Православие.Ru | Петр Паламарчук | 20.12.2005 |
«Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г.».
«По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и „Кучково поле“; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась „Встретенской“)».
«В.В. Вельяминов, последний московский тысяцкий, — умер в 1374 г.; сын его не получил, против ожидания, отцовской должности, впоследствии изменил кн. Димитрию Донскому и был в 1378 г. казнен на Кучковом поле».
Однако новейшие разыскания М.М. Сухмана дают несколько иной образ истории обители. «Монастырь основан в 1379 г. на тогдашней окраине Большого посада, на месте, где двумя годами раньше произошла встреча привезенной из Владимира (в ожидании нашествия Тимура) иконы Богоматери, считавшейся чудотворной (ныне хранится в Гос. Третьяковской галерее; на первоначальном месте монастыря до 1934 г. стояла церковь Владимирской Богоматери у Владимирских ворот Китай-города). В XVI в. — возможно, в связи со строительством Китайгородских стен — монастырь был перенесен на теперешнее место, где в 1518 г. „на поле за посады“ москвичи вновь встречали иконы из Владимира — „другой образ“ Богоматери и Спаса Вседержителя».
«В XVIII в. в обители производили значительный ремонт и перестройки».
«Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апр. память преп. Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; 23 июня и 26 августа в соборном храме, в неделю Всех святых и 6 декабря. Крестные ходы из Успенского собора в Сретенский монастырь 23 июня и 26 августа. В обители (к 1907 г. — П. П.): архимандрит, иеромонахов 6, иеродиакона 4, послушников 14».
«В соборе „за левым клиросом в церковной стене“ находился огромный крест XVIII в. работы резчика-любителя Григория Семеновича Шумаева. В киоте вокруг креста расположены главнейшие сюжеты из Евангелия, Деяний и Апокалипсиса, дома, деревья, украшения, а сверху — изображение Иерусалима. Все раскрашено, позолочено, убрано кусочками цветного стекла и зеркал. Еще в процессе создания крест этот вызвал такой интерес и толки, что в 1754 г. в заседании Сената „господин генерал-прокурор и кавалер Ив. Ив. Бахметев“ довел о нем до сведения сенаторов, и в результате была избрана комиссия для „особливого смотрения“ и определения места для установки креста».
«С 1755 г. в соборе находилась уникальная многофигурная композиция „Распятие“ мастера Г. С. Шумаева („Шумаевский крест“), выполнявшаяся им в течение нескольких десятков лет. Это насыщенное библейскими и новозаветными персонажами фольклорное по своему характеру произведение изготовлено из резного раскрашенного дерева с применением цветного стекла, олова и разноцветной фольги. В настоящее время (1989 г. -П. П.) хранится в собрании Музея архитектуры».
«В 1922 г. монастырь был захвачен обновленцами; здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и „по-старому“, обновленческий еп. Антонин (Грановский). Но уже в 1923 г. Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор Патриарха Тихона. В первых числах июля состоялось переосвящение храма: возведенный в сан архиепископа Илларион (Троицкий) освятил собор Сретенского монастыря, причем освящение производилось по великому чину: храм как бы освящался заново (все, начиная с престола) — случай, невиданный в русской церкви. Этим подчеркивалось, что обновленчество оскверняет храм подобно безбожию и ереси».
«4 декабря 1925 г. в Сретенском монастыре Сергей Извеков (впоследствии Святейший Патриарх Пимен) был пострижен в рясофор с именем Платон».
Монастырь закрыт в 1920-е гг. Большая часть зданий разрушена в 1928—1930 гг. «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь, мешающий движению (монастырь обнесен забором)» (сент. 1928 г.). В числе снесенных был и один из древнейших храмов Москвы — преп. Марии Египетской, колокольня и монастырская стена.
«Колокольня снесена в 1927 г.».
«Икона „Воздвижение креста“ нач. XVIII в., московская школа (?), из церкви Сретения Владимирской Богоматери Сретенского монастыря в Москве находится ныне в Третьяковской галерее, куда поступила в 1934 г. из Антирелигиозного музея искусстве бывшем Донском монастыре».
В годы сталинского террора «здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На, монастырской территории, примыкающей к зданию главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческой власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы».
На территории монастыря предполагается построить храм новомучеников Российских на Крови. В 1990 г. сохранившийся собор монастыря, закрытый для богослужений, состоял на государственной охране, имея охранный N193.
Сохранились, под тем же номером по улице (д. 19), двухэтажные кельи монастыря к югу от собора. «Торцом к улице под N 19 стоят старинные двухэтажные кельи Сретенского монастыря». «Кельи XVII—XVIII вв. сильно перестроены в XIX в. и в 1915 г.». В настоящее время в них расположено кафе. Кельи Сретенского монастыря XVII—XVIII вв. включены в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.
Позади собора на бывшей монастырской территории выстроена четырехэтажная спецшкола N 18.
Далее по улице, к северу от собора, — «серый четырехэтажный дом N 21, строился на монастырской земле для торговых контор в годы I мировой войны, до конца отделан не был». Ныне он жилой.
К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 6 престолами. В 1990 г. остался 1 закрытый храм с 2 престолами; 2 храма с 4 престолами разрушены.
В 1991 г. сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством. В 1993 г. открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и его настоятелем назначен иеромонах (ныне архимандрит) Тихон Шевкунов; в 1995 г. подворье преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.
Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный.
Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Оно выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг.
У Сретенского монастыря имеется скит во имя преп. Серафима Саровского, он находится в Рязанской области. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.
Святыни: мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преп. Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
В истории Русской Православной Церкви XX в. сщмч. Иларион занимает особое место, хотя его жизненный путь был во многом типичен для русского духовенства. Он родился 13 сентября 1886 г. в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. Окончил Духовное училище, Московскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию. За скупыми строками биографии трудно увидеть, как духовно зрела душа будущего подвижника. Однако имение тогда Владимир Троицкий выбрал путь пастырского служения Церкви Христовой, решив принять монашество. 28 марта 1913 г. в Зосимовой пустыни Троице-Сергиевой лавры он принял постриг с именем Иларион в честь подвижника VIII в. преп. Илариона Нового, игумена Пелекитского. 2 июня того же года святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, совершил его иерейскую хиротонию. В том же году уже архимандрит Иларион (Троицкий) становится экстраординарным профессором Московской Духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета.
Наступает краткий период научной деятельности в тесном сотрудничестве с профессорами Академии, в числе которых в те годы были выдающиеся русские богословы. Одаренный проповедник, автор многих церковно-научных и публицистических работ, оказавших значительное влияние на развитие отечественной богословской мысли, отец Иларион в то же время обладал подлинным талантом руководителя.
В марте 1917 г. он был назначен ректором Московской Духовной академии, затем принимал активное участие в подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви 1917−1918 гг. Ректор Академии энергично и решительно выступил в поддержку восстановления Патриаршества на Руси, а после избрания на Первосвятительский престол митрополита Московского и Коломенского Тихона стал его ближайшим помощником.
Активная последовательная позиция архимандрита Илариона, твердо хранившего верность Православию, его неустанные труды на ниве церковной в сложных условиях послереволюционных лет обратили на себя внимание Священноначалия — он был призван к архипастырскому служению.
12 мая 1920 г. состоялась его хиротония во епископа Верейского, викария Московской епархии. В 1920-е гг. Владыка Иларион внес значительный вклад в борьбу с обновленчеством. Он разработал чин покаяния для обновленцев, при его личном участии в лоно Церкви возвратились многие уклонившиеся в раскол московские приходы.
«Старшее поколение верующих москвичей еще помнит Владыку — его чисто русскую внешность, богатырскую фигуру, его глубокое человеческое обаяние, смиренный и вместе с тем веселый нрав, его пламенную пастырскую ревность, близость к своим пасомым, особенно к молодежи. Но эти же самые достоинства восстановили против него советскую власть. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 20 декабря 1923 г. он был осужден к трем годам заключения.
1 января 1924 года епископ Иларион прибыл на пересыльный пункт на Поповом острове близ Кеми, а в июне был отправлен в Соловецкий лагерь».
В нечеловеческих условиях ГУЛАГа архиепископ Иларион с твердостью и достоинством совершал свой крестный путь, вызывая невольное уважение даже у своих палачей. Вот как пишет о нем в своей книге «Неугасимая лампада» другой соловецкий узник тех лет писатель Борис Ширяев: «С первого же дня его соловецкого жития имя Владыки окуталось легендой силы и славы… Легенда возникла и жила, потому что люди хотели видеть реальное воплощение духовной силы Церкви, ее несокрушимой твердыни, и самым подходящим объектом для этого воплощения был Владыка Иларион. Огромная внутренняя сила его проявилась с первых же дней по прибытии на каторгу. Он не был старейшим из заточенных иерархов, но разом получил в их среде признание высокого, если не первенствующего авторитета. Среди верующих мирян эта авторитетность его достигла еще большей высоты… Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого Владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники как бы невзначай называли его Владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда никто.
Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте (особая рота заключенных СЛОН, состоявшая из священнослужителей, которой были поручены работы на кухнях и продовольственных складах), получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность. Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Остричь же стариков священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям.
Устраивая других — и духовенство, и мирян — на более легкие работы, Владыка Иларион не только не искал должности для себя, но и не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком…». Борис Ширяев приводит в книге такой эпизод: Владыка Иларион спас жизнь военкома Особого Соловецкого полка Сухова. Лодку военкома, попавшую в шугу — плотную ледяную кашу, уносило в открытое море, но Владыка вместе с несколькими добровольцами из числа заключенных сумел на рыбацком баркасе добраться до своего погибающего тюремщика и доставить его на берег.
Летом 1925 г. архиепископа Илариона временно перевели из Соловков в Ярославский политизолятор: советская власть решила склонить авторитетного и любимого народом архиерея к поддержке возникшего в те годы нового, григорианского раскола. Попытка «завербовать» Владыку завершилась неудачно: архипастыря вернули на Соловки, а в ноябре 1926 г. он был осужден на новый трехлетний срок. Многотрудный и скорбный путь Владыки Илариона завершился в ленинградской пересыльной тюрьме:
15/28 декабря 1929 года он скончался от брюшного тифа. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) добился разрешения взять тело для погребения. Отпевание Владыки Илариона состоялось в петербургском Новодевичьем монастыре, на кладбище которого он был затем похоронен.
Несмотря на долгие десятилетия господства богоборческой власти, православные люди помнили пламенного архипастыря, чтили его имя, свято храня память о мученике за веру Христову. Ныне, милостию Божией, пришло время «собирать камни» нашего духовного наследия, воздавая должное подвигу исповедников Русской Православной Церкви XX в.
О готовящемся торжестве многие москвичи знали заранее. Накануне, 9 мая 1999 г., маленький самолет Як-40 доставил честные останки священномученика Илариона из северной столицы в Москву. Святыню сопровождали настоятельница петербургской Новодевичьей обители монахиня София (Силина) с несколькими сестрами, а также наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
В соборном храме Сретенской обители, куда были перенесены святые мощи, состоялось всенощное бдение. Еще больше верующих собралось на следующий день на Божественную литургию, которую совершил Святейший Патриарх Алексий. Значительную их часть составляли монашествующие, в числе которых были насельники не только московских обителей, но и монастырей города на Неве.
СОБОР СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
в середине монастырского двора
Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г." с юга. «Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть».
«В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его».
«В эту церковь бывают крестные ходы: 26 авг. в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г. и 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г.».
«Внутри сохранились фрески 1707 г. — интересный образец поздней стенописи в Москве» — при переиздании этой книги в 1970 г. из нее было исключено фото фресок).
«Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 г. по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы».
Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.
Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.
ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
к востоку от собора
«Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII в. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I».
«Храм построен ранее самой обители. Придел — в 1706 г.».
«В 1930-х гг. при разборке монастырской церкви Марии Египетской с приделом Спаса установлено, что храм построен не позже XVI в.».
«Церковь разрушена в 1930 г.». На ее месте пустырь.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходила на улицу Б. Лубянка — с севера от нее
«В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.».
«Закрыта в 1924 г.; разрушена в 1928 г.».
«В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы — одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей». На ее месте пустырь.
2. Синодальный справочник.
3. Сытин. С. 250.
4. Соболев Н. Н. Резные изображения в московских церквах//Старая Москва. М.: Изд. Комиссии по изучению старой Москвы. 1914. Вып. II.
5. Рабочая Москва. 1928. I сент. (фотография монастыря и сообщение о предстоящем его разрушении).
6. Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 205−206.
7. Александровский. N 114 (Сретенский собор); N 3 (церковь Марии Египетской); N 79 (церковь Николая чудотворца).
8. Путеводитель Машкова. С. 168.
9. Ильин М. Москва. М., 1963. С. 105, фото фресок.
10. Рукопись Александровского. N (соответственно) 35, 32 и 409.
11. Московский Сретенский монастырь/ Изд. архим. Серафимом (Чичагов). М., 1985, ил.
12. Материалы. С. 555.
13. Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. М., 1915. Т. 6. С. 27−30 (фото церкви Марии Египетской).
14. Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. М., 1980. С. 170−188 (гл. восьмая «Измена Вельяминова»).
15. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 18.
16. Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 217−218, 359.
17. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 303.
18. Журнал Московской Патриархии. 1983. N 2. С. 30.
19. Иосиф (священник). Сретенский монастырь. М., 1911.
20. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 148; Т. 2. С. 168−169.
21. Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
22. Козлов В. 1927 г. Первый штурм московской старины // Архитектура и строительство Москвы. 1990. N 11. С. 26−27.
23. Козлов В. Вакханалия// Моск. журнал. 1991. N 5. С. 46−47.
24. Николаева Т. Е., Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., 2001. С. 37.
25. Православные обители России. Москва: Путеводитель. М., 2000.
26. История Русской Православной Церкви нового, Патриаршего периода. Т. 1. СПб., 1997. С. 213.
27. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 324−325.
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm1.cgi?item=14r051219153840