Русская линия
Русский журнал Владимир Можегов21.10.2008 

После Диомида. Четыре вопроса до катастрофы

Итак, епископа Диомида, наконец-таки, разжаловали в монахи. Чего, надо сказать, он давно и целенаправленно добивался. Конечно, сенсацией это извержение (в отличие от решения летнего Архиерейского собора) не стало. Все его ждали, как какой-то неизбежной черты, за которой… А вот что за которой, — никому, по большому счету, до сих пор не понятно.

Официальные структуры РПЦ продолжают твердить о кучке маргиналов (поддержать Диомида у стен патриархии и правда собралось всего-то человек пятнадцать). Диомидовцы продолжают принимать устрашающие позы и выпускать воинственные воззвания (все менее связные и адекватные. Вот, например: 6 июля в Анадырь был прислан епископ Марк, взломавший замки в Анадырском храме; 6 сентября патриархийная команда взломала контейнер с личными вещами Диомида; а 6 октября состоялось заседание Синода, извергнувшего Диомида. Получается 666! — торжественно заключают некие чукотские монахини в Открытом письме, опубликованном на «Кредо ру».

А всех парадоксальней при этом оказывается не всегда (как всегда не) предсказуемый дьякон Кураев, который прямо говорит о том, что в связи с «казусом Диомида» «наша Церковь сейчас, и уже не первый год, балансирует на грани раскола по масштабам сопоставимого с расколом 17 столетия»

И всего ближе к истине, кажется, именно он. Что заставляет нас делать такие выводы? Что бы связно представить свои соображения, выложим их в три захода.

Итак, первый вопрос:

Что будет с Диомидом?

Анафематствовав 17 июля патриарха, Диомид явно перешел последнюю черту здравого смысла, чем перечеркнул весь нажитый прежде моральный капитал честного, искреннего, за идею радеющего борца-бессеребреника. То есть, он остался, конечно, и искренним и радеющим, только, увы, безнадежно перешедшим границу адекватности. Моральным банкротом, человеком за гранью нервного срыва.

Не удивительно, что большинство, с любопытством наблюдавших (и отчасти сочувствовавших) честному «народному» епископу, покрутили пальцем у виска и отвернулись от Диомида. Здравомыслящие консерваторы испустили вздох разочарования и? тоже отвернулись. Не здравомыслящие впали в прострацию и потребовали у Диомида объяснений? (Таковые вскоре последовали? Внеся еще большую сумятицу в умы и еще более все запутав. В ответах Диомида недоумевающим читателям алармистской газеты «Дух христианина» досталось и святому патриарху Тихону и? В общем, уже и до Господа Бога осталось не далеко).

С момента злополучной анафемы сторонники Диомида находятся в томлении и смятении. И самому Диомиду явно все труднее оказывается удерживать свой разум от распада. Всякий раз, как только он в очередной раз открывает рот, с языка его слетает что-то еще более дикое, чем предыдущее. Вот, например, телеграмма, посланная Диомидом в ответ на приглашениее его на заседание Синода 6 октября 2008 года: «БЛАЖЕН МУЖ ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА И НА СЕДАЛИЩЕ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ ТЧК СКОРБЛЮ ЧТО РПЦ МП ВРАТА АДА ОДОЛЕЛИ ЗПТ И ОНА СДЕЛАЛАСЬ СЛУЖАНКОЙ АНТИХРИСТА ТЧК ЕПИСКОП ДИОМИД АНАДЫРСКИЙ И ЧУКОТСКИЙ РПЦ»

В общем «Грузите апельсины бочках. Братья карамазовы». Из персонажа героического Диомид стремительно превращается в многострадального отца Федора. Воистину, кого Бог хочет наказать, лишает разума. И что ждет теперь разжалованного епископа, думаю, предсказать не трудно: судьба попа Гапона. (Не о физической смерти, Боже упаси, говорим, но о моральной).

Но праздновать победу патриархии все-таки рано. Ибо то, что происходит сегодня — не политика, как ей видится (всюду-то ей видится одна только политика!), а трагедия. Трагедия рока, если хотите. И развивается она по своим законам — законам трагедии.

Итак, второй вопрос:

Что будет с патриархией?

Ничего хорошего. И прежде всего, потому, что в анафемах Диомида есть и ее немалая заслуга (более всего потрудились над этим митр. Кирилл и еп. Венский Иларион). Патриархии и расплачиваться по счетам истории вместе с Диомидом.

Все в сегодняшней РПЦ держалось до сих пор лишь на авторитете патриарха. Епископы, «жадною толпой стоящие у трона», это одно, а патриарх — другое, — так рассуждал народ. Патриарх — фигура сакральная, символ (даже безотносительно заслугам) чистоты, святости и мудрости Церкви. Анафемой Диомида (вызванной безответственными шагами самой патриархии) этот символ основательно подорван. И это может оказаться для нее роковым.

Анафема патриарху — это, скажем так, метафизическая наглость. Она уже повергла церковное сознание в шок, подобный которому оно испытало, наверное, лишь однажды в ХХ веке. Мы имеем в виду заявление местоблюстителя Сергия (Старогородского), о том, что «гонений на религию в СССР никогда не было и нет», а «репрессии в отношении верующих применяются … за разные противоправительственные деяния», брошенное им в лицо тысячам мучеников Церкви. Отрекшись от мучеников, Сергий вверг Церковь в раскол, который она не может преодолеть и поныне, и очередной вехой которого и стал «казус Диомида» и его «анафема».

«Анафема патриарху» — это очень опасная черта. Черта, за которой безумие. (нарастание которого мы и наблюдаем сегодня в Диомиде). Но не в Диомиде дело. Сам Диомид тоже — лишь символ и воплощение. Такие же вещи как «Анафема патриарху» в России чреваты. Анафема патриарху значит — «все позволено». А что такое «все позволено» в России — объяснять не надо.

Вспомним Россию 1905−1917 годов. Расстрела 9 января народ царю так и не простил. Оттого так стали популярны впоследствии кощунства на царскую семью. Всем казалось очевидным — убери царя и все наладится. Но когда от репутации царя ничего не осталось, все пошло прахом. Царя убрали и страна развалилась.

Примерно ту же ситуацию мы можем получить и сегодня. Если авторитет патриарха всерьез пошатнется, патриархия останется в глазах народа лишь «жадною толпой», но уже без золота трона, сдерживающего ее беспредельные амбиции. Вернуть патриархии авторитет может только правда. Но вещь эта в большом дефиците (как разум у Диомида). И ясно почему: слишком много эгоистических интересов, денег и власти стоит на кону.

Но если авторитет патриархии в народе (и сегодня — минимальный) окончательно рухнет (как это уже случилось во времена Сергия), Русская церковь останется без видимого центра.

Итак, третий вопрос:

Что будет с Церковью?

В этом случае, церковь будет ввергнута в жесточайший кризис.

Казус Диомида уже разбудил ветры внутрицерковной вражды. А его пресловутая «анафема» перессорила всех внутри самих враждующих лагерей. При этом, Диомид разбудил не только опричников, но и церковных либералов, между которыми развернулась нешуточная война. Так, недавно «Новая газета» опубликовала выдержку из книги N-ских батюшек под заглавием «Марксизм-ленинизм побеждает в церкви», а церковный публицист А. Рогозянский опубликовал на «Радонеже» ответ на эту работу под нагло-провокационным названием «Предчувствие либеральной опричнины». (Бесцеремонность подобных заголовков — тоже знак полного смещения сознания после Диомидовской анафемы).

В то же время в официальном «Церковном вестнике» вышла глубокая и умная статья о митрополите Агафангеле, законном приемнике патриарха Тихона, не принявшем Сергианства. И это тоже знак свершаемых перемен: ветры гласности задули над тихим домом митрополитбюро, заставляя церковные власти ежится и нервничать?

И дальше напряжение будет, видимо, только нарастать. Симптомы полномасштабного кризиса церкви становятся все отчетливее. И это не худший вариант. Ибо кризис есть в то же время и возможность выхода. Без кризиса Русскую церковь ждет либо окончательное потопление в медоточивой лжи, либо — еще более сокрушительная катастрофа, которая будет грозить уже стране в целом и все составляющие которой уже пришли в движение.

Итак, мы подошли к последнему и главному вопросу:

Что будет с Россией?

Если полномасштабный кризис потрясет церковь сегодня, это все же не будет иметь катастрофических последствий для страны в целом. При этом, только в состоянии кризиса, как показывает история, церковь оказывается способна порождать из себя харизматичных лидеров и великих святых, как это бывало во времена митрополита Филиппа и патриарха Тихона.

Но, понятно, что патриархия будет делать все возможное, что бы погасить кризис в зародыше. Понятно и то, что никакой реальной возможности повлиять на ситуацию, у нее нет, поскольку нет поддержки в церковном народе. И значит, она попытается вянуть в свои разборки власть. (Временно управляющий чукотской кафедрой епископ Марк уже попытался завести уголовное дело на Диомида, правда прокуратура благоразумно уклонилась). Если власть и дальше будет сохранять дистанцию в этом «споре славян между собой», ситуация будет трудной, но терпимой. Если же патриархии удастся втянуть ее в конфликт (а сегодня под патриотическую истерику это вполне возможно), дело может принять самый плачевный оборот.

Задушить сопротивление «церковных несогласных» с помощью административного ресурса и ФСБ будет не очень трудно. Подавляющее большинство церковного народа, хоть и ропщет на «продавшихся заживо» епископов, совершенно при этом апатично. А немногие активные лидеры находятся под прицелом. К. Душенов, лидер опричнины, сегодня под следствием. На М. Назарова (выразителя духа непримиримых зарубежников, автора знаменитого «письма пятисот») тоже накоплено не мало компромата. Потому, не удивительно, что под последним воззванием Союза Русского Народа, поддержавшем Диомида накануне заседания Синода, подписей Назарова и Душенова нет. Лидеры опасаются лишний раз светиться. Можно попытаться изолировать и самого Диомида (впрочем, он настолько сам себя дискредитировал, что трогать его сейчас — было бы самым глупым решением).

Итак, задушить сопротивление можно. Но для этого потребуется активная помощь госструктур. И если власть даст себя ввязать в эту авантюру, это придаст делу совсем иной оборот. Если сращение патриархии с госструктурами сегодня идет по нарастающей, то после этих действий оно станет тотальным. И теперь это будет уже не союз церкви и государства на почве защиты «общественной нравственности», а связанность «общей кровью». А подобные союзы, как известно, самые крепкие.

Взрыва недовольства все равно, конечно, избежать не удастся. Но оттянуть его лет на 10 можно вполне (как это случилось после революции 1905−07 гг). А к 2017-му году, когда болезнь под «фигурой умолчания» окончательно вызреет, ситуация будет уже совсем иной. Госбюрократия и номенклатура РПЦ будут сращены к тому времени намертво, а воцерковление бюрократии из сегодняшней неофитской фазы перейдет в фазу «заматерения» и «борзости» (как это случилось сегодня с «народными» и «интеллигентскими» неофитами 90-х). И не трудно догадаться, какого качества будет это «воцерковление» (недавний одиозный фильм Шевкунова дает красноречивую тому иллюстрацию).

При том, что «Русский проект» и тому подобные шовинистические идеологии и сегодня весьма популярны в наших силовых структурах. Выращенные же в инкубаторе РПЦ под благодатными поливами басен о «гибели империи», подобные чудовища начнут вылупляться целыми семействами в теле бюрократии. И через десять лет подобных дракончиков в высших эшелонах власти будет уже не счесть.

Если же пройдет вариант раздельного обучения православных, мусульман, евреев и атеистов, который усиленно пробивает сегодня РПЦ, то свои первые результаты (разноплановую, разнонаправленную и зрелую ненависть) даст к тому времени и он.

Добавим сюда полное пренебрежение церковниками социальными проблемами. Добавим брошенных властью, озлобленных и уже подросших к тому времени всевозможных «Наших». Добавим люпменов, которых и сегодня уже 10−15% в городах (не говоря о деревне) и черт знает какую ситуацию в мире, перманентно чреватую катаклизмами.

Удара, в несколько раз сильнее войны в Грузии, может оказаться достаточно, чтобы сделать внутреннюю ситуацию в стране совершенно не предсказуемой. И вот, если кризис РПЦ разразится в этих условиях, он повлечет за собой раскол госбюрократии, и тогда все демоны вырвутся на свободу. Это, конечно, самый катастрофичный сценарий, за которым уже прямо прослеживается диктатура (представим себе на секунду условных Душенова, Шевкунова и Дугина в виде некоего диктаторского триумвирата), «День опричника» и «ЧК во имя Христа», предсказанных в разное время Н. Бердяевым и Вл. Сорокиным. Предположим, что следующая большевистская революция (если она случится) пройдет под черными знаменами православных зилотов, а следующая диктатура будет освещена именем Ивана Грозного. Пока все, увы, развивается именно по этому сценарию. И наверное скоро уже будет понятно, станет ли этот процесс необратимым.

http://www.russ.ru/reakcii/posle_diomida_chetyre_voprosa_do_katastrofy


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика