Русская линия
Русское Воскресение21.12.2005 

Любовь всех нас спасет!
В Союзе писателей России прошел Круглый стол «Диалог культур: базовые ценности российского общества» (дискуссия о книге «Новейшая история исламского сообщества России»)

В работе Круглого стола приняли участие писатели, религиоведы, политологи, ученые, государственные и общественные деятели Валерий Ганичев, Геннадий Иванов, Николай Переяслов, Николай Дорошенко, Николай Сергованцев, Николай Иванов, Виталий Носков, Марина Ганичева, Вадим Дементьев, Александр Дорин, Марат Мусин, Сергей Исаков, Сергей Котькало, Сергей Перевезенцев, Лариса Баранова-Гонченко, Станислав Куняев, Анастасия Лотарева, Ямиль Мустафин, Сергей Исаков, Матвей Липнягов, Евгений Галкин и др.

Открыл Круглый стол Председатель Союза писателей России, заместитель Главы всемирного Русского Народного собора, член Общественной палаты Российской Федерации Валерий Ганичев:

— Мы говорим сегодня о диалоге культуры не в силу каких либо сиеминутных обстоятельств, а потому, что это каждодневная работа писателей России. С одной стороны издание известной вам «Новейшей истории исламского сообщества России». С другой стороны некоторые вопросы, связанные с тем, что Союз писателей России проводит многообразную творческую, организационную работу на духовных координатах нашего многовекторного состояния. В прошлом году Святейший Патриарх, принимал писателей России в своей резиденции, это, на мой взгляд, была, действительно, историческая встреча, потому что за всю историю нашей Церкви и различного рода писательских соединений, столь широкой и представительной встречи, с вручением книг, авторами которых были писатели нашего Союза, об истории Отечества, по духовным проблемам, наверное, не было. Он сказал, что «мы благодарны за то, что за последнее время средостение между Православной Церковью и писателями России было разрушено». Это очень важное для нас заявление. И в последние годы Союз писателей России принимал участие во многих духовных делах, встречах, круглых столах, которые проводила Русская Православная Церковь, так же как мы участвовали и в различного рода встречах с другими представителями наших традиционных религиозных образований.

Как вы знаете, Союз писателей является соучредителем Всемирного Русского Народного Собора. ВРНС стал широкой платформой для различного рода духовных сил России, в том числе, в работе Собора принимали участие представители всех основных конфессий. Это, естественно, Православная Церковь, главой ВРНС является Святейший Патриарх. Это, естественно, большое представительство нашего исламского сообщества из различных областей России. Это представители представители иудаизма и будизма, которые всегда принимали участие в работе нашего Собора.

Что касается наших отношений и связей с мусульманами, я бы хотел сказать, что они, может быть, как никогда плодотворны, интересны и разнообразны. У Союза писателей давние связи с представителями писателей мусульманских стран, с Союзом арабских писателей. Это одна из наших самых, я бы сказал, крепких творческих организаций мусульманского мира, с которой мы поддерживаем многолетние творческие, дружеские организационные связи. Я сам присутствовал на Всеарабском съезде писателей, проходившем в Дамаске в прошлом году, где мы были единственной европейской страной, принявшей участие в столь представительном культурном арабском форуме. Наши делегации выезжали в Каир. Это, может быть, был наиболее значительный в постсоветское время выезд деятелей российской культуры и литературы на Арабский восток. Там мы принимали участие в праздновании 200-летия Пушкина. Там мы встречались с представителями мусульманской общественности, в том числе и с духовными представителями. Мне приходилось участвовать во Всетунисской встрече деятелей культуры, когда по личному приглашению Президента Туниса мы вручали книгу, выпущенную здесь, издательством Союза писателей, его выступлений и речей. Он попросил о том, чтобы состоялось торжественное вручение на Всетунисской встрече деятелей культуры. Такие встречи проходили и в других мусульманских странах. В частности, я бы хотел назвать прошедшие в Ливане под эгидой ЮНЕСКО встречи, тема которых была: «Исторические взаимоотношение христианского и мусульманского мира на Ближнем Востоке и в России». Встреча проходила в Ливане, потому что там, может быть, как нигде в другом месте, наши миры соприкасались, имели исторический опыт взаимоотношений. Я бы сказал, что это была одна из самых интересных и плодотворных встреч за последнее время.

Может быть, случайно, а, может быть, и нет, вчера Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече в парламенте Чечни (естественно, не случайно то, что он сказал, но случайно, может быть, то, что мы сегодня встретились) выразил очень четкую позицию нашей страны по отношению к исламу. Процитирую: «Самым страшным было то, что в Чечне, кто пришел тогда сюда, принесли извращенное толкование Корана, абсолютно неприсущее народам Северного Кавказа. Они не только извратили Коран, но и дискредитировали религию, во всяком случае, попытались это сделать». И продолжал дальше, как написано в газете «Коммерсант», под шквал аплодисментов: «Те, кто на другой стороне (имеются ввиду боевики), не знают, что Россия всегда была самым верным, последовательным и надежным защитником интересов исламской религии. Разрушая Россию, эти люди разрушают одну из основных опор исламского мира, и мы должны убедить тех, кто не сложил оружие, что они преследуют ложные идеи». Во всяком случае, то, что касается нашего Союза писателей, я хотел бы сказать, что у нас представлены представители различных верований, также как и атеисты, мы являемся общественной творческой организацией. Мы участвуем и в замечательном поэтическом празднике «Белые журавли», которое проходит в Дагестане, и в празднествах в Кабардино-Балкарии. Мы всегда были в единой державе, была ли это Российская империя, Советский Союз или нынешняя Россия. И для нас интересы каждой группы наших писателей, говорю о писательских взаимоотношениях, являются тем бережным и необходимым наследием, которое мы уважаем.

Конечно, в последнее время, когда предпринимаются выпады против неких наших символов, это требует спокойного и внимательного ответа. Если кто не понимает по существу, нужно разъяснить. Мне кажутся надуманными заявления по поводу герба, пришедшего к нам из Византии, укрепившего нашу власть, соединявшего все наши народы разных верований и т. д. По этому поводу сейчас схлестнулись. Хотя нет ничего, что нельзя было бы обсуждать в нашем сообществе, в том числе и писательском.

Я бы, не останавливался на существе издания, которое вышло при участии очень многих представителей Союза писателей. В частности, секретаря Союза писателей Сергея Ивановича Котькало. Он ответственный редактор серии «Национальная безопасность». Он расскажет, какие издания вышли за последнее время. Они связаны с целым рядом положений исторического и ситуационного порядка. У нас есть замечательный проект-программа «Ближневосточная командировка», касающаяся многих стран Ближнего и Среднего Востока. Это взгляд на все проблемы, которые не являются запретными, которые подлежат обсуждению, которые выражены, в том числе и в данном издании «История исламского сообщества в России».

У нас на обсуждении присутствуют представители Московского университета, Палестинского общества, Московского педагогического университета, Госдумы, доктора наук, кандидаты, просто люди, интересующиеся этой проблемой. В спокойном, как говорится, варианте мы хотели бы обсуждать вопросы, связанные с тем, что вокруг этой книги развивались острые обсуждения, ситуации, в которых можно увидеть и смысл, и в то же время, как говорится, попытаться выяснить, в какой степени эта книга является, действительно, полной новейшей историей исламского сообщества России, где что-то упущено, где что-то сказано не таким образом и т. д. На мой личный взгляд, это некое научное изыскание, о котором всегда можно выражать свою точку зрения, и она, я думаю, сегодня прозвучит.

Я бы хотел передать слово Сергею Ивановичу Котькало, ответственному редактору серии «Национальная безопасность России», которая заявила о себе очень основательно, секретарю нашего Союза. Здесь есть и представители информационно-издательской продюсерской компании «Ихтиос», которая помогает нам издавать эти книги и они тоже скажут свое слово. Приглашаю всех к спокойному обсуждению.

На Круглом столе выступили:

Сергей КОТЬКАЛО:

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить всех, кто уже пришел и кто еще придет на нашу встречу, на наш круглый стол. Она проходит после субботней конференции, куда приехали представители более 50 регионов страны. Все это вызвано тем интересом в обществе к общественному самосознанию, к которому должно приходить общество после каких-то достаточно сложных и, возможно, перспективных обновлений, которые произошли в России. И серия «Национальная безопасность» была открыта нашим писательским сообществом вместе с информационно-издательской продюсерской компанией «Ихтиос» для того, чтобы в связи с тем, что многие институции нашей жизни разрушены, попытаться их восстановить и продолжить развитие по тем насущным вопросам, которые возникают в обществе. Серия достаточно молодая, книги по вопросам национальной безопасности мы начали выпускать в этом году. Понятно, что коль скоро это научные книги, то они должны занимать больше времени для написания и подготовки, посколько от идеи до воплощения прошло три года. На сегодня получился какой-то результат. Некоторые из авторов присутствуют здесь, в зале. Я хочу сразу предупредить и участников нашего круглого стола, и гостей, и представителей СМИ, что Роман Силантьев, по объявленной, в том числе последний раз «Комсомолкой» причине, пока не участвует в дискуссиях, в связи с тем, что еще не состоялся межконфессиональный совет и участь его остается не решенной, и дабы не подливать масла в огонь он предпочел дистанцироваться от того бума, который возник в СМИ и среди обществе.

На самом деле, для меня очень удивительно, что этот шум возник спустя два месяца после представления и обсуждения книги в присутствии представителей наших основных конфессий. Люди на том собрании присутствовали уважаемые, в том числе и со стороны исламского сообщества, и со стороны еврейского сообщества, и со стороны представителей Русской Православной Церкви… Удивительно так же и то, что у нас вышли и готовятся к изданию книги по различным вопросам, не менее, скажем, «горячие», чем работа, которую написал и предоставил нам для издания Роман Силантьев. На мой взгляд, сегодня обществом должна быть востребованы как научная рекомендация книги советника юстиции II класса Евгения Григорьевича Чуганова, присутствующего здесь: «Федеральные органы государственной власти РФ в сфере противодействия терроризму: конституционные полномочия и формы взаимодействия». В ней автор показывает, что сегодня у нас в Конституции заложены все механизмы для окончательной победы над терроризмом. Достаточно использовать свои должностные обязанности по назначению и уже это определит успех самой борьбы с терроризмом. В серии нас выпущена весьма актуальная книга полковника Сергея Павловича Куличкина, главного редактора «Воениздата» «Вставай страна огромная!» к 60-летию Великой Отечественной войны. Небольшой объемом и точность формулировок опровергает бесконечно серийный фильм Правдюка о природе войны и вообще о войне, чего он не знает, не понимает и совершенно, — я имею ввиду Правдюка, — не умеет пользоваться источниками. В нашей книге нормальный военный историк и ученый, кадровый офицер спокойно разложил все по полочкам, и показал на фактическом материале, почему и как мы победили и какой ценой; почему началась война так, а не по-другому; почему не хватало вооружений; почему мы сначала проигрывали, а не побеждали. И это нормальное явление для самосознания, в том числе для его перспективного развития, в той части, чтобы человек понимал, где и что берется и как берется, а не формировался на виртуальных фантазиях…

Мы собрали и конференцию, и Круглый стол, чтобы наша дискуссия проходила именно в той части, которая определена в ее названии. «Диалог культур» существует не каком-то голословном вопле, а на базовых ценностях российского общества. Ни у кого из оппонентов, которые выступили в СМИ, хотя еще раз повторяю, что когда представляли книгу, то присутствовали достаточно заслуженные и уважаемые в исламском сообществе его представители, эта книга не вызывала отторжения.

