Фонд стратегической культуры | Юрий Баранчик | 07.10.2008 |
Главный итог прошедших 28 сентября парламентских выборов в Беларуси можно охарактеризовать кратко: несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы в парламент, многолетняя «холодная война» между Западом и Беларусью окончена.
В центре геополитических качелей
Основными характеристиками «холодной войны между» СССР и США были два фактора: ядерное сдерживание как военно-стратегический фактор и «железный занавес» как фактор идеологический.
Применительно к отношениям Беларуси и Запада (преимущественно белорусско-американским отношениям) с учетом принципиально иного масштаба этого противостояния функцию «ядерного сдерживания» в отношениях между двумя странами играла и играет Россия. В области идеологии жесткий конфликт между Беларусью и Западом был обусловлен отказом белорусского руководства следовать в русле американской геополитики. Соответственно, после многократных и неудачных попыток вестернизировать Беларусь, Запад выстроил для руководства страны новый «железный занавес» (свертывание официальных контактов, запрет для ряда белорусских чиновников во главе с президентом на въезд в страны ЕС и США).
Об остроте публичного противостояния между Беларусью и Западом за последние четырнадцать лет говорят такие факты, как объявление американцами Беларуси страной-«изгоем», неоднократная высылка из Беларуси американских дипломатов, наконец, дипломатический скандал зимы — весны 2008 года, когда Минск отозвал из США своего посла и потребовал отзыва американского посла из Беларуси.
Вообще Запад не признает ни белорусского президента, ни парламент страны с 1996 года. Однако в отличие от прошлых лет, за нынешним непризнанием не стоит ужесточение политики Запада в отношении Беларуси и ее руководства. Наоборот, стороны говорят о намерении осуществлять курс на сближение позиций, демонстрируя готовность закончить «холодную войну» и начать выстраивать отношения, так сказать, с чистого листа.
Чем можно объяснить такое изменение западной стратегии по отношению к Беларуси? Объяснение простое: Запад перестал декларировать идеологические цели (демократия, права человека и т. п.) и поставил во главу угла геополитику — игру на отрыв Беларуси от России. А так как перспектив прихода к власти нынешней слабой и беззубой белорусской оппозиции в обозримом будущем не предвидится, ставка сделана на налаживание отношений с белорусским руководством.
Готовность Минска к сближению с Западом также понятна: она проистекает, главным образом, из боязни потери управляемости страной в случае построения Союзного государства с Россией. А. Лукашенко достаточно долго затягивал союзное строительство, но после того, как в ответ Москва стала сокращать дотации Беларуси (в виде цены на нефть и газ), страна столкнулась с серьезным ухудшением социально-экономических показателей и снижением уровня жизни людей. Это поставило перед белорусским руководством серьезный вопрос: как в новых условиях сохранить политическую самостоятельность и темпы экономического роста с учетом того, что цены на энергоносители рано или поздно выйдут на мировой уровень.
Минск видит ответ на этот вопрос в сохранении для себя России и Запада (США) в качестве противовесов друг друга. Здесь должна быть полная асимметрия: ухудшение отношений с Америкой должно вести к улучшению отношений с Россией и наоборот. Это позволит Беларуси все время оставаться в центре геополитических качелей.
Именно этим можно объяснить наблюдавшееся последнее время внешнее похолодание в белорусско-российских отношениях: Беларусь должна была решить ряд своих внешнеполитических задач, суть которых состоит в нормализации отношений с Западом. Беларусь должна выйти из положения политической «черной дыры» в центре Европы, что отвечает интересам и Беларуси, и России, и Европы. Теперь, когда эта задача, в принципе, начала решаться, Минск может себе позволить пойти на дальнейшее сближение с Россией в виде заключения соглашения о совместной системе ПВО и признания Южной Осетии и Абхазии.
Выход на новый уровень цен на российский газ для Беларуси в 2009 году не является уже столь острой проблемой в двусторонних отношениях. Цена будет зафиксирована на том уровне, который соответствует уровню политического доверия между руководством двух стран, что можно только приветствовать.
После улучшения отношений с Россией наступит новый этап в белорусской внешней политике — этап улучшения отношений с Соединенными Штатами, Евросоюзом и т. д.
Позиция Запада («выборы не признаны, но дверь открыта»). Минск удовлетворён
30 сентября миссия ОБСЕ в Беларуси огласила свою оценку итогов выборов в нижнюю палату белорусского парламента: они не были признаны соответствующими нормам ОБСЕ. Однако это не повлияло на готовность Вашингтона и Брюсселя продолжить диалог с белорусским руководством. Хотя власть, как и прежде, отрезала оппозицию от парламента, Запад не стал, как это было раньше, загонять официальный Минск за «железный занавес» и включать режим санкций, а сделал ставку на постепенное наращивание своего присутствия в общественно-политической жизни республики. Процесс носит двусторонний характер, причем налицо изменение качества процесса: если раньше основным партнером Запада по диалогу была белорусская оппозиция, то теперь его основным партнером становится власть, что самым серьезным образом и в самое ближайшее время переструктурирует политическое пространство республики.
Последующая стратегия Запада в отношении Беларуси, скорее всего, будет включать в себя следующие элементы: во-первых, отмену санкций в отношении невыездных представителей белорусской власти; во-вторых, смягчение 12-ти требований ЕС (их частичный пересмотр, а главное — отказ от их жесткой формулировки), смягчение риторики; в-третьих, перевод отношений по линии ЕС — Беларусь в рамки двусторонних отношений Беларуси с отдельными странами Европы. Первостепенную роль здесь будут играть Германия, Англия, Польша, Литва, Латвия.
По горячим следам парламентских выборов следует также отметить следующее. Во-первых, несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы, белорусское руководство не пошло на разрыв отношений с Западом. Во-вторых, отказ ОБСЕ признать выборы развязал руки официальному Минску в плане признания Южной Осетии и Абхазии. В-третьих, к переговорам с В. Путиным, намеченным на 6 октября, А. Лукашенко сумел не только сохранить Запад на чаше переговорных весов Минск — Москва, но и создать предпосылки для прогресса в тех вопросах, в которых Россия имеет прямую заинтересованность (это только подтверждает наше предположение о новом качестве белорусской внешней политики).
Важно отметить также, что сближение сторон (Беларуси и Запада) происходит очень аккуратно и, главное, без потери лица. Запад получил долгожданный доступ наблюдателей на выборы, изменение белоруской риторики, ряд публичных шагов навстречу своим пожеланиям и требованиям. Вместе с тем, непризнание итогов белорусских выборов удовлетворяет западное общественное мнение, а дверь для дальнейших переговоров с Минском остается открытой.
Для позиции, занятой Западом в отношении белорусских выборов, показательны следующие высказывания.
Временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур: «Выборы были важной возможностью. Мы надеялись, что они пройдут лучше. Но выборы не являются единственной возможностью. У Евросоюза, например, список из 12 условий. Мы будем рассматривать другие возможности, на которых мы сможем строить наши отношения и на основании этого идти дальше (Выделено нами. — Ю.Б.)».
Один из дипломатов Евросоюза: «Разговор об отмене санкций не идет. Имеется в виду частичная их приостановка в отношении тех представителей режима, которые непосредственно не обвинялись в преследованиях или преступлениях в отношении представителей оппозиции. Вероятно, приостановка санкций касалась бы и Александра Лукашенко. Однако в любой момент Евросоюз мог бы пересмотреть свое решение и вернуть санкции. Все недовольны выборами. Однако мы считаем, что определенные подвижки в избирательном процессе были (Выделено нами. — Ю.Б.)».
Газета Frankfurter Rundschau: «Евросоюз не станет подвергать жесткой критике столь очевидные недостатки и сделает акцент на микроскопическом демократическом прогрессе. Причина подобной осторожности в том, что в ближайшие годы предстоит сделать выбор относительно дальнейшего пути развития страны, расположенной между Россией и Евросоюзом. С того момента как Кремль продемонстрировал на Кавказе агрессивную сторону своей внешней политики, вновь вступили в действие законы „холодной войны“. Сейчас каждая из сторон пытается усилить свое влияние на Белоруссию».
Посмотрим теперь, во что играла на этих выборах и какой результат получила белорусская власть. На уровне риторики для внутреннего потребления власть сохранила лицо («перед Западом на колени не стали»). Достигнуты главные цели избирательной кампании: а) сохранение контроля над парламентом, б) отсутствие в парламенте оппозиции.
И самое главное: А. Лукашенко не пошел на поводу окопавшейся вокруг него прозападной группировки и не позволил Соединенным Штатам и Евросоюзу получить односторонние преимущества (иначе новоизбранный белорусский парламент был бы признан со стороны ОБСЕ, и в этом случае тональность высказываний на Западе по адресу официального Минска была бы совершенно иной).
Выводы
Беларусь уже выиграла. Сохранена монолитность власти и управленческой вертикали, вместе с тем открыты возможности для трансформации власти. Запад удержан на переговорных весах с Россией. Осталось в ходе переговоров Путин — Лукашенко 6 октября сохранить Россию на переговорных весах с Западом, а это возможно лишь в рамках курса на улучшение нынешних белорусско-российских отношений. Если улучшения не произойдет, сразу же усилятся переговорные позиции Запада в его диалоге с Беларусью.
Избавляясь от искусственно навязанного ей образа страны-«изгоя», Беларусь активно входит в европейское политическое пространство. Официальный Минск получил лоббистов своих интересов на мировой арене, и сейчас будет гораздо увереннее и безопаснее чувствовать себя во внутренней политике. Со временем это должно привести к либерализации экономической и политической жизни Беларуси.
Таким образом, на мой взгляд, длительный период «холодной войны» между Беларусью и Западом закончился. Для белорусского руководства, как и для страны в целом, открылись новые перспективы. Если движение по линии нормализации отношений с Западом будет дополнено прогрессом в области белорусско-российской интеграцией, позиции Беларуси на международной арене закрепятся на принципиально новом уровне.
Сегодня можно говорить о принципиально новой ориентации белорусской внешней политики: Минск начинает извлекать выгоду не из увеличения на территории Беларуси конфликтного потенциала между Россией и Западом, что свойственно внешней политике остальных восточно-европейских стран (так называемая «лимитрофная политика»), а из создания привлекательного образа Беларуси как площадки экономического и финансового роста.