Радонеж | Сергей Худиев | 07.10.2008 |
На уходящей неделе мы вспоминали трагические события 3−4 октября 1993 года. В интернете можно посмотреть хронику того времени, когда в Москве — впервые после большевистской революции — шли бои, лилась кровь, люди на улицах убивали своих сограждан и умирали от их руки. Тогда случилось великое горе, и воспоминая эти события, уместнее не размахивать кулаками, а помянуть, в скорбной молитве, погибших с обеих сторон. Все они верили, что сражаются за Россию, и мы поминаем их с честью. И наш долг перед павшими сегодня — похоронить навсегда медуусобное насилие как способ решения каких либо разногласий. Как это бывает в гражданских войнах, на той стороне противостояния находились такие же москвичи, с которыми в других обстоятельствах можно было бы вместе работать, выдавать замуж дочерей, ходить в один храм.
И нам стоит задуматься — как так получилось, что русские люди в те страшные дни убивали друга, делали жен вдовами, а детей — сиротами, и обагряли руки свои кровью сограждан и соседей. Можно разражаться проклятиями в адрес Ельцина, а можно — Руцкого и Хасбулатова. Только это бессмысленно — Руцкой и Хасбулатов вскоре продолжили свою политическую карьеру, Ельцин недавно умер в своей постели. Неважно, была ли обоснована ненависть участников конфликта к Ельцину или к Руцкому — убивали-то не политических лидеров, а друг друга.
И дело тут не только и не столько в дурных руководителях — дело в традиции ненависти и насилия, традиции, которая со времен большевистской революции оказалась глубоко въевшейся в массовое сознание. До кровопролития дошло из-за нехватки мудрости, и как тут не вспомнить слова Писания — «начало премудрости — страх Господень». Долгое время людям внушали, что страх Божий — пустой предрассудок, и, до определенной степени, внушили. Если бы и руководители, и простые люди понимали, что каждому из нас предстоит суд Божий, понимали, как страшно совершить грех — особенно же грех человекоубийства, голос Церкви, голос Патриарха был бы услышан, и кровопролития бы не было. Последние в СМИ и в интернете можно было прочитать заявления в стиле «незабудемнепростим»; и это горестный знак того, что одичание, которое привело к крови тогда, не изжито и сейчас. Чего можно добиться, подогревая ненависть и мстительность? Приобрести репутацию «бойца»? Сплотить соратников? Только вот зачем все это? Не лучше ли вспомнить слова Господа: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Матф.16:26,27)».
Ни один нераскаяннный грех в этом мироздании не уйдет от суда; в этом можно ни минуты не сомневаться. Не лучше ли задуматься о своих грехах? Не лучше ли оставить грех мстительности и ненависти пока он увлек душу в погибель? Если мы хотим блага нашей стране, мы должны научиться прощению и примирению — чего требует от нас слово Божие; иначе мы будем вновь и вновь убивать друг друга.
Однако были на неделе и утешительные новости. Верховный суд России 1 октября реабилитировал Семью Государя Императора Николая II. Как говорится в официальном сообщении, «Президиум Верховного суда Российской Федерации постановил признать необоснованными репрессии и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаеву и Романова Алексея Николаевича». И.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых отметил, что «Такое решение можно только приветствовать… Безусловно, это решение будет иметь важные последствия для современной России, потому что оно укрепляет законность, восстанавливает историческую преемственность и тысячелетние государственные традиции». Не все понимают важность и необходимость этого. Конечно, мученикам, которые ныне пребывают с Господом, реабилитация не нужна; она нужна нашей стране. Не случайно по времени реабилитация Царской Семьи и воспоминание события 1993 года оказались рядом. Признать, на государственном уровне, расстрел Царской Семьи беззаконием — важный шаг к нравственному выздоровлению.
Страна нуждается в самых простых и очевидных истинах — что беззаконное убийство это плохо, что в отношениях с ближними надо искать прощения и примирения, что более всего надо боятся греха — и можно порадоваться, что одна из этих истин была признана на официальном уровне.