Сегодня книге предъявляют те или иные претензии. Я для себя из газетного шума например, открыл такую закономерность, что никто из оппонентов книги-то не читал, включая и тех, кто, собственно, и сподвиг на то скороспелое заявление Совета муфтиев, от чего на данный час практически они и отказались.

Меж тем, я, по прочтении книги Р. Силантьева, увидел, какие сильные лидеры в исламском сообществе, какова сила их влияния… Они действительно авторитет не только в исламском сообществе, но и во всей России.

Несколько вульгарно звучит обвинения автора в использовании не тех источников…

Не удивительно так же, что из всей серии именно книга Р. Силантьева вызвала столь бурный политический интерес, поскольку цель оппонентов сводилась к подрыву добрососедских отношений двух традиционных и многочисленных конфессий нашего общества. Я помню, на представлении книги Силантьева один из муфтиев заявил, что очень хорошо, что это написали не мусульмане, потому что книга была бы тогда не понята, ее невозможно было бы показывать в исламском мире, так как обязательно была бы заинтересованная сторона.

Слава Богу, что ни одна из конфессий не имела отношения к этой книге. Иное дело, что в СМИ распространили точки зрения о неправомерности Силантьева, находясь на должности в исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России, заниматься этой темой и издавать книгу. Такие заявления противоречат целому ряду статей Конституции РФ: право на труд, право на профессию; нарушается Закон о печати, в котором ничего о «желтой» прессе не сказано.

Именно с той целью, что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна, в серии «Национальная безопасность» выходят книги самых различных направлений: этнологические, конфессиональные, национальные исследования. И для того чтобы у нас был мир и гражданское общество, для того чтобы мы не шли по улице и разделялись на «москвичей» и «лиц кавказской национальности», обезличивая тем самих себя, проявляя в отношение друг друга нравственное невежество, нарушая, опять же, Конституцию РФ, о чем часто говорят сами представители государственной власти. Для этого мы сами обязаны сформулировать нравственный кодекс наших отношений. Это задача нашего Союза, Круглого стола, серии «Национальная безопасность», — и мы ее выполняем.

В серии уже выпущены книги Вадима Цекова «В схватке», Вячеслава Морозова «Адмирал ФСБ», Служивого «Очерки покорения Кавказа». В.Н. Ганичев уже говорил, что большое внимание мы уделяем арабскому миру, который занимает огромное пространство в мире со своей специфической культурой, со своими знаниями, и у нас уже вышло в серии «Ближневосточная командировка» порядка восьми книг по Ираку, по Иордании, по Сирии, сейчас выходит книга по Египту.

Словом, у нас, граждан России, нет ни нужды, ни времени на противостояние, кроме как

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ:

— Для диалог культур «Ихтиос» делает очень большое дело. Особенно в плане освещения, осмысления связей, я бы подчеркнул, традиционных, многовековых связей, России и исламских народов, мусульманских народов Ближнего Востока и иных регионов мира, где так или иначе соседствуют, содружествуют народы, исповедующие мусульманскую веру и веру христианскую. Если смотреть исторически, я абсолютно согласен с той мыслью, которая была высказана Президентом РФ В.В. Путиным на встрече с парламентариями Чеченской республики о том, что именно Россия многие века была последовательным защитником мусульманского мира. Причем это было как внутри страны, так и за пределами России. Книга Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества в России» как раз об этом. О том, как уже в новейшей истории нашего Отечества складываются отношения и между миром православным и миром мусульманским, и внутри мусульманского мира. Мы не осознаем до конца ту задачу, которую всем нам, всему нашему обществу, независимо от религиозных и политических, социальных предпочтений тех или иных его членов, нужно решать. Нам протяжении более 70 лет мы учились жить вместе, но в атеистическом, нерелигиозном обществе, причем принципиально, подчеркнуто нерелигиозном. Именно на этой нерелигиозной основе создавалась та самая практика дружбы народов, взаимоотношений народов, практика взаимоотношений республик внутри тогдашнего Советского Союза. А 15−20 лет назад все очень резко поменялось. Изменились принципы жизни народова, людей. Слава Богу, вернулись к исторической реальности. К тем духовным религиозным ценностям, которые исповедовали народы, проживающие на территории нашей державы на протяжении многих и многих веков. Но теперь нам нужно учиться жить в мире, в согласии, в дружбе и заново выковывать, заново учиться той самой дружбе народов, но уже на других основаниях. На основании признания того, что разные народы имеют право и возможность исповедовать разные религии и этот исторический выбор уважаем другими народами.

Но вот какая интересная ситуация вырисовывается. Очень часто именно к русскому народу или к Русской Православной Церкви и вообще как к православию как таковому предъявляются претензии в том, что со стороны Православия и со стороны русского православного населения, русского православного народа по отношению к представителям иных народов и вероисповеданий следует, условно говоря, то или иное угнетение, то или иное принижение, та или иная дискриминация. Однако проблема заключается в том, что в точно такой же ситуации дискриминации находится и русский народ. И русские православные люди нередко испытывают по отношению к себе дискриминацию, и то или иное негативные воздействия. И в данной ситуации, если говорить о книге Силантьева, какая, собственно говоря, ему была предъявлена одна из главных претензий: что человек, который сам не является мусульманином, посмел высказать какую-то точку зрения на развития исламского сообщества в России в последние 15−20 лет. Значит, русский человек в собственной стране не может говорить, открыто говорить о тех проблемах, которые существуют? Это ли не дискриминация?

