Татьянин день | Ирина Магидова | 08.10.2008 |
О тяготах жизни великого множества студентов, вынужденных совмещать получение образования с зарабатыванием себе на жизнь, «Татьянин День» поговорил с профессором филологического факультета МГУ, доктором филологических наук Ириной Марковной Магидовой.
— Ирина Марковна, в наше время многим студентам приходится совмещать работу и учебу, и перед ними неотступно стоит проблема организации собственного времени. Его постоянно не хватает, а успевать нужно очень много. Как вы сами видите эту проблему и что могли бы посоветовать в такой ситуации?
— Это очень сложный вопрос. Человек, который пришел в университет и как будто бы больше всего нацелен на получение знаний, и старается больше всего извлечь из предлагаемого ему курса, на каком-то этапе этого курса начинает ощущать необходимость работать — так как жизнь очень сложная, и очень часто это требуется, причем иногда на достаточно ранних этапах. Некоторые пытаются совмещать учебу и работу уже на втором курсе. Конечно, тут нужна очень большая сосредоточенность и собранность. Человеку увлекающемуся, который не способен заставить себя войти в некие строгие рамки, не способен сам себя организовать, жестко следовать определенному принятому решению — ему, конечно, придется очень сложно, потому что-либо он увлечется работой и совершенно забросит занятия (как, к сожалению, очень часто бывает), либо он будет вынужден бросить работу, потому что его слишком увлекают занятия. Конечно, когда вы начинаете где-то работать, хотелось бы, чтобы эта работа хоть как-то была связана с вашей основной специальностью — тогда можно какую-то профессиональную пользу извлечь из этого процесса. Во-вторых, если вы избираете работу — или вам попадается работа — не по специальности, тогда уже нужно составить жесткое расписание. Вообще, к сожалению, человек взрослый, оказывающийся в ситуации совмещения учебы и работы, обязан себя регламентировать. Наверное, умение это делать и является одним из признаков взрослости. Потому что ребенок, как правило, регламентируется семьей, и если он впоследствии не научается регламентировать себя сам, если он не способен четко определить время работы и время отдыха, то ему приходится очень тяжело даже в учебном плане, ему трудно просто освоить программу. У человека, который уже начинает работать параллельно с учебой, времени на отдых остается еще меньше, и здесь уже приходится составлять жесткое расписание — впрочем, и студентам первого курса мы всегда рекомендуем составить жесткое расписание. Когда человек стоит перед выполнением определенной четко поставленной задачи, ему приходится все силы бросать на эту задачу и жертвовать чем-то. Чем-то приходится жертвовать, и конечно, на это способны не все, не у всех получается сохранить этот баланс между работой и учебой. Я считаю, что, безусловно, работать приходится, но надо четко себя регламентировать и ставить себе четкие временные рамки. Я работаю в это время — я должен успевать за оставшиеся часы сделать то-то и то-то.
— Вы хотите сказать, что взросление сопровождается ослаблением внешнего, навязываемого контроля (расписанием и т. п.) и усилением личной ответственности, личного планирования?
— Безусловно. Человек взрослый — и это не мной придумано — это человек, осознающий ответственность за свои слова и поступки, представляющий себе последствия слов и поступков. Это человек, который полностью может представить себе, каким образом откликнется то или иное его действие в окружающем его мире. А человек, который спокойно и уютно чувствует себя только в рамках определенного навязанного способа жизни, он просто-напросто механический исполнитель, а не взрослый человек. Можно примирить то и другое, убедить себя в том, что-то, что тебе навязывается, будет разумно, и если это происходит, то вы тоже взрослый человек.
