Русский дом | Александр Кадашевский | 09.10.2008 |
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни, —
Но от преступного безстрастья,
Но от покоя сохрани!
(Иван Аксаков)
Принципом теории славянофилов стали слова И. Аксакова: «Силу мнения — народу, силу власти — Царю!». Этот принцип отстаивал он всю свою жизнь. Вроде бы ныне эти его слова утратили свою злободневность: каким может быть народное мнение в век информационных технологий и манипулирования сознанием СМИ? Зато какая сила у власти при её неограниченных возможностях, не снившихся Царю. Правители России на рубеже тысячелетий свели роль государства к защите права своевольничать, бесчинствовать, грабить народ. Потому мы снова обращаемся к нашему великому духовному наследию, чтобы укрепиться и не пасть духом окончательно.
Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября (8 октября) 1823 года в селе Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Род Аксаковых был одним из самых древних аристократических родов России. Детские годы писатель провёл в деревне среди простого народа. В 1827 году их большая семья переехала в Москву. С этого времени гостеприимный дом С. Т. Аксакова, отца Ивана Сергеевича, стал одним из тех мест, где собирались многие известные деятели русской культуры, друзья семейства. Сам Сергей Тимофеевич был замечательным русским писателем, автором повести «Детские годы Багрова-внука» и сказки «Аленький цветочек».
В конце 40-х гг., после революционных событий в Европе 1848 года, власти в России стали особенно резко реагировать на происходящее. Пострадал, несмотря на свои монархистские и славянофильские взгляды, критически настроенный к казёнщине Иван Аксаков. В марте 1849 года он был арестован, но вскоре его страстное воззвание дошло до Государя. Николай I, прочтя его, написал замечания, которые препроводил начальнику III Отделения А. Ф. Орлову вместе с резолюцией: «Призови, прочти, вразуми, отпусти!». 22 марта Аксаков вышел на свободу, однако долгое время оставался под негласным надзором полиции.
Вообще поразительно: в России преследовали патриотов и государственников те, кто должен был, для пользы государства, их поддерживать!
В 1852 году под редакцией И. С. Аксакова выходит «Московский сборник». Уже второй выпуск издания был запрещён, а сам публицист лишился права его печатать. Однако Аксаков попрежнему оставался патриотом своей страны. Во время Крымской войны он вступил в Серпуховскую дружину народного ополчения, которая дошла до Бессарабии (в военных действиях не участвовала); в 1856 году служил в комиссии по расследованию злоупотреблений интендантов в Крымской войне. Тогда, как и в наши дни, тоже бесплодно боролись с коррупцией.
Вся жизнь Ивана Аксакова была отрицанием бездействия и самоуспокоения. В 1857 году он публикует свои статьи в славянофильском журнале «Русская беседа», издаёт газету «Парус», которую также вскоре запретили. В 60-е годы Иван Сергеевич редактирует газеты «День» и «Москва», отличающиеся независимой и критической позицией.
Кроме этого, Аксаков активно выступал как сторонник политической и культурной независимости славянских народов. Эта активность выражалась в участии и создании им различных славянских благотворительных комитетов. Однако в конце 70-х годов все они были закрыты, а самого публициста выслали из Москвы. Он поселился в имении своей жены А. Ф. Тютчевой, в селе Варварино Владимирской губернии. Причиной такого решения властей стало яркое и эмоциональное выступление Аксакова по поводу мирного договора 1878 года, фактически зачёркивавшего плоды победы России в Русско-турецкой войне 1877 1878 гг. В последние годы своей жизни (1880—1886) Аксаков был редактором газеты «Русь», где продолжал отстаивать славянофильские идеалы, идею славянского единства, сохраняя, как и прежде, независимую общественную позицию.
Иван Сергеевич, как отмечает Б. П. Балуев в своём исследовании о Н. Я. Данилевском, был единственным, кто иногда «давал в своих изданиях отпор наиболее злобным выпадам идеологов европейской цивилизации против России и русского народа». И именно он, имея в виду многочисленные и неоднократные проявления патологической русофобии в западной научной и публицистической литературе, разъяснял, что Россия виновата перед Западом только в том, что существует (в данном случае можно перефразировать знаменитую басню И. А. Крылова о волке и ягнёнке), что главный источник ненависти Запада к России кроется в «историческом инстинкте непримиримой вражды двух противоположных начал — «латинского и Православного», что Россия для Запада — плебей, при общении с которым не следует соблюдать никаких нравственных норм, и поэтому вполне допустим и осуществим двойной стандарт.
В 1861 году он писал: «Пора понять, что ненависть, нередко инстинктивная, Запада к славянско-православному миру происходит от глубоко скрытых причин; причины эти — антагонизм двух противоположных просветительных начал и зависть дряхлого мира к новому, которому принадлежит будущее».
Несколько позднее он пророчески сказал: «Вся задача Европы состоит в том, чтобы положить предел материальному и нравственному усилению России, что-бы не дать возникнуть новому, православно-славянскому миру, которого знамя предносится Россией, и который ненавистен латино-германскому миру».
В 1882 году министр внутренних дел граф Н. Игнатьев под влиянием Аксакова попытался созвать Земской Собор, приурочив его к коронации императора Александра III. Однако это начинание было приостановлено К. П. Победоносцевым. Таким образом, Аксакову так и не удалось претворить в жизнь ни один из своих многочисленных проектов, несмотря на заслуженный авторитет и влияние в России. Однако к мнению Ивана Сергеевича стал прислушиваться новый император Александр III. Именно в его правление было издано единственное семитомное издание сочинений Аксакова. Оно увидело свет в год его смерти. Нет пророка в своём отечестве.
Но до нас доносится страстный голос русского патриота:
Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты. Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?