Меж тем дело-то в том, что книга Р. Силантьева не содержит в себе каких-либо оскорблений или же передержек. Я очень внимательно прочитал и проанализировал эту книгу, и должен сказать, это одно из первых, если не самое первое, именно научное исследование тех процессов, которые происходили в исламском сообществе России, исследование, основанное на огромном количестве источников (в книге почти 2 000 сносок, то есть практически каждое положение, которое так или иначе зафиксировано на ее страницах, имеет ссылку на тот или иной источник, это не изобретение самого автора). И я бы, например, как ученый, как специалист, в том числе и в области религиоведения, автору книги «Новейшая история исламского сообщества в России» предъявил немного другие претензии. Мне кажется, что иногда он слишком просто не хочет высказывать собственную точку зрения, уходит от собственных выводов, которые напрашиваются в конце той или иной главы, в конце того или иного вынесенного на обсуждение положения. Он, наоборот, как мне представляется, даже излишне объективен. Излишне объективен, ибо старается показать разные стороны жизни исламского сообщества, и в том числе негативные стороны, что естественно. Потому что все мы знаем, что внутри исламского сообщества до сих пор не достигнуто единство. До сих пор продолжаются споры, дискуссии. И Роман Силантьев как раз попытался показать эту сложную картину, причем, в ущерб отстаиваниям собственной позиции. А теперь представьте, если, в самом деле, внутри самого исламского сообщества не найдено это единство — единство позиций, не выработано единое отношение ко многим проблемам и внутри страны, и в самом сообществе, то насколько же трудно вырабатывать это единство во взаимоотношениях того же исламского сообщества с иными народами, с иными вероисповеданиями, присутствующими в России.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы сказать только об одном. Нельзя насильственно превращать одну книгу, серию ли книг, но имеющих именно научный характер, в некий политический памфлет, развертывать вокруг нее политические игрища и тем самым нагнетать определенную политическую ситуацию. Я не знаю, кто и какие цели в данной ситуации преследовал и что хотели добиться, но заявления, которые последовали по поводу того, что из-за этой книги Совет муфтиев может выйти из Межрелигиозного совета, мне кажется, совершенно не связаны с книгой Р. Силантьева и, я думаю, что они были излишне поспешны. Больше того, сказалось, что этих целей достигнуть невозможно. Невозможно потому, что наше общество сейчас все-таки ищет и движется к единству, ищет те пути, которые помогут нам объединиться. И какие бы на встрече с парламентариями Чеченской республики попытки не были, разорвать общество сейчас просто не могут приветствоваться. Мы за последние годы увидели слишком много того плохого, к чему приводят разрывы отношений между народами и религиозными сообществами.

Ямиль МУСТАФИН:

-Извините, я опоздал к началу Круглого стола. После вчерашнего серьезного выступления Президента России В. В, Путина в Чеченской республике, его акцентированном внимании на взаимоотношениях двух ведущих религий в России, я невольно задумался, когда же будет совещание у нас в Союзе писателей. И спасибо вам, Валерий Николаевич, что так организованно и быстро вы все это сделали.

Почему я опоздал? Подрался на метро «Полежаевская». Иду, навстречу мне казах с женой и сынишкой лет 9−10. Вдруг сзади выбегают два парня, один высокий, другой поменьше, лет 15−16-ти, отрывают мужа от жены. Первый пытается побить казаха, но недостает, конечно, хотя казах тоже небольшого роста. Подбегаю вплотную, гляжу, у одного на мочках висят, конечно, не подковы, а железяки всякие, а он: «У морда косая!.. Щас я тебе!» Я понял, что здесь не идет национальное, но сразу стал посредине: «Что вы делаете, молодые люди?!» Они продолжают барахтаться. Мать-жена, воспользовалась нашей перебранкой, вырвала мужика и пошла вперед. Но меня удивило то, что стояли здоровые молодые люди, лет 40−45-ти. Ведь я уже таких людей, даже 50-летних, называю молодыми. Все равнодушно смотрят…

Когда я вошел в вагон метро, и со мной вошли те, которые стояли рядом, я спросил их: «Как вам не стыдно, молодые люди?! Здоровые, а из вас никто не заступился», — и каждый смотрел на меня, как на чудака. Я был очень взволнован. Все это как раз ложится в нашу сегодняшнюю тематику.

Вчера после выступления Владимира Владимировича, на одном из каналов ТВ ведут живенькую беседу Малашенко и наш Аширов — это муфтий, бросивший провокационное заявление, что нужно менять герб. Смотрю и думаю: вот есть на свете исламские государства, но там ни один христианин не говорит, что нужно менять национальный герб. Почему же Аширов требует сменить государственную символику и никто ему не ответит из наших, из уважаемых духовных лидеров мусульман?! Мусульман вместе с Закавказьем около 18−20 млн. И вдруг от их имени выступает один Аширов. Особенность его в том, что он всегда вовремя находится на том месте, где надо что-то спровоцировать. Аширов отсидел два срока. Успел побыть заместителем председателя Союза мусульман, затем у Хачалаева заместителем. Он говорил о создании мусульманской партии. Она просуществовала года два. Сейчас он муфтий азиатской части, это Урал и дальше. Я писал, что «зачем только Урал, надо до Тихого океана избрать»? Это Аширов неоднократно утверждал в печати и в выступлениях, что ваххабизма нет, а Талгат Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман России с центром в Уфе, всегда опровергал его и говорил, что Аширов выдумывает. Вот только несколько примеров деяний ваххабитов в отношении мусульман: ломали мечети в Казани, буквально выбрасывая муллу, в Перми, в Набережных Челнах, в Вятской области, — это только у меня на памяти. Ваххабизм есть. Потому что всем этим процессом руководят и снабжают огромные деньги Саудовская Аравия и США. Наши эпигоны отправляют туда детей на учебу на несколько лет. Можете себе представить, если ребенка отдали в 13−17 лет, то каким он вернется спустя? С какими идеями? — Что русский крещенный человек — это враг. Аширов два года проучился в Алжире, с 90 по 91 год и взгляды у него теперь совершенно иные, чем были до поездки в Саудовскую Аравию. Я говорю своим единоверцам: «Кто нас зажимает? — Открыты мечети, открыты учебные заведения, школы…»

В сложившийся за долгие годы безвременья еще совсем хрупкий мир Аширов вбрасывает провокационные «бомбы». Становится ясно: кто и за какую плату ему заказал.

И тут же напротив сидит советничек Малашенко большой специалист всех наук и религий. В «Независимой газете» он неоднократно удовлетворительно высказывался за расчленение мусульман, ислама России. После съезда в Саратове, он вообще написал, что, наконец-то, Талгата Таджуддина, верховного муфтия вынесли ногами вперед и в России нет единоначалия.

До времени сидевший в подполье ваххабизм нашел повод и, не без помощи иезуитов из других конфессий, высунул кончик носа. Бородатый философ, доктор Джамаль тут же присягнул, вторя предшественникам, что герб надо менять, но несколько запоздало и не очень пафосно, мелкотравчато, а он — человек умный, но умный это не значит благоразумный…

Но, дорогие коллеги, вы видите, что слова Президента РФ В.В. Путина о том, что во все исторические времена на планете Земля единственным и последовательным защитником мусульман была Россия — звучат сегодня гораздо боевитее и яснее для исламского сообщества, чем речи названных и не названных глашатаев антироссийского толка. Это наша общая с православными народами Родина и нам сообща и дальше жить и творить нашу великую и непобедимую культуру!

Марат МУСИН:

— Я не хотел бы, чтобы наш Круглый стол превратился в военно-полевое пособие для комбатов. В связи с чем я это говорю? С моей точки зрения, анализ экономической ситуации на Западе и у нас говорит о том, что ислам становится сосредоточением тех финансовых потоков, которые сравнимы с потоками, брошенными на развал Советского Союза. Соответственно, та острота проблемы, которую мы ощутили 15 лет назад, сейчас будет проходить через ислам, который, впрочем как и Православие, становится одним из главных врагов западной социально-экономической концепции, и как отражение тех проблем, которые возникли на Западе, наш Северный Кавказ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому надо реально отдавать себе отчет в том, что раз нефть подорожала в три раза, на Западе произошел, конечно, серьезнейший кризис, природа которого состоит в том, что та социально-экономическая концепция, которая шла в рамках этой протестантской этики, сегодня терпит сокрушительное фиаско, и серьезнейшую открытую альтернативу ей, конечно, объявляет ислам. Потому что его социально-экономическая доктрина принципиально отвергает основные положения западной модели. Запрещен ссудный процент, запрещены биржи, перераспределение. А пирамида фиктивных сбережений рушится с такой скоростью, что, по моим прогнозам, например, нефть будет стоить $ 200 за баррель в ближайшие несколько лет. Почему? Потому что только за этот год на Западе, если взять США, разница между активами и пассивами государства, домохозяйств и корпораций с $ 35 триллионов дошла до $ 46 триллионов. То есть, нарисовали $ 11 триллионов, при том, что ВВП США $ 11, 8 триллионов. Раз летит сама концепция, это кризис уже не экономический, а мировоззренческий. Если брать опубликованные доклады, в ЦРУшных планах черным по белому прописано, что пока на Западе народ не понял, что их ободрали, как липку; грубо говоря, среднестатистический американец на 60% оказался заложником этой пирамиды, потому что у него есть электронные записи по счетам в депозитариях, банках и пенсионных фондах. Но по этим счетам никто не собирается платить. В Европе на 40% любой американец, на 44 любой француз. Поэтому, если взять и наложить карту тех планов, которое разведывательное сообщество США сейчас реализует, мы четко видим, что эти планы и те события, которые происходят в последние годы, совпадают с разведывательной картой нефтяных запасов. Каспий тоже входит в эту зону. Поэтому, с точки зрения Запада, мы имеем серьезнейшую проблему, это — Дагестан. С точки зрения того, что взорвать и расчленить Россию и конвертировать пирамиду фиктивных сбережений в реальные активы, нефть, газ, месторождения, и с этой точки зрения получается, что легче всего взрывать страну через Северный Кавказ. Я приведу некоторые данные о том, каким удивительным образом совпадает та ситуация, которую провоцирует Запад, и то исследование, которое мы провели весной и материалы которого ложились на стол Президенту. Сегодня, естественно, криминальные финансовые потоки будут закачиваться в наиболее радикальные круги. Соответственно, раз ислам выдвигает альтернативу западной концепции, он мотивирует переход в ислам сотен миллионов людей. Этого никто допустить не позволит. Поэтому ваххабизм, как мы знаем из истории, это то самое течение, которое будет финансироваться, взрывать, дискредитировать ислам во всем мире. Как более мелкая задача стоит вопрос расчленить Россию и с помощью таких радикальных течений получить эти активы.

Состояние дел на прошлый год. Я беру статистику за пять лет. Дагестан. С ним, в частности, работал банк, который имеет хозяев на Западе, в том числе, в Египте, Саудовской Аравии, Катаре. С Дагестаном работало свыше 48 500 компаний. Из них около 10 000 ведут криминальный бизнес, легко доказать по 65 миллиардов рублей, которые, соответственно, представляют собой объем теневого капитала и которые, естественно, закачиваются через те или иные радикальные течения боевикам и радикализуют ситуацию. Против этих денег не каждый мулла устоит. Мы должны реально понимать, с чем мы сталкиваемся. Проблема затрагивает каждого из нас. Кабардино-Балкария. Свыше 28 000 предприятий работали с ними. Свыше 6 600 — криминальные, легко доказать, свыше 49 миллиардов теневой капитал. Ингушетия, около 40 000. 7 500 чисто криминальных, 45 миллиардов рублей теневого капитала. А где он всплывает. Он всплывает, в частности, видимо, в тех конфликтах, которые, к сожалению, описаны в работе Силантьева. Северная Осетия. 27 000. Около 6 000. 44 миллиарда. Карачаево-Черкесия, куда как раз этот банк закачал в последний год 124 миллиона рублей. Примерно столько же он закачал перед этим в Дагестан. Что происходит в Дагестане, вы все знаете. Я не обвиняю этот банк, а просто говорю о том, что если идет финансирование из Саудовской Аравии, из тех стран, и в учредителях у нас представители этих стран, мы обязаны брать под контроль деятельность этих институтов у нас и те финансовые потоки, которые разгоняются по всей стране. Карачаево-Черкесия. Около 14 000 компаний. 3 500. 28 миллиардов выведено теневого капитала. С Чечней официально работает менее 3 500 компаний. Там всего лишь 13 миллиардов. Вот суммы, о которых идет речь. Соответственно, мы должны понимать, что это только начало. Времени на конвертацию этой пирамиды фиктивных сбережений на Западе практически нет. Проблема не в России. Проблема не в наших исламских организациях. Проблема в другом. Мы ведь знаем, откуда идет бум недвижимости; люди понимают, что их обманули, и в Англии, и везде люди говорят: «Мы чувствуем, что мы двадцать лет сдавали по 800 фунтов в пенсионный фонд, а теперь говорят, не хочешь, уходи». Будут приватизировать систему социального обеспечения. И по счетам платить не будут, все перераспределено. Поскольку деньги уже ничего не стоят, те суммы, которые пойдут в Россию в ближайшие месяцы и год, два, дай Бог, мы устоим на ногах, они не сравнимы с тем, что описано, и, я считаю, финансовые потоки не могут не выражаться, не проявляться в конфликтах. И если мы все вместе не будем понимать, что надо противостоять колоссальным деньгам, что надо противостоять плечом к плечу, потому что если ислам представляет серьезную угрозу для Запада, то мы в России понимаем, что только традиционные институты, которые отвергают и дают людям социальную перспективу, соответственно, они являются противником тех людей, которые стоят за той проблемой, которую сейчас Запад начинает пожинать вместе с нами.

Сергей ИСАКОВ:

— Внимание, которое приковано вот уже третью неделю к книге Романа Анатольевича Силантьева, свидетельствует об отрадном факте, что у нас читают не только Акунина и Маринину, а, оказывается, еще читают и такую литературу, как книга Р.А. Силантьева. Обвинять нашу компанию и самого Силантьева в исламофобии по крайней мере не корректно и весьма поверхностно. Потому что Силантьев, работая ответственным секретарем Межрелигиозного совета России лично дружен с большинством лидеров наших основных российских конфессий. Это же касается и лидеров нашей исламской уммы, и иудейского мира, и, естественно, православного. Поэтому обвинять в исламофобии Романа Анатольевича нельзя. Жаль, что он сегодня не может присутствовать. Обвинять в исламофобии издательско-информационную продюсерскую компанию «Ихтиос» тоже по крайней мере некорректно и поверхностно. Столько книг, изданных только в серии «Ближневосточная командировка», например, «Багдадский дневник», «Сирийский альманах», «По пути благодатного огня» или известная книга «Архипелаг Православия в океане ислама», «В течении святого Иордана», здесь лежит такая книга, наверное, ни одно издательство не издавало. И во всех этих книгах, если откроете любую из книг серии «Ближневосточная командировка», красной строкой проходит линия традиций дружбы и взаимоуважения христианства и ислама. Сейчас очень много говорится в СМИ, на ровном месте раздули тему по нашей символике. Каждый, кто работал на Ближнем Востоке, в исламских, мусульманских странах, где присутствуют и христианские общины, знает, что, например, в Сирии, Иордании, в Ливане, в Египте, наряду со своим основным праздником, который праздную все, и мусульмане, и христиане, священным праздником Рамадан, точно также все, и христиане, и мусульмане празднуют Рождество или Воскресение Христово. Это знает каждый. И мы всегда пишем и говорим об этом. Много столетий насчитывает наша дружба между христианством, Православием, в частности, и исламом. Действительно, сегодня много ссылались на Президента, и могут подумать, что, возможно, и книга Силантьева издана по заказу администрации Президента. Это, конечно, не так. Но такой страны и такого народа, который так бы отстаивал исламского мира, конечно, нет. Возьмите трех, четырехлетней давности историю с отстаиванием Россией, противодействием развязыванию войны в Ираке. Россия была единственным государством, которое стояло до последнего; и на протяжении двух лет войны перед всем мировым сообщество наши дипломаты, наши политики убеждали, что нельзя развязывать эту войну, что это авантюра, это страшная катастрофа, и гуманитарная, и экономическая, и экологическая. Россию не послушали. Но сегодня единственные граждане, которые могут более менее безопасно чувствовать себя в Ираке, конечно, это только россияне.

Одним из побудительных мотивов того, что мы взялись за издание этой книги Романа Силантьева, явилось то, что еще три, четыре года назад в кругу людей, которые интересуются российским исламским сообществом, было известно о том, что в недрах Приволжского федерального округа среди чиновников был рожден проект «Русский ислам», который реализовывался, на который выделялись определенные средства. И по этому поводу некоторые наши журналисты и писатели, некоторые СМИ писали. Сегодня мы видим, что проект «Русский ислам» очень активно реализуется в нашей жизни. Например, — среди исламских журналистов, политологов, которые раньше в исламском мире большого веса не имели, но вдруг они стали основными. Их приглашают на телевизионные экраны, на федеральные каналы, печатные СМИ приглашают их на различные круглые столы, на них ссылаются, их цитируют. Авторам проекта «Русский ислам» полезно почитать книгу Р.А. Силантьева, для того чтобы понять, с каким огнем они играют. Буквально два месяца назад эти люди совершили маленькую революцию в СМИ. По инициативе радикальных, проваххабитских, исламистских, я не сказал бы исламских, политологов от многолетнего руководства арабским телеканалом «Аль-Джазира» был отстранен Акрам Хузам. Казалось бы, что это внутрикорпорационное дело, но почему в этом участвуют люди, которые живут у нас в России и являются нашими согражданами. Где Катар и где Россия? Нет, отстраняют человека. Под каким «соусом» отстраняют? Потому, якобы, что он «не мусульманин». Видите ли, Акрам Хузам «не мусульманин», он, вообще, христианин. Человека отстраняют, и везде в СМИ это было озвучено. На место Акрама Хузама приходит другой человек, и «Аль-Джазира», московское бюро которого раньше вещало в одном формате, сейчас начинает за последние три недели выпускать такие «замечательные» программы, как: «Расизм в России» или «Спасение России в ваххабизме». Человек, который, я не знаю, кстати, является он мусульманином или нет, но он входит вместе с упоминавшимися здесь деятелями, наверное, нельзя называть фамилии, заявляет по телеканалу «Аль-Джазира» о том, что спасение России, решение всех проблем сегодня, имеется ввиду на Северном Кавказе, в первую очередь, — признание ваххабизма. Я не знаю, по чьему указанию, но этот человек ведет сегодня по ОРТ отдельную программу! Как это понять? Он такой гениальный журналист, что его взяли на ОРТ? Или, может быть, кто-то в каких-то структурах стоит за этим человеком?.. Поэтому всем людям, особенно, я думаю, власть предержащим, руководителям федерального уровня, которые работают в федеральных округах, где присутствуют большие или не большие, любые исламские общины, в первую очередь необходимо, на них она рассчитана, прочитать эту книгу, изучить ее и руководствоваться этими знаниями в своей работе. Тогда мы, может быть, избежим всяческих коллизий, которые были у нас в последние годы, тогда мы избежим подобного развития событий, который сейчас происходят в Австралии или были в Париже.

Анастасия ЛОТАРЕВА:

— Не отниму много нашего времени. Во-первых, я действительно историк. Я специализируюсь по новейшему периоду истории России. Случай с монографией Романа Силантьева беспрецедентен в каком плане: едва не впервые за последние годы, когда у нас на общефедеральном телевидении выделяется много места для репортажей, когда вся центральная пресса пишет об одной единственной исторической монографии. Причем, пишет, в большинстве своем в совершенно определенном тоне. Это удивительно, но, я думаю, и всем очевидно.

Мое замечание по поводу книгу будет достаточно кратким. Я читала и саму монографию, и все или большинство публикаций в прессе по поводу самой монографии. В частности, многие говорили, что эта монография беспрецедентна по количеству фактического материала, — раз; по исследованию именно этого религиозного течения, вернее, одной из основных конфессий, — это два; и по освещению негативной стороны этой конфессии, к основной упрек всех публикаций в прессе. Должна сказать, что в этом монография отнюдь не беспрецедентна. В руках я держу книжку Николая Митрохина, которая называется «Русская Православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы». Книга вышла тиражом на 1 000 экземпляров большим, чем книга Романа Силантьева. Книга является совершенно такой же по содержанию, а именно, в ней проводится исследование структуры Русской Православной церкви. Только не ислам, а РПЦ. Негативных сторон тут, пожалуй, даже больше, чем в книге Романа, и личного отношения высказано куда больше. Это нормально для любой исторической монографии. Тем не менее, почему-то именно монографию Силантьева, а не эту монографию, не ряд других, так активно и однозначно обсуждают и высказывают настолько однозначные мнения. Мне кажется, достаточно любопытным и считаю важным обратить на данное обстоятельство внимание. Потому что, когда говорят о беспрецедентности негативных сторон в книге, как уже правильно сказал С.И. Котькало, складывается такое впечатление, что книгу не читали. Это нормальное, полное, достоверное историческое исследование, которое полностью опирается на источники, как это и принято. Любая историческая монография это повод для дискуссии. Но именно для дискуссии, а не для того огульного охаивания, которое поднялось в последнее время в прессе. Это удивительно и в какой-то мере показательно.

Евгений ЧУГАНОВ:

— Скажу, прежде всего, как юрист, что вчера был день, вы знаете, очередной годовщины ныне действующей Конституции РФ, в соответствии с которой сбор и распространение информации является конституционным правом каждого гражданина. Тем более, если это касается каких-то научных работ и произведений. Обсуждаемая сегодня здесь научная работа Р. Силантьва — это концентрированный сборник выступлений, статистических данных, мнений, цитат и т. д. имеет место быть в нашей российской действительности. Просто они сконцентрированы в едином сборнике, и, естественно, напрашиваются определенные выводы у тех, кто их читает, правильно или неправильно понимая. Но, в общем, я должен сказать, монография, даже то, что в концентрированном виде впервые она затронула данную тему, несмотря на другие нюансы, — есть большой плюс для иследователей, кто занимается проблемами ислама, межконфессиональными отношениями, в том числе и для правоведов-юристов и для криминологов. В своей работе я касаюсь некоторых аспектов проблемы терроризма, в частности, меня интересовала деятельность федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму. Также я касался вопросов и понятий терроризма, его источников и деятельности. Думаю, ни для кого не является секретом, что, обсуждая проблему терроризма, мы, и не только мы, но и СМИ, касаемся такого вопроса, как исламский фактор в сфере терроризма. Такой подход или такая точка зрения обусловлена тем, что они проявились в террористических актах на территории Чеченской республики, республиках Северного Кавказа. Где, вы знаете, подавляющее большинство населения или исповедует ислам, или относится недостаточно индифферентно. Поэтому пошел такой термин, хотя он обусловлен, еще раз хочу подчеркнуть, чисто территориальными моментами, а какие факторы влияют на развитие терроризма, это достаточно глубокая проблема: источники, спонсоры, заказчики и т. д.; думаю, что говорить здесь только об исламском факторе нет никаких оснований. Проблема гораздо глубже и серьезнее. Для тех, кто по-своему трактует те или иные взгляды на взаимоотношения, в частности, между Православием и исламом, ставят далеко идущие цели, которые постоянно муссируются, подогреваются, и делается это далеко не бескорыстно. Особенно исламская карта выгодна тем, кто пытается расчленить, разбить Россию. Если мы чисто географически посмотрим на те республики, регионы, где преобладающее большинство населения составляют те, кто исповедует ислам, мы увидим, что это Северный Кавказ, Поволжье и Урал. Если поддерживать эту дугу нестабильности, то ясно, какие интересы могут преследовать те, кто постоянно разыгрывает эту карту. То, что говорится о межконфессиональных отношениях, в частности, между Православием и исламом, то здесь для объективных исследователей неразрешимых проблем нет. Есть определенные взгляды, которые особенно получили развитие в последнее время, так называемая теория ваххабизма, хотя многими, в том числе, и представителями исламского мира признается, что эта теория не соответствует историческому исламу, но, тем не менее, со стороны власть предержащих не предпринято попыток законодательно определить рамки этого течения, отчего, может быть, и возникают какие-то моменты, дающие повод заняться именно этой проблемой. Это говорит о межконфессиональной терпимости внутри России, как на уровне государственной власти, так и чисто межконфессиональных отношений. Думаю, что все возникающие проблемы могут быть разрешены в рамках межконфессионального диалога на уровне представителей всех конфессий, которые у нас существуют, и еще раз повторю, что любые научные изыскания, если они не нарушают действующего законодательства, имеют право на жизнь и могут только способствовать большему пониманию друг друга.

Сергей КОТЬКАЛО:

— Мы многое сегодня выговорили… Сам факт, что мы собрались, свидетельствует, что время назрело выговорить правду, даже если она и нелицеприятна.

Подводя итог нашего Круглого стола, следует признаться, что он проходит в несколько иной плоскости, чем мог бы пройти. Это вызвано, видимо, двумя последними событиями: выступлением Президента России в Парламенте Чеченской республики и тем, что ранее заявившие о своем участии людей с той и с другой стороны случившейся коллизии во взаимоотношениях, — я имею ввиду представителей Русской Православной Церкви и Исламского сообщества России — предпочли воздержаться. Меж тем, наш сегодняшний разговор показал, что диалог культур по базовым ценностям российского общества должен проходить не столько по поводу, а всегда, в нашей каждодневной жизни. Как показал многовековой опыт взаимоотношений народов нашей многонациональной страны до событий середины 90-х года прошлого столетия, они неповторимы и непостижимы для наших недругов, когда в самых критических ситуациях мы сообразовывались и демонстрировали всему миру свое неподдельное единство. Тому свидетельство наша писательская конференция «Диалог культур», на которую 10 декабря 2005 года съехались представители 50 регионов. Участники были единодушны в желании единства страны и наших народов. Они обменивались именно практическим опытом того дополнения друг друга в повседневной жизни, которое питает как науку, так и ее практическое применение. Это гости из Орджоникидзе, Ингушетии, Адыгеи, Краснодара и Красноярска, Читы, Хабаровска, Иркутска, Новосибирска, Грозного, Астрахани, Архангельска, Калуги, Перми, Пензы… Причем, что интересно, единственное несогласное выступление было из Астрахани и только в том, что в России слишком много занимаются проблемой исламского сообщества, когда это далеко не вся Россия, хорошо бы заниматься и другими, включая и государствообразующих русских.

Завершая наш Круглый стол, я хотел бы от имени писательского сообщества, объединяющего в своих рядах все народы России, поблагодарить участников, гостей и представителей СМИ за внимание и участие в работе нашего собрания.

Это не последний наш Круглый стол. Это продолжение той большой работы, которую ведет и Союз писателей, и наши основные конфессии, и наш народ для достижения мирного и согласного сосуществования.

На встрече в составе писательской делегации с верховным муфтием Сирии, мы с ним очень долго беседовали, и в конце я спросил его: «За всю нашу беседу вы говорили о братстве, о товариществе, о дружбе, о наших исторически бесконечно трогательных отношениях, но я ни разу не услышал слова любовь».

Он внимательно посмотрел, улыбнулся и без слов подал мне в знак признательности лавровый листок из рук в руки. Видимо он, как и мы, православные, верил, что Любовь всех нас спасет!

* * *

По завершении работы участники Круглого стола получили книгу Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России».

Материалы Круглого стола «Диалог культур: базовые ценности российского общества» будут опубликованы в изданиях и сайтах Союза писателей России.

Соб.информ.

http://www.voskres.ru/idea/sobinform.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика