екатерины, бережно хранящий ее нетленные мощи — Чесную Главу и кисть правой руки, к которым верующие могут прикоснуться и в наши дни…

Любопытно, что за долгие столетия, будучи маленьким островком в безграничном море ислама, монастырь никогда не подвергался разрушению или разорению. Как гласит предание, сам пророк Мохаммад в 625 году даровал свое покровительство монахам, которые пришли увидеть его. Копия особой грамоты, утверждающей этот факт, до сих пор находится в монастыре.

В средние века местное монашеское братство насчитывало 300−400 человек, сегодня же монахов около двадцати. В основном это греки, но есть и несколько русских, правда, встретиться с ними нам не довелось. Жизнь же в монастыре, как и прежде, суровая: день начинается с четырех утра Богослужением с Божественной литургией, продолжающейся до семи утра, следующие дневные службы проходят с трех до пяти. Едят монахи почти всегда один раз в день после Богослужения.

Интересно, что в ежедневной жизни им помогают бедуины из племени «джебелех». И хотя они, разумеется, мусульмане, у них не было и нет никаких проблем с монахами. Говорят, что бедуины с удовольствием принимают участие в некоторых религиозных службах монастыря, например, при прославлении Моисея или в поклонении св. Георгию и св. Екатерине. Как представляется, это наглядное и красочное подтверждение возможности мирного и абсолютно бесконфликтного сосуществования между христианством и исламом.

В настоящее время к монастырю проложены асфальтовые дороги, вокруг него построены оборудованные гостиничные комплексы и, наконец, совсем близко от него даже возник небольшой аэропорт. Все это, бесспорно, еще больше увеличивает число тех, кто посещает эти удивительные, овеянные сказаниями и как бы нетронутые духом суеты и современности, легендарные места, о которых каждый, по-видимому, читал или слышал еще в детстве.

В автобусе, увозившем нас и других российских журналистов в Шармэль Шейх после нескольких часов, проведенных в монастыре, царили неожиданная тишина и поразительное спокойствие. Обычным любителям поговорить, поерничать и побалагурить как бы кто-то запечатал уста. Все, казалось, были поглощены неожиданно нахлынувшими собственными мыслями, внутренними переживаниями и ощущениями. Многих, вероятно, охватило ясное осознание того, что они побывали в мире совсем иных измерений, находящемся куда ближе к Богу, Вечности и подлинной жизни, чем тот, наполненный нескончаемыми, пустыми хлопотами и никчемными треволнениями, в котором мы все обреченно копошимся до самой смерти, нисколько не задумываясь о действительно главном и важном. Может быть, и весь смысл посещения святых мест состоит в том, чтобы дать нам шанс приподняться духовно и отрешиться, пусть и всего на несколько скоротечных мгновений, от нашей каждодневной мышиной возни и явственно ощутить хотя бы легчайшее прикосновение к тому, что всегда было, есть и будет. Очевидно, это и есть то, что в православии называют благодатью, и без чего нам никак нельзя, ибо без ощущения ее материально невыразимого, неописуемого и поистине божественного вкуса вся жизнь превращается в полный абсурд и становится лишь довольно длительной, скучной и абсолютно ненужной поездкой в никуда.

Благодарим туристическую фирму «Detur» за отличную организацию поездки в Египет.

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/06/634/61.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика