Фонд «Русская Цивилизация» | 19.12.2005 |
Характерной особенностью этого периода является преимущественное развитие чувственно-эмоциональной сферы личности. В этот период дитя способно непосредственно «вчувствоваться» в жизнь, воспринимая ее интуитивно, в виде образов и ощущений. Благодаря накоплению ярких эмоциональных впечатлений от соприкосновения с окружающей действительностью, происходит бурное развитие воображения и фантазии, на основе которых развивается способность ребенка к игре. Причем в способности воображать и фантазировать выявляется не столько стремление оперировать образами, сколько активность человеческого духа, который стремиться охватить окружающий мир и привести его к состоянию целостной картины бытия. В связи с этим, как замечает протоирей В. Зеньковский, детским играм присуща поразительная «наивная серьезность», которая соотносится с развитием чувства, выражающего устойчивое отношение человека к окружающему миру. В этом возрасте ребенку присущ наивный эгоцентризм: он принимает свое субъективное «Я» за точку отсчета и, исходя из этой позиции, строит свои умозаключения («моя мама», «мой дом», «моя игрушка» и т. д.). постепенно в игре происходит необходимая координация субъективной политики с позициями других людей, и возникают предпосылки для ролевой игры «по правилам». Дети всегда играют «в человека», и их игры служат средством выживания во всю полноту человеческих взаимоотношений, свойственных социальной жизни. Тем самым характер социального окружения через игры отображается в детской душе как в неком «правдивом зеркале» и формирует главные, базовые интуиции и социальные «установки» ребенка.
В этот период детская душа особенно нежна и хрупка, и в ней выявляются сразу как бы два различных плана реакции. С одной стороны, внешняя форма проявления жизнедеятельности ребенка характеризуется простотой, доверчивостью и наивностью, способностью выстраивать сказочно прекрасный и добрый мир собственной фантазии. С другой стороны, внутренняя, глубинная форма реагирования на окружающий мир накапливает опыт страданий, потрясений, обид и конфликтов, которые изнутри, как горький яд, отравляют творческие силы и способности растущей личности и формируют ее болезненные специфические комплексы. Эти детские комплексы, сформировавшиеся в ранний период жизни, потом надолго укореняются в сознании и подсознании человека и, как правило, определяют те психологические проблемы, которые затем ему придется преодолевать во взрослом состоянии.
Следует избавиться от заблуждения, что маленький ребенок ничего не понимает и не запоминает надолго. Напротив, дети-дошкольники нередко удивляют взрослых своими неожиданными вопросами и глубокими рассуждениями, которые показывают, что ребенок может быть очень наблюдателен и мудр.
Чем больше перестрадал ребенок в раннем детстве, тем быстрее он взрослеет, и тем сильнее его душа наполняется болью и печалью, которые надо уметь разглядеть за внешней непоседливостью и простодушием. Маленький ребенок, переживший потерю родителей или родителями брошенный и оставленный, остро ощущает дефицит отцовской и материнской любви. Ее отсутствие интуитивно воспринимается им как некая травма, на которую детская психика и организм реагируют как на стрессовый фактор. Не умея дать отчета в своих субъективных переживаниях, ребенок не жалуется взрослым на свою тяжелую жизнь. Он может быть внешне активен, даже возбужден и расторможен, или, напротив, вял, апатичен и замкнут, но это будут, скорее всего, защитные реакции на стресс. Очень часто дополнительными признаками пережитой травмы являются функциональные нарушения здоровья ребенка: бессонница, потеря аппетита, мышечные боли, ночной энурез, страхи, заикание, логопедические проблемы и т. д.
Для того, чтобы войти в контакт с ребенком не надо его ни о чем спрашивать напрямую, лучше всего предложить ему во что-нибудь поиграть. В этой игре наблюдательный взрослый человек всегда сможет увидеть признаки дисгармонии эмоционального состояния или подавленного душевного страдания ребенка. Планомерно развивая сюжет игры, взрослый человек может помочь может помочь ребенку справится с травматическими чувствами и восстановить отношения с окружающим миром. Рядом с маленькими детьми взрослый сам должен стать немножко ребенком, пробуя освоить все, что умеет и любит делать малыш: петь, читать стихи, танцевать под музыку, придумывать сказки и истории, рисовать и лепить из пластилина.
По материалам книги Ирины Мошковой «Семейный крест».
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=16 032