Фонд стратегической культуры | Андрей Арешев | 14.10.2008 |
Одобрительные оценки вывода российских миротворцев из буферных зон в Грузии, высказывавшиеся западными политиками, ожидаемо сменились категоричными требованиями новых уступок. По словам министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, Россия не до конца выполнила обязательства по выводу своих войск из Грузии. «Хотя они и ушли к назначенному сроку из буферных зон, — заявил Кушнер, — не выполнено другое условие: возврат на позиции, занимаемые до начала конфликта».
Серьезность намерений добиться от России новых уступок подтверждают и конкретные действия господина Кушнера «на местности», когда он, позабыв обо всех остальных мировых делах, лично следил за тем, как Россия выполняет свои обязательства по выводу войск согласно плану Медведева — Саркози. Что касается дальнейших действий европейских союзников Саакашвили, то пока речь вроде бы идет об Ахалгорском районе и пограничном с Россией Кодорском ущелье, куда французский МИД предложил направить миссию ООН. Нет, однако, никаких сомнений в том, что это только начало. По логике главы внешнеполитического ведомства Франции (а следовательно, и Н. Саркози, действующего в полном соответствии с внешнеполитической линией США), российские войска должны покинуть Южную Осетию и Абхазию.
Несмотря на то, что Москва неоднократно заявляла, что этого не будет, в Евросоюзе делают вид, что ничего не слышат, а проявляемую российским руководством добрую волю интерпретируют исключительно в контексте его возможной слабости и неуверенности в своих действиях. Этот совершенно ложный посыл, как и слепая уверенность в том, что по-другому и быть не может, порождает завышенные ожидания и нетерпеливое стремление оказать на Россию максимальное давление. «Мы абсолютно не заинтересованы в конфронтации, — заявил Президент России Дмитрий Медведев в ходе российско-французского саммита в Эвиане. — Успешное развитие России возможно лишь в условиях прозрачных и равноправных международных отношений».
Однако вместо шагов по налаживанию таких отношений мы видим со стороны Запада страстное желание узнать, когда Россия, наконец-то, уберется с Кавказа, оставив Южную Осетию и Абхазию на милость Саакашвили, Якобашвили и компании. «Этого недостаточно», — стали хором твердить в Тбилиси и в европейских столицах, узнав о досрочном выводе российских миротворцев из «буферной зоны» в Грузии. Таким образом, речь идет о более крупных уступках со стороны Москвы, которые должны заключаться в выводе войск из обоих признанных государств. Не приходится сомневаться, что именно это требование к России будет поставлено во главу угла не только в ходе предстоящих встреч министров иностранных дел и глав государств Евросоюза, но и в ходе запланированных на середину октября в Женеве «международных консультаций». Указанное маловразумительное мероприятие закончится безрезультатно и запомнится его участникам разве что натужным выдумыванием очередных двусмысленных формулировок — в этом не остается никаких сомнений.
При всех рассуждениях о «конструктивном взаимодействии» и «партнерстве» Евросоюз продолжает считать и Южную Осетию, и Абхазию частями грузинского государства, и теперь ставит в качестве своей основной цели убедить Москву согласиться с размещением европейских наблюдателей уже и на их территориях. Видимо, стремление Москвы дать Брюсселю шанс проявить себя в качестве эффективного посредника, искренне заботящегося о мире, было не совсем правильно понято. У ряда политиков и экспертов это породило впечатление, что ради преодоления кризиса и налаживания отношений с Евросоюзом Москва может отказаться от заявленных ранее позиций, согласиться с «потерей лица», а заодно — собственными руками создать себе новые серьезные проблемы. Прежде всего, это относится к Северному Кавказу, который уже был «на грани» в ночь с 7 на 8 августа (хотя и не только к нему). «Россия приоткрыла дверь, и теперь нам надо проверить, насколько широко ее можно открыть дальше», — заявила в Париже имеющая тесные связи с местным истэблишментом бывшая глава грузинского МИДа Саломэ Зурабишвили. А высокопоставленный европейский дипломат признал, что отправка европейских наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию является конечной целью Евросоюза.
Н.Саркози привычно отрицает, что за спиной европейских чиновников и дипломатов просматривается администрация Буша-младшего. «Америка — наш друг и союзник, однако она не дает нам инструкций. Не надо строить иллюзий. Мы друзья и союзники, но у нас собственное видение. Мы не являемся чьими бы то ни было агентами», — с горячностью уверял собравшихся в Эвиане французский лидер. Да только вряд ли это так. И даже если поверить этим речам, то по «осетинскому» и «абхазскому» вопросам позиция Евросоюза гораздо ближе к позиции США, чем к позиции России. Это создает почву для более «творческих» интерпретаций европейскими визитерами в Москву и Тбилиси прямолинейных установок американской администрации, занятой финансовым кризисом, а также своими проблемами в Ираке и Афганистане (некоторые из этих установок были представлены Кондолизой Райс в ходе выступления в Германском Фонде Маршалла). Соответствующая тенденция уже неоднократно проявлялась в ходе кавказского кризиса и «самопровозглашенного» посредничества Саркози, неоднократно подчеркивавшего, что он действует от имени всех европейцев.
Грузия может совершить попытку повторной агрессии против Южной Осетии и Абхазии. Цхинвальский теракт 3 октября оказался практически незамеченным в западных СМИ; в то же время иностранное военное присутствие в Грузии, масштабы которого столь явственно вскрылись в августе, остается существенным фактором, дестабилизирующим ситуацию в постконфликтных регионах. Российские войска в этих республиках — это гарантия того, что любое нападение на Южную Осетию и Абхазию будет отражено. Ведь нет уверенности в том, что «сила против них использоваться не будет», — подчеркнул российский министр иностранных дел С. Лавров. «В ЕС считают, что никаких российских войск не должно оставаться в Грузии», — утверждает секретарь Совета национальной безопасности этой страны А. Ломая, и тут уж бывший исполнительный директор Фонда Сороса в Грузии, конечено, прав.
Таким образом, речь идет о единой, различающейся разве что в малозначительных нюансах позиции консолидированного «Запада». Это относится не только к политикам и дипломатом, но и к специалистам, определяющим конкретные параметры «глубокого наблюдения» в полевых условиях. Уже появилась информация о сосредоточении грузинских полицейских сил и спецназа в покинутых российскими миротворцами районах, раздались очередные залпы антиосетинской пропагандистской войны со стороны западных корреспондентов, десантированных аккурат в самое «узкое» место — на линию разграничения сторон.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: какую роль намерен играть Евросоюз в Закавказье: посредника, заинтересованного в реальном разведении враждующих сторон, преодолении конфликта и установлении мира на длительную перспективу, или проводника общей для европейских и американских элит линии на поддержку Грузии и вытеснению России из региона?
Динамика развития ситуации говорит, что ЕС склоняется ко второму, а это чревато не только новой агрессией Саакашвили (или кого-то еще — имя очередной марионетки, по большому счету, неважно), почти неизбежной большой войной на Кавказе, но и очередными трудностями во взаимоотношениях России и Европы.
Преодолеть возникшие трудности можно только в том случае, если носители «коллективного европейского разума» поймут: их допустили к посредничеству на Кавказе, стремясь снизить общий накал напряженности и совместно выработать адекватные формы преодоления острых региональных кризисов, причем там, где интересы России просматриваются куда более определенно, нежели интересы ее далеких от Кавказа европейских «соседей». Но вовсе не для того, чтобы внешние силы попытались повернуть историю вспять.