Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург16.12.2005 

16 декабря — память святого преподобного Саввы Сторожевского

Преподобный Савва Звенигородский был ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского. По просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича Савва устроил близ Звенигорода, на горе Сторожевской, обитель, которой управлял тридцать лет и в которой преставился в 1406 году.

Много лет спустя игумену обители Дионисию явился во сне старец и сказал: «напиши образ мой», и на вопрос Дионисия: «Кто ты?» отвечал: «Я — Савва, начальник месту сему». Дионисий, бывши искусным живописцем, расспросил о преподобном Савве живших в обители старцев и написал его образ на память. Однажды братия монастыря оклеветали Дионисия пред великим князем Иоанном, и князь потребовал игумена к себе. Когда он, в печали, заснул, ему явился Савва и сказал: «Иди и говори безбоязненно, Господь поможет тебе». В ту же ночь преподобный явился тем, которые роптали на Дионисия, и сказал: «Вы ропщете, а игумен ваш со слезами молится. Посмотрим, что одолеет: ваше ли роптанье, или молитвы отца вашего. Но знайте, что в строптивых сердцах не почивает ни смирение, ни благодать Божия».

Затем Дионисий оправдался и с честью возвратился в обитель.

При Алексее Михайловиче тело преподобного Саввы, 245 лет лежавшее в земле, найдено было нетленным и в 1652 г. перенесено в соборную церковь. Рассказывают, что однажды на царя Алексея Михайловича, когда он охотился вблизи обители, устремился выскочивший из леса медведь. Царь ожидал смерти, но вдруг явился старец в монашеском одеянии — и медведь убежал. Царь спросил старца, кто он. Тот ответил: «Я — Савва, инок Сторожевской обители». Прибыв в монастырь, царь стал расспрашивать, но такого монаха не было. Царь, увидев образ преподобного Саввы, узнал в нем старца, явившегося ему в лесу, и, отслужив в обители молебен преподобному Савве, всегда питал к нему особенное благоговение.

Жизнь преподобного Саввы представляет нам урок, что клевета есть великий грех, которого нужно всемерно избегать, так как в сердцах строптивых, клевещущих на ближнего, не почивает, по словам преподобного Саввы, ни смирение, ни благодать Божия.

Слово Божие учит: «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31).

Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастье человеку: кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3, 10).

Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет от Бога: Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. 14, 1−3).

Святые отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку.

Святой Антоний Великий пишет о клевете: «Язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многие и полезные общества… Язык клеветника подобен жалу змии; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение.

Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленные, удаляйтесь клеветника, — убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом».

«Никогда не оказывай уважение тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем, — советует святой Иоанн Лествичник. — Таким образом окажешь двойную пользу, одним пластырем уврачевав себя и ближнего».

Святитель Тихон Задонский говорит: «Учись клевете других не верить. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто не знают за собою того, в чем порочат их».

Второй урок, который мы находим в жизни преподобного Саввы, состоит в том, что святые весьма сильны в своем ходатайстве пред Богом за ближних своих. Как преподобный Савва спас от смертной опасности царя Алексея Михайловича, бессомненно обращавшегося к нему за молитвенной помощью, так и другие святые спасают нас от разных бед и несчастий силою своих молитв пред Богом. Примеров такого ходатайства святых можно находить весьма много в Ветхом и Новом Заветах и в новейшее время.

Сколько раз мощная ходатайственная молитва пророка Божия Моисея спасала легкомысленных израильтян от праведной кары Божией за их неверие, ропот против Бога и Моисея. Моисей и Аарон во иереех Его и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их, — говорит пророк Божий Давид (Пс. 98, 6).

Ныне же возмите седмь тельцов и седмь овнов, и идите к рабу Моему Иову, и сотворит жертву о вас:

Иов же раб Мой помолится о вас, понеже точию лице, его прииму; аще бо не его ради погубил бых убо вас, — говорил Господь друзьям Иова, оскорблявшим многострадального праведника своими обидными речами. И сотвориша, якоже повеле им Господь, и отпустил грехи их Иова ради (Иов. 42, 8−9).

Упоминать ли из новозаветных времен об исцелении Иисусом Христом слуги сотника, по молитвенному ходатайству этого последнего, об исцелении дочери хананеянки, по неотступной мольбе этой глубоко верующей матери, — о воскрешении Тавифы, по молитве апостола Петра — об избавлении от смерти самого апостола Петра, по молитве братии Иерусалимской? Из детства мы привыкли чтить святых угодников Божиих, призывать их на молитве и пользоваться их молитвенным ходатайством о нас пред Богом. Из детства мы привыкли верить, что много может молитва праведного.

Как же после этого счастливы мы, что имеем, кроме земных наших молитвенников пред Богом, еще и ходатаев небесных — наших старших братий о Господе — целый сонм святых угодников Божиих. Да, благодарение Господу милосердому, мы не одиноки, мы не бессильны в наших немощах: есть кому ходатайствовать о нас пред Господом Богом в наших нуждах и печалях.

http://orthodox.etel.ru/2003/47/k_16savva.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика