Вера-Эском | Священник Владимир Пономарев, Протоиерей Валентин Кобылин, Священник Николай Сморкалов | 09.01.2006 |
И вот с таким мировоззрением иные приходят и объявляют священнику о своем желании венчаться. Не понимая, что брак — это когда ты собой жертвуешь, а не другими. Желая устроить свою жизнь, удовлетворить похоть, брать, а не отдавать. Какое же может быть благословение Божие на это? Сколько может просуществовать семья, где каждый тянет одеяло на себя? Поэтому я сразу говорю, что если хотят венчаться, пусть хоть немного потрудятся, чуть-чуть научатся приносить себя в жертву. Предлагаю попоститься недельку, исповедаться и причаститься. На этом, как правило, разговор заканчивается, разворачиваются и уходят, как будто я им какое-то немыслимое испытание предложил — одну недельку побыть православными христианами. «У нас вера в душе», — говорят. То есть сам себе некоего бога придумал, удобного, и в него верует, в этого идола, сотворенного из собственного «я».
Это, к сожалению, и внешне воцерковленных людей касается. Иные вот жалуются: «Нас старец благословил, а мы все равно развелись». Но ведь священник благословил их вместе жить, а не разводиться. Кто же виноват, что ослушались. Думали, раз старец дал добро, значит, будет не жизнь, а малина. А он на подвиг, на крестоношение, каким является любое супружество, давал благословение, а не на потакание себе, не на равнодушие к ближнему. Отсюда непонимание. Даже у людей, которые часто ходят в церковь, такое случается. А у остальных…
Поэтому венчаю я редко. Обычно две пары в год, да и то, как правило, это люди в возрасте. Молодых было за двенадцать лет моего служения четыре пары. И слава Богу, до сих пор живут дружно, детей рожают. Не то чтобы это были какие-то очень воцерковленные люди. Просто трудолюбивые, серьезные. Будучи трудягами, имели машины и могли съездить в другой храм, где требования менее строгие. Но не стали этого делать. Если такие у нас встречаются, то не все потеряно. Священник поставлен, чтобы приводить людей к Богу, а если он с самого начала позволяет профанировать таинства, то с кого потом спрашивать за неуважение к ним?
Иерей Николай Сморкалов (п.Аркуль Кировской обл.):
— Я думаю так, что Таинство венчания, оно все-таки для христиан. А христиане у нас в основном — крещеные язычники. И одному Богу известно, что может получиться из их желания соединить свои судьбы в церковном браке.
У нас поселок небольшой, полторы тысячи жителей, венчаются в основном те, кого я хорошо знаю. В год десять-двенадцать пар обвожу вокруг престола. За восемь лет был только один развод. Муж был моим прихожанином, но вдруг запил. И владыка дал разводную его жене. Дается она через три года после формального развода, в надежде, что тот из супругов, кто виновен в разрыве, одумается и исправится. Женщина эта венчалась у меня во второй раз, у нее все сейчас хорошо. А бывший муж ее в тюрьме оказался. Так бывает. Он с детства пил, потом останавливался, снова уходил в запой. Я много боролся за него, но вот как все складывается.
Как я готовлю к венчанию? Во-первых, провожу долгую беседу за месяц до этого события. После беседы через какое-то время будущие супруги приходят на исповедь, причащаются. Если намерение серьезное — повенчаю. А если несерьезное, венчать не буду. Но таких случаев пока не было. Если решаются, то уже с серьезными намерениями. Не знаю, как в других местах, но у нас как-то серьезно, обдуманно относятся к храму. И я заранее предупреждаю, что развода не будет.
Половина молодых у нас в поселке венчаются, половина — нет. У тех, кто без Бога в душе, без родительских наставлений сходится, — шансов почти нет, чтобы они долго вместе прожили. Такие обычно подбирают себе половину после пяти-шести неудач, уже в зрелом возрасте. Очень редко люди вне Церкви вступают в брак, чтобы создать крепкую семью, детей нарожать. В основном — для удовлетворения похоти. Без Христа жить в супружестве — только мучаться.