Седмицa.Ru | В. Кучкин, Д. Полознев, И. Епифанов | 17.10.2008 |
Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.
Анна (София) Кашинская (ок. 1280 — 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня — в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича; в тверском Спасском соборе их венчал Тверской еп. Андрей. У княжеской четы родились 4 сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги св. кн. Михаила Ярославича — Анна — приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в 1339 г. в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора.
Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия (Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II. После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отроч мон-рь, А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича. В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.
В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 г. в кашинской ц. во имя Успения Пресв. Богородицы было найдено погребение А. К. Успенская ц. в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб А. К., бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились. В церкви пономарем служил некий Герасим, к-рый был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась А. К., исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» А. К. повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного образа Спасителя. После этого у погребения А. К. стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском мон-ре. По ее просьбе в Успенской ц. у гроба А. К. был отслужен молебен празднику Успения Пресв. Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и др. мест. В 1645 г. здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В. И. Стрешнев. Узнав о почитании А. К., он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 г. царь умер, не успев отдать распоряжений.
В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича освидетельствование мощей А. К. произвели архиеп. Тверской и Кашинский Иона, архим. московского Андроникова мон-ря Сильвестр и игум. московского Данилова мон-ря Иоанн. Освидетельствование сопровождалось чудесами: в Успенский собор ко гробу А. К. привезли расслабленную Акилину, жену кашинского посадского человека Богдана Митрофанова, к-рая до прославления А. К. относилась к ее памяти с небрежением. Однажды Акилина облокотилась на гроб святой, и у женщины сразу же отнялась половина тела. Во время литургии Акилина молилась об исцелении и была помилована.
12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой, тропарь и канон на обретение мощей написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов, сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657—1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии, жены блгв. кн. Димитрия Донского. К 1675−1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. N 622).
В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича. Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12−21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом Соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. N 1608), это решение подтвердил Собор 1678−1679 гг. Соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено только петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А. К. исключить из святцев. Придел во имя А. К. нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основанием для деканонизации было выявление 13 «несогласий» текста жития с летописными и др. известиями об А. К. В житии ошибочно говорилось, что А. К. была дочерью «славных боляр», происходила из Кашина, преставилась в 1338 г. и др. Важнейшими оказались 10-й и 11-й пункты «несогласий» между показаниями кашинского прот. Василия, очевидца освидетельствования 1649 г., и досмотром мощей 1677 г. По словам прот. Василия, у А. К. была «правая рука согбена, яко благословляющая (двуперстно)», тогда как досмотр 1677 г. установил, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Данное расхождение имело важное значение в ситуации активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей А. К. 1649 г. как аргумент в пользу двоеперстия.
После деканонизации почитание св. княгини в Кашине не прекратилось, Тверские архиепископы этому не противодействовали; до 1746 г. продолжалась запись исцелений, совершавшихся у гроба святой. В 1711 г. некая Ирина Руднева служила молебен Владимирской иконе Пресв. Богородицы и панихиду по А. К. и получила исцеление. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы А. К., ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского у. В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой А. К. стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губ. существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на святую гору — высокий холм близ с. Едимонова Корчевского у., где, по преданию, А. К. прощалась с кн. Михаилом Ярославичем перед его последней поездкой в Орду. На святой горе стояла часовня, в к-рой находилась икона-картина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями», а в церкви с. Едимонова имелась икона с изображением кн. Михаила и кнг. Анны в рост. 8 нояб.- в день свадьбы А. К. и кн. Михаила Ярославича — в Успенском соборе совершалась праздничная служба, духовенство ходило с крестом по домам прихожан.
В 1818 г. Синод разрешил печатать месяцесловы с упоминанием памяти А. К. 2 окт. 1899 г. Тверская консистория слушала рапорт благочинного Кашина прот. Иоанна Аменитского об исцелении от болезни по молитвам А. К. кашинской мещанки Е. С. Зубановой и о видении А. К. псаломщику Успенского собора Ивану Середонину. На основании рапорта архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях А. К. при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений» (Житие и подвиги. С. 128−129), запись чудес была доведена до 1909 г. В 1901 г. архиеп. Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб А. К. Несмотря на положительное заключение Киевского митр. Феогноста (Лебедева), разрешение дано не было. Вновь о восстановлении почитания А. К. говорилось на съезде архиереев в 1908 г. в Киеве. 30 окт. 1908 г. Синод испросил согласие императора на восстановление общецерковного почитания А. К., согласие было дано указом от 7 нояб. 1908 г. 11 апр. 1909 г. Синод определил днем памяти А. К. 12 июня. В 1911 г. был составлен акафист святой. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова) и под 2 окт.- тропарь и кондак. Имя А. К. включено в Собор Тверских святых, установленный в 1979 г. В службе Собору святая упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах, а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени.
Ист.: Материалы Собора 1677 г. // Тр. 2-го областного археол. съезда. Тверь, 1903. С. 110−126; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской // ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45−62; Кункин И. Я. Город Кашин: Материалы для его истории, собранные. Вып. 2 // ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53−67. (N 71); Архангелов С. А., свящ. Житие и чудеса св. Блгв. Кнг. Анны Кашинской. СПб., 1909; Житие и подвиги прп. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, новой чудотворицы. М., 1909; Житие блгв. кнг. Анны Кашинской, по синодальной рукописи XVII в. / Предисл. А. Титова. Б. м., б. г.; Иоаким, иером. Житие св. благ. княгини Анны Кашинской (по рукописи XVII в. из б-ки Имп. АН N 31.6.34). М., 1909; Тверской патерик. Каз., 1913. Тверь, 1991р. С. 13; ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51, 67, 72, 83−84, 88; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 431; Июнь. Ч. 2. С. 545, 551, 552; Октябрь. С. 88; Святая блгв. кнг. Анна Кашинская: [Сб.] / Моск. подворье ТСЛ. М., 1996.
Лит.: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в. // ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479−506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340−341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41−43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К.] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188−192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43−49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской // ТОДРЛ. 1996 [1997]. Т. 50. С. 531−536; 1999. Т. 51. С. 221−231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные // Рус. лит. 1998. N 3. С. 147−154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116−163.