— Некоторые люди чувствуют себя более комфортно, когда им дается полная свобода в планировании своей деятельности, другим удобнее, когда они ограничены каким-то расписанием — работы, учебы и т. п. К примеру, кто-то устает и от каникул…
— Примерно то же самое чувствует человек, которого отправили на пенсию и вынудили ничем не заниматься, хотя он еще полон сил. Что такое свободное время, отдых? Отдых — это смена вида деятельности. Если же понимать отдых и те же каникулы как безделье, то это не отдых, это только усталость. Нужно иметь определенную цель — а для этой цели каникул нет. Если смотреть на эту проблему с модной нынче гендерной точки зрения, то, конечно, девушки всегда найдут, чем себя занять. Молодому человеку требуется более сильная интеллектуальная нагрузка. Это заложено в мужском характере — он должен быть активен, он должен все время действовать, он должен расти.
— Хорошо, если поставлена уже такая цель — не тратить время попусту, а что можно сказать насчет вспомогательных средств, которые могли бы помочь организовать время?
— Я не думаю, что в этой области нужно быть уж очень большим формалистом. Конечно, можно написать какой-то долгосрочный план, чтобы ничего не забыть, но фетишизировать это тоже не стоит. Хотя, конечно, ежедневник помогает высвобождать какие-то отсеки памяти, чтобы не перегружать их лишней тяжестью. Конечно, лучше записать — люди, которые ходят в магазин за большим количеством покупок, делают списки — так же и здесь.
Можно просто обратиться к опыту разных великих ученых в разных областях знания. Можно поднять фонд в библиотеке, в архивах, посмотреть — как работал А. Н. Колмогоров? Как все успевали великие физики? Существует масса воспоминаний, мемуарной литературы, из которой можно что-то почерпнуть. Но, конечно, сам вид деятельности человека иногда наталкивает его на определенное планирование или, наоборот, отсутствие этого планирования.
— То есть подходы гуманитариев и «технарей» будут по определению в чем-то отличаться?
— Да. Мы с вами говорили о том, что самое важное — понять, что ты делаешь, и если тебя это действительно интересует и захватывает, то для тебя нет ничего невозможного, в том числе и совместить работу с учебой. Но чем опасна и сложна гуманитарная сфера? Тем, что она требует колоссального расширения памяти, накопления самых разнообразных фактов гуманитарного содержания, на которое уходит время. На это накопление уходит время, и если вы в свое время этого не накопили, а пытались совместить одно, другое, третье, четвертое, то этот пробел вами будет ощущаться всю жизнь. Вот такая специфика гуманитарной профессии.
— Особенно если открываешь для себя совершенно новую область или специальность, приходится в краткий срок освоить очень большой объем литературы…
— Конечно, поскольку мы, как филологи, имеем дело с живым организмом, с языком, и все, что на нем написано — это колоссальный объем всего, и чисто логическим путем здесь ничего познать нельзя, здесь сначала идет накопление, а потом осмысление, и уже потом анализ. Для этого нужно именно время, и кроме тех случаев, когда это абсолютно необходимо, когда обстоятельства заставляют, и уже ничего не можешь сделать — я бы не рекомендовала на ранних этапах обучения в университете пытаться совмещать учебу с такой стационарной работой в какой-нибудь компании, как это часто бывает: они устраиваются в компанию — и все, перестают учиться. Или когда поступают в аспирантуру, начинают работать в какой-нибудь компании — и вынуждены отчисляться. Не потому, что они неразвитые, не отличаются достаточным интеллектом — у них просто нет времени на постижение нашего предмета.
— Сейчас распространены разного рода тренинги и мастер-классы — когда люди, в сущности, тратят деньги и время на то, чтобы научиться управлять своим временем. Как Вы к этому относитесь?
— Никогда не вникала, хотя слышала о том, что такие вещи существуют, но сейчас чего только нет: курсы, которые учат читать с огромной скоростью тысячи страниц, то есть фактически сводят на нет саму задачу чтения. Я не думаю, что человека можно научить чему-то такому, если он работает в нашей области. Это вопрос самодисциплины, собственной стойкости, терпения. Когда я училась, я работала в школе — я вела кружки английского, я ставила с детьми разные пьесы, работала короткое время переводчиком — но если бы работала так, как сейчас многие, перед компьютером, я бы ничему не научилась.