Труд | Валерий Коновалов | 28.12.2005 |
Вот одно из них. Патриарх Алексий подписал указ об образовании самостоятельной кинотелекомпании «Православная энциклопедия».
Не сенсация, конечно, из мира кино. Но и вовсе не внутрицерковное дело. За этим фактом — весьма серьезный процесс.
Речь о том, где сегодня место церкви в обществе. Это ведь именно сейчас важно, когда многим стало ясно: без опоры на духовные традиции народ теряет иммунитет, становится уязвим. Церковь-то у нас от государства отделена, но не от народа. Хотя долгое время их разделить пытались. И не без успеха.
— После массовых репрессий советская власть уничтожала Русскую церковь другим способом — ее полной изоляцией от общества, — говорит Сергей Кравец, руководитель «Православной энциклопедии». — Церковь вычеркивали из истории, из общественной жизни, фактически перевели в резервацию — наглухо заперли в церковной ограде. И сейчас, когда пришли другие времена, принципиально важно выйти из этой ограды. Важно и для церкви, и для общества.
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», который возглавляет Сергей Кравец, во многом этим и занимается. Из церковного энциклопедического издания выросли телевизионная программа, интернет-сайт, различные кинотелевизионные и издательские проекты. И все это конкурентоспособно на общем, светском рынке.
Так случилось, потому что с самого начала дело было поставлено с прицелом на все общество, а не только на воцерковленных. «Православная энциклопедия» первой объединила Русскую церковь с российской наукой. Академия наук стала тут надежным партнером Московской патриархии. И продукт такого союза оказался востребован всем обществом, а не только прихожанами. Не случайно и самого Кравца пригласили возглавить главное светское энциклопедическое издание страны — Большую Российскую энциклопедию.
Разрушение барьеров между церковью и обществом — это и разрушение стереотипов. Многим до сих пор кажется: там, за оградой, в храме, — совсем другая жизнь и люди совсем другие. Не от мира сего. И вдруг узнаешь: да, есть другая жизнь, но она и любому из нас доступна, а люди там вовсе не инопланетяне, среди них и хорошо знакомые нам, и знаменитые. Таков эффект, в частности, одного из громких телепроектов «Православной энциклопедии» — десятисерийного фильма Сергея Мирошниченко «Земное и небесное». Интересно было не только то, о чем фильм, но и кто его делал. На экране об истории Русской церкви и о своей личной вере говорили Ирина Купченко, Алексей Петренко, Юрий Шевчук, Никита Михалков, Федор Бондарчук, другие знаменитости.
Сергей Мирошниченко рассказывал мне, как непросто было убедить этих людей говорить о своей вере, ведь эта сфера считается глубоко интимной. Но как важно для многих узнать о близких тебе по духу, об их пути к Богу. Понять: другая жизнь и есть наша настоящая.
Тут ведь что важно: не только о чем рассказывать, но и как, но и где. Есть же церковная литература, церковная пресса, есть специальные издания, теперь вот даже специальный телевизионный канал. Это все хорошо и нужно. Но у Кравца и его команды задача принципиально другая: работать на общей территории, для верующих и неверующих, воцерковленных и тех, кто на пути в храм. Так, чтобы всем было понятно и интересно.
Их фильмы выходят в эфир на основных телеканалах, получают призы на фестивалях и хорошие рейтинги. Круг авторов и героев становится все шире и внушительнее.
Уже в качестве самостоятельной компании «Православная энциклопедия» выпускает в ближайшее время пятисерийный фильм Владимира Хотиненко о христианских святынях Рима. Партнером на съемках был Ватикан, а ведущими стали Кшиштоф Занусси, Никита Михалков, Ирина Купченко, Юрий Соломин, Владимир Машков.
И еще одна поразительная и пронзительная работа уже завершена. Валерий Залотуха снял двухсерийный фильм «Ангел Русской Церкви против Отца всех народов». Это глубокое и беспощадное размышление о взаимоотношениях в минувшем веке церкви, власти и народа. Уникальные кадры, истории, судьбы.
И вопросы, которые задает автор. Как мог народ, называвшийся богоносным, с тысячелетней православной государственностью, чуть ли не в одночасье отречься от веры? Кем же был на самом деле Сталин, не верил ли он тайно в Бога? Кем стал для церкви патриарх Сергий — спасителем или отступником?
И ответы, которые убедительны, потому что талантливы.
Это все — о церкви и церковной жизни. Но одновременно — о нас всех и о жизни вообще.