Свет Православия, просветительский центр и издательство | Ольга Азизова | 09.01.2006 |
…Да нет, лично мне не особо-то хочется: лично я водку потребляю в исключительных случаях, в случаях, так сказать, соучастия в горе и радости ближних. Предпочитаю напитки с Пиренейского полуострова — этнографический сидр и благородное красное вино (преимущественно риоханское). Кстати сказать, а вы знаете, что в Испании бутылка обычного столового красного вина идет в одну цену с аналогичного объема бутылкой минеральной воды? Не верите? Вот я и сама не верила, пока официанты из кафе, подавая мне «комплексный обед», не стали спрашивать: «Вина или воды?» Понимаете, им без разницы!…И это открытие было одним из самых удивительных моих открытий в этой удивительной стране. «Вина или воды, сеньора?» — «И вы еще спрашиваете…»
Ну так вот, вернемся все-таки к русскому народу. Нет правды на земле. Подточены основы социального бытия. «У нас вся система такая…» Понимаете, есть самоотверженные врачи — а медицины нет. Есть прекрасные учителя — а образования нет. Есть храбрые воины — а армии нет. Ну и так далее. А почему? — А по кочану: «У нас вся система такая…» А если так, то что? Выход-то какой? Ну, можно и самому таким вот респектабельным подонком становиться, который в эту бессистемную систему с младых ногтей въезжает и преспокойно в ней существует. Ну, какой-нибудь Греф, например: наверняка же в рот не берет. А зачем? Чего ему заглушать? — Совесть? Так ее у него и в помине не было. Да и потом: вакантные должности всяких разных грефов уже на несколько поколений вперед расписаны, вам туда не продраться. Честно исполнять свой долг? Естественно! Только вот медсестра в поликлинике больному ребенку денно и нощно компрессы меняет, а потом, когда закончит смену и уйдет домой, этого самого ребятенка по распоряжению главврача и в сугубо келейной обстановке на органы разбирают. Понимаете, система такая.
Так чего делать-то, конкретно? Бунтовать? Бунтовали и, пожалуй, еще и будут (а может, и нет). Молиться? Естественно. Но ведь только молитвы тех, например, тетенек, которые в ЖЖ про сострадание пишут и умиляются на то, как они своих родных деток любят, — так их вот молитвы они «ни Богу свечку, ни черту кочерга», одно фарисейское самолюбование типа того, что «благодарю, Господи, что я не как все прочие». Есть, конечно, молитва за мир, которой неоднократно упоминаемый мною старец Силуан молился и о которой он говорил, что «молиться за мир — это кровь проливать». Но вам, тетеньки, до такой молитвы три года говном плыть — не доплывете, потому что так-то, на практике, вы своему Васеньке или там Кристику велосипед или клавесин купите, а чужому ребенку денег на операцию не дадите. Пролить слезу за погибших в Беслане детей — это да, это вы можете: слеза ваша бесплатная, а вот так, конкретно, ну хоть полсотню баксов тому, кто еще жив, а? То-то же, удавитесь: свой Кристик дороже: ему и велосипед нужен, и галстук бабочкой, и костюмчик приличный, а не какое-нибудь там барахло, потому как Кристик — он в «приличный» приход ходит, и он, ангельчик и лапочка, не хухры-мухры.
Да, так вот, граждане, чего делать-то? Бунтовать? Так опять же непонятно, против кого. Соборно молиться? Так это в обществе-то потребления, каковым, кстати, стало и само церковное общество? Есть ли радикальный, на все времена выход? Конечно. Как говорится, пили, пьем и будем пить.
«Ты меня уважаешь? Ты меня уважаешь?» — отчаянно спрашивает алкаш у своего собутыльника, и это не смешно, потому что что у трезвого на уме, то у пьяного, как говорится, на языке. Не любят у нас друг друга люди, граждане. Не любят и не уважают. Вообще. В принципе. Система такая. Но это же ненормально, этого быть не должно, и душа против этого протестует. Коллективная душа народа.
А посему — не бросайте камень в того, кто пьет. Вы его сами таким сделали.
Вы же его не уважаете, не видите в нем своего брата? Нет же? Ну и чего тогда возмущаться, что он, как может, отворачивается от вашего подлого мира, в который, если не околеет, он все равно же и вернется.
Система такая.