Русская линия
Труд Владимир Панков23.11.2005 

Дорога в пустынь
Ведет через воинскую часть

Неподалеку от станции Арсаки Ярославской железной дороги, примерно на середине пути между Сергиевым Посадом и Александровом, находится один из самых известных и необычных русских монастырей. Это Свято-Смоленско-Зосимова пустынь. Своеобразие обители еще и в том, что расположена она на территории воинской части. Так сложилось, что в советское время после закрытия обители ее территория оказалась в ведении военных. И сегодня единственная дорога, ведущая в монастырь, проходит через расположение части. Так что попасть в монастырь можно только через КПП. Это, естественно, создает некоторые неудобства для прихожан и паломников. Но и духовная польза от такого расположения обители очевидна.

Я был свидетелем, как принимали здесь присягу на верность Отечеству молодые воины. После официальной церемонии перед строем солдат с напутственным словом вслед за офицерами выступили священнослужители. Затем отслужили молебен о даровании благодати Божией на успешное несение службы. Особенно запомнилось выступление одного из священников, который сравнил земное воинство с небесным, предстоящим Богу. По его словам, армия является своего рода отражением высшей иерархии духовных бесплотных сил и ступенью к Царству Небесному. Человек через добросовестное несение воинской службы угождает Богу и уподобляется ангелам…

Так уж повелось, что в этой части присяга — не только воинский ритуал, но и важное духовное событие. После молебна воины и все присутствующие прикладывались к кресту и окроплялись святой водой.

Года три тому назад в части освящен воинский храм в честь благоверного князя Даниила Московского. Он расположен на втором этаже казарменного помещения. Поражают убранство и красота икон. Иконостас резной. Но еще более удивляешься, когда узнаешь, что почти все в этом храме сделано руками солдат срочной службы. После освящения храма замироточила икона Владимирской Божией Матери. Произошло это как раз во время принятия очередной присяги. Один из военнослужащих обратил тогда внимание на странные капельки, выступившие на образе Богородицы, и необычайное благоухание.

Кстати, история этой иконы не? обычна. Написал ее бывший наркоман, которого призвали в эту часть на срочную службу, а затем «забраковали» по состоянию здоровья. Когда этот человек получил демобилизационное предписание, он поехал в Троице-Сергиеву лавру к архимандриту Науму, который помог избавиться от недуга и благословил его написать икону. Теперь уже бывший наркоман решил пожертвовать ее части, где служил.

Духовность ощутима здесь повсеместно: молитвы звучат перед едой и после, в воинском храме служатся молебны, многие здесь исповедуются и причащаются. Настоятель храма и духовник части — иеромонах Варнава. Можно без преувеличения сказать, что он действительно заменил многим солдатам отца и мать. Я видел, как идут к нему люди со своими проблемами. Вот разговаривает с одним, а его уже разыскивают другие. Вот по телефону связался с командиром части, чтобы решить вопрос об увольнительных днях новобранцу после присяги. Тут же его отыскали взволнованные родители другого солдата, по какой-то причине не вернувшегося вовремя в часть… И так почти всегда, когда он не занят на богослужении.

А главная здешняя достопримечательность — православный воинский хор, попечителем и душой которого является все тот же отец Варнава. Хор участвовал во многих музыкальных конкурсах, в том числе и международных, и был неизменным их призером. Выпущено несколько дисков. В основном это духовные песнопения, военные марши и песни патриотической направленности. Хор Зосимовой пустыни полностью состоит из солдат срочной службы, то есть постоянно идет его обновление.

Впрочем, начало сотрудничества монахов с военными, по свидетельству о. Варнавы, было отнюдь не радужным. Монастырь возвращен Церкви в 1992 году. Все строения в то время были осквернены и полуразрушены. В них находились в основном складские помещения. На территории монастыря размещался и армейский клуб. Взаимное доверие и сотрудничество развивалось буквально по крупицам, а о создании воинского храма вначале не хотели слушать не только в части, но и в высшем епархиальном руководстве. Теперь все это позади.

Постепенно монастырь обретает прежний величественный облик. Свято-Смоленско-Зосимову пустынь издавна называли Северной Оптиной по тем дарам благодати, которыми обладали ее старцы. Наиболее известен основатель монастыря — преподобный Зосима, который поселился в здешних местах в конце XVII века и обладал даром прозорливости, чудотворения. За советами и наставлениями шли к старцу не только простолюдины, но и царственные особы, в том числе и императрица Елизавета Петровна. Его преемниками стали Герман и Алексий. Сегодня мощи этих трех святых покоятся в раках в главном храме обители — Смоленской Божией Матери. В завершающей стадии находятся работы по восстановлению надвратной церкви «Всех святых», восстановлен трапезный храм в честь преподобного Сергия. И на всех работах воины и монахи часто оказываются рядом, трудятся рука об руку.

Желающим помочь монастырю или совершить паломничество сообщу его адрес: 601 604, Владимирская обл., Александровский р-н, п/о Плеханы, Свято-Смоленская-Зосимова мужская пустынь.

http://www.trud.ru/003_Srd/200 511 232 190 806.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика