Русская линия
Русское Воскресение Валерий Ганичев20.12.2005 

Гений русской музыки
К 90-летию Г. В. Свиридова

Симфонический оркестр П.И. Чайковского — очаг Свиридова, его музыки, и мы поздравляем Вас всех, Владимира Ивановича с праздником 90-летия великого композитора.

Еще совсем недавно мы встречались, беседовали, были рядом на концертах с Георгием Васильевичем Свиридовым. Это было великое счастье.

Он любил бывать у нас, в Союзе писателей России, приглашал писателей к себе, был не только интереснейшим собеседником, но и внимательнейшим слушателем. Однажды зашел разговор о Блоке, и он говорил о таких особенностях его творчества, о таких глубинных деталях его жизни, что кто-то из нас воскликнул: «Георгий Васильевич, да Вы можете по Блоку диссертацию защитить!» Его преданная спутница жизни Эльза Густавовна, знавшая о глубине его проникновения в суть явления, убежденно сказала: «Да, Георгий Васильевич не только по Блоку, но и по Пушкину, Лермонтову, Фету, Маяковскому, Есенину может защитить диссертацию. Безусловно, Свиридов — самый «литературный» композитор ХХ века. Да он не только знал жизнь классиков, чувствовал их, он помогал нам услышать музыку их стихов, почувствовать переливы их ощущений, приближал их к людям. Помню, как маленькой девочке, прочитавшей стихи Есенина, он сказал: «Будешь читать Есенина — будешь слышать музыку».

Особенно памятной была одна встреча, когда мы — Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Владимир Крупин, Юрий Селиверстов и я по несколько часов вели беседу о музыке, литературе, жизни.

Спасибо Георгию Васильевичу за духовное музыкальное окормление, за рассказ о великих музыкантах, о школах музыки на Западе и в России, о своих великих учителях и, главное, за его музыку.

Меня всегда, помимо музыки, поражала его надгоризонтная мысль, охватывающая все явления жизни, его панорамность, которая показывала, что музыка — есть один из тончайших и чувствительных инструментов познания и постижения мира.

В конце 80-х мы попытались как-то соединить мир отечественной мысли и подвижничества. Здесь, одним из первых был художник и мыслитель Юрий Селиверстов. Он составлял ряд портретов и высказываний отечественных любомудров в книге «Из русской Думы». И там, рядом с философами, писателями стоял портрет Мусорского. Встал потому, что Георгий Васильевич сказал: «Мусоргский слышал музыку разрушающихся царств». Свиридов слышал музыку созидающегося и разрушающегося мира и его ноты, его мелодия были столь же путеводны для России, как и слово Пушкина, Тютчева, Блока и Есенина. И когда в Вологде мы отмечали 70 лет со дня рождения Рубцова, то все вспомнили, что и Николая Рубцова втянул в свой музыкальный мир Георгий Васильевич, и там, в Вологде, звучала песня Свиридова на слова Николая Рубцова «Привет, Россия».

Десять лет назад в эти дни в Свято-Даниловом монастыре проходил Всемирный Русский Народный Собор. Я вел тогда заседание и сказал, обращаясь к аудитории: «Возможно мы не встретимся все вместе в день 80-летия великого композитора и давайте здесь, в Духовном центре России поприветствуем гения русской музыки!» Георгий Васильевич укоризненно покачал головой, встал, поклонился. Но зал уже рукоплескал. Встали, аплодируя ему, Святейший Патриарх, мэр Москвы, митрополиты, руководители политических партий, ученые, писатели, военные, артисты, соотечественники из-за рубежа. Это был Всемирный Русский Народный Собор, была вся Россия, все русское зарубежье.

Думаю и сегодня, обращаясь к его портрету, к его образу, к его музыке, к месту, где мы отмечаем 90-летие великого композитора, вся духовная и благодарная Россия рукоплещет Георгию Васильевичу — гению отечественной и мировой музыки.

Слава Георгию Васильевичу Свиридову и вечная память!

http://www.voskres.ru/info/ganitschev2.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика