Русская линия
Радонеж Елена Чудинова23.10.2008 

Ополье: 18 октября

Если бы кто-нибудь сказал бы мне лет в шестнадцать, что я своими глазами увижу воздвижение памятника белогвардейцам — я бы, наверное, не поверила. Трудно было поверить даже и сейчас: Советская власть рухнула уж вон сколько лет назад — а первый каменный памятник северозападникам возведен только в нынешнем октябре.

Но вот — проделав путь из Москвы в Санкт-Петербург, а из него уже в село Ополье — я стою под моросящим балтийским дождем, в церковной ограде, перед монументом.

«Вечная память христолюбивым воинам Талабского, Семёновского, Островского полков Северо-Западной армии жизни свои положившим за святую Русь» — гласит надпись на черном граните. Ниже идут имена: Палехов, Егоров, Балондин, Дунаев, Евстафиев, Короленко, Макаров, Мартимьянов, Матвеев, Семенов, Тюнн, Федоров. Имена эти извлекли из забвения архивные работы Ямбургского братства во имя Св. Архистратига Михаила. Воины эти, погибшие во время наступления Юденича на Петроград под Ямбургом, были похоронены в Ополье. Впоследствии надгробия их были уничтожены большевиками.

Памятник был воздвигнут по благословению настоятеля Крестовоздвижеского храма митрофорного протоиерея Иоанна Белевцева, заслуженного профессора СПбДА.

За панихидой, во время которой о. Иоанн произнес проповедь, разъясняющую духовный смысл понятия «Святая Русь», следует лития, салют из трехлинеек, возложение цветов, речи.

Сколько же усилий благородных энтузиастов сосредоточилось в этом граните! Государство у нас отнюдь не выделяет средств на увековечивание памятников белогвадейцам, сражавшихся «против чужеродного эксперимента, чудовищные результаты которого сегодня почти всем очевидны», как сказал в своей речи С.Г.Зирин, вице-председатель братства и редактор альманаха «Михайлов день». Что же, раз государство у нас такое бедное, владелец ямбургской мастерской Н.М.Литвинов положил благотворительный почин, решив безвозмездно изготовлять памятники воинам СЗА. А скольких нервов стоило братству преодоление бюрократических препон, чинимых местными властями! Как тут не вспомнить о том, что и сам Ямбург до сих пор носит имя эстонского изувера-чекиста Виктора Кингисеппа! (Очень хитрым манером местные власти завалили референдум. К двум вопросам «Хотите ли Вы, возвращения названия Ямбург?» и «Хотите ли Вы, чтобы осталось название Кингисепп?» был добавлен третий вопрос: «Может быть, Вы предпочитаете название Ямгород?» Фокус, восхитивший бы, думается, любого социолога. Сторонники отмены названия «Кингисепп» оказались поделены на две части.) Еще совсем недавно, в минувшем марте, городским школам пытались навязать напичканное советскими мифами пособие по истории края.

Что ж, положение в Ямбурге отражает положение повсеместное. Народ наш по-прежнему живет в состоянии хронической шизофрении. Семья царственных мучеников давно канонизирована, а станция московского метро по-прежнему носит имя цареубийцы. (Попытки исправить этот безнравственный парадокс предпринимались недавно общественной комиссией «Возвращение»: мэрия их блокирует).

Христолюбивое воинство. Советские годы сумели основательно стереть в умах потомков то, что было совершенно очевидным современникам: однозначно религиозный характер той войны. Занятно бывает иной раз ткнуть оппонента носом в фотографии аэропланов и бронепоездов. Не то удивительно, что на белых машинах изображены кресты и лики святых, но как-то уж вопиюще откровенно машины красные разрисованы чертями, ведьмами на мётлах, прочей совершенно сатанинской символикой. Тогда каждый знал, за что он идет воевать, знал четко, без аллегорий. А победив, как это обычно и бывает, Зло сделало вид, что его нет. Какие такие черти? Воевали за «светлое будущее».

Противостояние в обществе набирает обороты. Тут и недавний демарш спецслужбистов, пожелавших возвращения железного Феликса, тут и муссирование сталинской темы в контексте проекта «Имя России». С другой же стороны — эффектный выход фильма «Адмиралъ». Многие посмотревшие уже жалуются, что-де фильм получился ванильно-карамельный, слащавый. Да пусть хоть десять раз так! Важно одно — положительный образ Колчака.

Обо многом невеселом думалось под низким облачным небом. До этого дня не дожил замечательный военный историк О.А.Калкин, чье научное наследие опять же не в достаточной мере еще востребовано в сегодняшнем дне. Ничего, время для его трудов еще настанет, как настал день возведения этого скромного камня.

Ах, Талабский полк, рыбари Христовы! Острова гордой и отважной рыбацкой вольницы нипочем не смогли бы собрать сегодня героического воинства. За десятилетия «чужеродного эксперимента» население спилось и выродилось. Нынешние жители даже не знают о том, что являются потомками белых. Об этом с горечью рассказывали мне историки на следующий день, когда мы бродили по Ямбургу. Мы проходили мимо памятника — куда роскошней опольского камня, памятника весьма своеобразного, так сказать — двухьярусного. Верхний напоминал о погибших солдатах Великой Отечественной, нижний — о мифических «погибших от рук белобандитов». История-история! Как же медленно ты расставляешь все на свои места!

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2854


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика