Русская линия
Россiя Владимир Преображенский09.12.2005 

История одной ереси

Группа «Алиса» выпустила новый альбом «Изгой», центральный образом которого, по словам Константина Кинчева, стала фигура Спасителя. Вполне предсказуемо. Конечно, когда только-только в поэзии Кинчева вместо «театра теней», «шестого лесничего мертвого леса» и «черной метки» заиграли совсем другие образы — «светлая Русь», «небо славян», — выглядело это весьма экзотично. И вызывало некоторое недоумение, как и вся решительная славянская тематика. Но теперь, когда мы немного попривыкли к этим переменам, становится очевидным, насколько искренним, мощным и бескомпромиссным было обращение музыканта-язычника в музыканта-христианина.

Названия некоторых песен «Изгоя» — «Солнце Иерусалим», «Крещение» — говорят сами за себя. Объявить эти песни «христианским роком» означало бы приклеивать ярлык, и поэтому мы не будем делать этого ни в коем случае. Но в них со всей очевидностью отражена позиция не просто человека, а человека верующего, христианина, который, оставаясь в лоне Церкви, мыслит не догмами, но самостоятельно. И поэтому, даже не будучи ярым христианином, на каком-то этапе Кинчеву начинаешь верить.

Однако практически одновременно с новым альбомом «Алисы» на глаза мне попалась статья протоиерея Владимира Переслегина, опубликованная в газете «Русский вестник», от которой меня аж передернуло. Я думал, споры о том, является ли рок-музыка сатанинской по своей природе, ушли в прошлое. Но был, как оказалось, наивен. Каких только проклятий в ее адрес, в частности, персонально в адрес Константина Кинчева, мы в статье не встречаем! Вступая в спор с игуменом Сергием Рыбко, который считает рок-культуру «одним из путей, ведущих ко Христу», автор статьи утверждает: «Рок говорит с интонацией убийцы, рок — это культура протеста, мятежа и убийства. Рок — это ад. Все в нем отравлено кошмаром». Прямо-таки риторика махрового «застоя», переходящая в самопародию. Поминаются конечно же и Джерри Ли Льюис, как-то по алкогольной горячности заявивший: «Во мне дьявол», и битлы с их самонадеянным «Мы популярнее, чем Иисус Христос», и, разумеется, «чернушники» Black Sabbath.

Но едва ли не в первую очередь досталось почему-то именно Кинчеву. «Осознает ли он или нет, но он изъясняется музыкальным языком сатанистов «Черной субботы», — заявление сильное. Далее: «Морализм Кинчева… так же «давит массой», как шаманизм «битлов» или сатанизм «Черной субботы». Странно, а почему мы этого не заметили, когда слушали замечательные баллады «Рождество» и «Крещение» с альбомов «Солнцеворот» и «Изгой»?

И возникает серьезное беспокойство: будут ли молодые люди, пришедшие к Богу через музыку, в частности через песни Константина Кинчева и Юрия Шевчука, доверять после таких вот слов официальной церкви? И если нет, то не станут ли они легкой добычей всевозможных сектантов, вербующих в свои ряды религиозно настроенных бунтарей-правдоискателей?

Ведь это возраст такой… опасный и максималистский. Взрослый человек вздохнет: что поделаешь, догмы и зашоренность никогда, наверное, полностью не исчезнут. И будет по-прежнему верить в Бога. А подросток, тем паче с ранимой душой, может и растеряться. Как был потрясен и растерян сам лидер «Алисы», к слову сказать, уже вышедший тогда из подросткового возраста, когда его взашей погнали с монастырского двора. «Я же пришел… чтобы мне путь указали, а они на меня — изыди, сатана!..» Но он все равно пришел к Богу и говорит с людьми об этом на языке своих песен, давно став фигурой много более серьезной, чем просто рок-певец, пусть даже и популярный. А что до рок-н-ролльных ритмов…

В свое время один очень умный и весьма, как сказали бы подростки, «продвинутый» батюшка сказал мне вещь: «Если человек пришел ко Христу через «Бхагаватгиту», значит, Господь даровал ему именно такой путь к Благодати».

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2170&Itemid=75


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика