Русская линия
Отрок.ua Алексей Гриц20.10.2008 

Косово: кровоточащее сердце Сербии

В XXI веке в самом центре просвещённой Европы происходят события, которые, скорее, напоминают о самых мрачных временах глухого Средневековья. С молчаливого согласия правительств западных стран, при полном безразличии их жителей, считающих себя христианами, под равнодушным взором многочисленных правозащитных организаций целенаправленно уничтожаются уникальные памятники православной культуры, являющиеся достоянием всего человечества, но прежде всего — бесценными святынями народа, на долю которого за его историю выпало столько испытаний…

Территория Косово и Метохии была заселена славянами в VI в. Со второй половины XII в. начинается объединение мелких разрозненных славянских княжеств в единое Сербское государство, колыбелью которого предстояло стать Косово и Метохии. В 1217 г. возникло Сербское королевство, а в 1219 г. — архиепископство. Сербы завоевали ряд византийских земель, в том числе Македонию и часть Северной Греции, а также активно расширяли свои владения на север и запад. Сербское королевство достигло наивысшего расцвета при короле Милутине (1282−1321). Он женился на византийской принцессе Симониде и стремился во всём подражать византийским императорам. Именно правление Милутина, а также его сына Стефана и внука Душана стало золотым веком сербской средневековой культуры. В этот период были созданы самые значительные произведения архитектуры и монументальной живописи в Косово, возникшие под влиянием византийского искусства.

Один из древнейших памятников православного зодчества в Косово и Метохии — монастырь Печка Патриарши`я (по-русски — Печская Патриархия, по названию близлежащего города Печ). Он основан в начале XIII в. первым сербским архиепископом cвт. Саввой, который возвёл здесь церковь Двенадцати апостолов. Позднее, уже в начале XIV в., к ней пристроили ещё два храма — Димитрия Солунского и Богородицы, а также придел в честь свт. Николая. В результате получился единый комплекс, напоминающий сербский монастырь Хиландар на Афоне. Такое сходство неудивительно — ведь достраивалась Печская Патриархия архиепископом Данилой II, бывшим настоятелем Хиландарской обители. В конце XIII в. сюда перенесли резиденцию главы Сербской Церкви. В течение всего Средневековья Печ оставался местом захоронения сербских епископов (с 1346 г. — патриархов). В монастыре покоятся мощи многих святителей, в том числе первого патриарха Сербии Иоанникия, а также пяти раннехристианских мучеников — Евстратия, Евгения, Аксентия, Мардария и Ореста. К числу святынь Патриархии относится и Печская чудотворная икона Богоматери, по преданию, привезённая свт. Саввой из Иерусалима.

Ещё одним замечательным памятником сербского искусства является церковь Богоматери Левишки в Призрене — единственный уцелевший со Средних веков сербский городской кафедральный собор. Сохранилась даже древняя колокольня — большая редкость, поскольку турки, запретив колокольный звон, повсеместно разрушали колокольни и разбивали колокола. Храм построен по заказу короля Милутина в 1306—1309 гг. мастерами из Эпира (Западной Греции). Монарх не хотел ни в чём уступать византийским императорам, поэтому приглашал самых лучших греческих мастеров. Тем же Милутином в 1321 г. возведена знаменитая Благовещенская церковь в монастыре Грачаница — непревзойдённый шедевр сербского зодчества. Король очень любил это место и хотел быть похороненным именно здесь. Запоминающийся облик пятиглавого устремлённого ввысь храма сложился под влиянием современной ему северо-греческой архитектуры, в первую очередь, церквей в Салониках.

В числе средневековых памятников Косово и Метохии выделяется церковь Пантократора в монастыре Високи Дечани, возведённая в 1330-е гг. Она задумывалась как усыпальница короля Стефана Дечанского, святые мощи которого до сих пор хранятся здесь. Строителем Дечан был выходец из черногорского города Котора францисканский монах по имени Вит (Вита). Поэтому в облике церкви доминируют не византийские, а романские и готические детали. Особенностью Дечанского храма является широкое использование скульптуры, что делает его похожим на соборы Владимиро-Суздальской Руси, строившиеся при участии иностранных мастеров. Стены украшены резными изображениями грифонов, драконов, василисков и других сказочных существ.

Помимо этих всемирно известных памятников сербской архитектуры, включённых ЮНЕСКО в число Всемирного культурного наследия, на косовской земле пока ещё существует множество других православных храмов. Среди них монастырь Баньска, где был похоронен так много сделавший для развития сербской государственности и культуры король Милутин (сейчас его мощи находятся в Софии), а также пещерный Коришский монастырь. Это самая известная пустынь Сербии, основанная первым сербским отшельником прп. Петром. Он поселился в этих местах в конце XII в., в пещере, из которой, согласно преданию, с помощью Архангела Михаила выгнал огромную змею.

Большую ценность представляют сохранившиеся во многих храмах средневековые росписи, являющиеся важнейшими памятниками православного искусства. Древнейшие произведения монументального искусства в Косово — росписи в Корише — датируются 1220-ми годами. Ненамного младше росписи в Печской Патриархии. Самые ранние из них, находящиеся в церкви Двенадцати апостолов, выполнены около 1260 г. Большинство же фресок относится к первой половине XIV в. Их значение особенно велико потому, что в то время балканские страны и, в первую очередь Сербия, приняли эстафету православной культуры у разгромленной крестоносцами Византии. Памятников византийской живописи того периода практически не сохранилось, и косовские фрески закрывают собой эту лакуну в истории мирового искусства. Набор сюжетов показывает огромную роль Косово и Метохии в становлении сербской государственности. Почти во всех храмах можно увидеть портреты сербских королей и архиереев. Стены храма в Призрене украшает галерея портретов сербских правителей Неманичей, начиная с основателя династии и первого сербского святого Стефана Немани (св. Симеона). Эти изображения, как полагают, принадлежат кисти живописцев из знаменитой семьи Астрапас из Салоник. Зачастую монархи изображались в торжественных византийских одеждах, вместе с благословляющим их Христом — точно так же, как византийские императоры на мозаиках собора св. Софии в Константинополе. Ещё одна интереснейшая роспись — «Древо Неманичей» — родословная династии сербских королей, созданная на основе известной иконографической схемы Древа Иессеева (земной родословной Иисуса Христа). Впервые такое изображение появилось в росписях Грачаницы, а затем было повторено в Печской Патриархии и монастыре Високи Дечани.

Блестящее развитие сербского искусства было прервано турецким завоеванием. После трагедии на Косовом поле Сербия на несколько столетий лишилась государственной независимости. Турки жёстко притесняли христиан на Балканах. Многие храмы были переделаны в мечети (например, церковь Богоматери Левишки вернули православным лишь в 1923 г.), повсеместно сносились колокольни, закрашивались фрески. В XIX в. слабеющая Османская империя, стремясь подавить активизировавшуюся борьбу сербов за свободу, начала активно заселять сербские земли мусульманами-албанцами. Их численность на юге Сербии, особенно в Косово и Метохии, неуклонно возрастала. После Второй мировой войны коммунистические власти Югославии позволили поселиться в Косово беженцам из Албании, спасавшимся от кровавых репрессий албанского диктатора Э. Ходжи. Так албанцев на этих территориях стало больше, чем сербов. О том, что произошло дальше, всем хорошо известно…

Развёртывающаяся на наших глазах трагедия началась в 1999 г., когда страны НАТО, встав на сторону албанских террористов из Армии освобождения Косово, начали бомбардировки Югославии. Тогда от американских бомб пострадал монастырь Грачаница и некоторые другие памятники. Как только югославская армия вынуждена была покинуть Косово, в крае тут же начались сербские погромы. Большинству сербов пришлось покинуть землю своих предков. Древние церкви оказались совершенно беззащитны. За прошедшие девять лет были полностью или частично разрушены около 150 православных храмов, в том числе 35 — всего за три дня: с 17 по 19 марта 2004 г., во время самой крупной вспышки насилия.

Действия погромщиков были заранее подготовлены. Они поставили себе цель не только изгнать из Косово и Метохии всех сербов, но и уничтожить всякое напоминание о них. Именно поэтому с такой яростью и злобой уничтожаются православные храмы, красноречиво свидетельствующие, кому на самом деле испокон веков принадлежала эта земля. Одной из первых была взорвана церковь Богородицы в Мушутиште, построенная в начале XIV в., разрушен монастырь Архангелов с гробницей короля Душана, обращён в руины монастырь Космы и Дамиана в Зочиште, подожжена церковь Богоматери Левишки в Призрене, фрескам которой нанесён непоправимый ущерб… Этот скорбный список можно продолжать ещё долго. Эксперты склонны оценивать происходящее в Косово как крупнейшую культурную катастрофу со времён Второй мировой войны. Международная администрация не сделала абсолютно ничего, чтобы спасти памятники православной культуры. Как справедливо заметил один из сербских иерархов, церкви, пережившие 500 лет османского ига, не смогли пережить нескольких лет «международного протектората». Косовская полиция, состоящая почти исключительно из албанцев, не только не защищает сербов, но и сама порой участвует в погромах. Силы K-FOR под командованием НАТО также оказались совершенно беспомощны. Максимум, что они могут, — это эвакуировать сербских жителей в случае возникновения угрозы их жизни. Лишь однажды, в монастыре Високи Дечани, солдаты итальянского контингента отказались бросить монастырь и тем самым спасли его от погромщиков.

Поразительной является реакция мирового сообщества и духовных лидеров на акты вандализма в отношении православных святынь. Когда талибы взорвали знаменитые статуи Будды в Бамиане, представители всех религиозных конфессий единодушно осудили этот варварский акт. Уничтожение же косовских храмов, сопоставимых по культурной ценности с афганскими статуями, осталось фактически незамеченным. Католический епископ Косово и Метохии Марко Сопи (около 3% косовских албанцев исповедуют католицизм) отказался даже на словах осудить погромы. Более того, косовские католические священники неоднократно заявляли, что христианские храмы в Косово и Метохии изначально принадлежали албанцам, а сербы лишь «оккупировали» их.

Летом 2002 г. Сербская Православная Церковь начала акцию «Восстановим наши святыни молитвой». Её цель — возродить хотя бы некоторые из разрушенных или осквернённых храмов Косово и Метохии. Рискуя жизнью, небольшие группки изгнанных с родной земли сербов возвращаются к своим святыням, чтобы помолиться на руинах разрушенных албанцами храмов. 19 июля 2002 г. состоялось первое богослужение на развалинах монастыря в Зочиште. О том, насколько это важно для сербского национального самосознания, свидетельствуют проникновенные слова из заявления руководства СПЦ: «Это наше святое мученическое Косово и Метохия, которое есть наш Святой Иерусалим, которое есть душа нашей души, которое наш образ, которое корень нашего бытия, которое наша судьба, без которого мы перестаём быть теми, кто мы есть, потому что в Косово и Метохии мы стали зрелым историческим народом и устами святого великомученика Косовского Лазаря раз и навсегда избрали Царство Небесное».

В начале этого года албанские власти Косово в нарушение норм международного права провозгласили независимость, признанную многими западными странами. Судьба немногих оставшихся в крае сербов стала ещё более неопределённой. Угроза уничтожения нависла и над сокровищами православной культуры, пока ещё сохраняющимися на Косовской земле.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/kosovo_krovotochashchee_serdce_serbii.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика