Православие.Ru | Т. Соколова | 25.09.2008 |
«Люди ищут Бога. И всегда будут искать. Потому что можно убить целый народ, но нельзя убить идею Бога». Об этом — о поисках веры, о жизни со Христом в непростое время, когда попирались Божественные заветы, — рассказывает в своей книге известный русский писатель Л. Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев; 1908—1989).
Приводим отрывок из книги.
ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ
Имя Л. Пантелеева неразрывно связано в нашем сознании с любимой с детства «Респуб ликой ШКИД» — повестью о беспризорниках первых пореволюционных лет, малолетних бандитах и воришках, прошедших, что называется, огонь, воду и медные трубы, а после превратившихся в обитателей типичной для той поры колонии — школы имени Ф.М.Достоевского. Впрочем, типично ли? На память приходит колония имени М. Горького с А.С.Макаренко во главе. А в школе имени Достоевского был Виктор Николаевич Сорока-Росинский, по-шкидски — Викниксор.
В Шкиде, как называет ее автор, всем давали клички. Вот и Л. Пантелеев — шкидское имя Алексея Еремеева, ставшее на многие годы его литературным псевдонимом. Вслед за «Республикой Шкид» (написанной вместе со шкидовцем Григорием Белых; в повести он Черных, Янкель) вышли и другие
произведения писателя Пантелеева — для детей и с радостью узнал о приверженности Православию
товарищей по писательскому цеху Александра Грина и Веры Пановой (написавшей, кстати, литературное «Житие святого Феодосия Печерского»).
Где бы ни оказывался Пантелеев — за границей ли в составе писательской делегации, или в отпуске у нас в стране, — всегда первым делом искал храм. В родном Питере (тогда — Ленинграде) на перечет знал все действующие церкви, но более всего любил молиться в Князь-Владимирском соборе. И бывая наездами в Москве, непременно стремился на богослужение — в Елоховский или в Илии Обыденного, что на Остоженке, в Троице-Сергиеву лавру.
Он был убежден: «..человек думающий не может не искать Бога», «..во всех случаях, при всех обстоятельствах мы должны оставаться христианами. И православными». И с горечью признавал, что веру свою в стране «победившего атеизма» приходится таить, а ведь молчанием предается Бог.
Потому с восхищением писал о самых простых женщинах, открыто, прилюдно исповедовавших веру Христову: о сотруднице библиотеки, о посудомойке. Благодаря им и тысячам таких, как они, и выстояла Русская Церковь.
На многое из того, о чем пишет Л. Пантелеев, мы смотрим сегодня иначе, кое-что кажется нам наивным, прямолинейным. Но все искупает, все возвышает его громкое, победное: «Верую!»