НГ-Религии | Дмитрий Хаустов | 17.11.2005 |
Несоответствие между текстом государственного гимна и 14 статьей Конституции РФ, провозглашающей Россию светским государством, действительно имеет место. Странно, что жалобы не поступили в Конституционный суд еще в 2001 году, когда спорный текст авторства Сергея Михалкова был утвержден президентом Владимиром Путиным! Конечно, сегодня атеизм в России — явление во многом стихийное и неорганизованное. К тому же большинство россиян, считающих себя атеистами (таковые, по разным данным, составляют от 16 до 30% населения РФ), едва ли придают должное значение последовательной реализации положения о светскости государства. Однако правозащитные организации могли бы своевременно проявить бдительность и принципиальность.
Обращение Александра Никонова в суд вызвало острую негативную реакцию православной общественности. В Союзе православных граждан (СПГ) считают, что возрождение России возможно только на православном фундаменте, а атеизм — причина всех российских бед. В подкрепление своей точки зрения СПГ приводит совершенно фантастические цифры: оказывается, что «90% населения страны крещены в православии»! Исходя из этого наличие слова «Бог» в тексте российского гимна вполне «легитимно». Атеистам же СПГ рекомендует быть последовательными: отказаться от использования долларовых купюр, на которых, как известно, есть надпись «In God we trust» («Веруем в Бога»), а также почему-то… подать иск в адрес властей Великобритании с ее гимном «Боже, храни королеву!».
Обратить внимание на «клерикальность» доллара и подать в суд на правительство США посоветовали Александру Никонову в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата. В ОВЦС утверждают, что соединение государственной и религиозной символик — явление, характерное для многих стран мира, в том числе и для Соединенных Штатов, где оно «ни у кого не вызывает раздражения». Представители Московского Патриархата пытаются создать впечатление, что за океаном атеисты давно закрывают глаза на нарушения Первой поправки к Конституции США, объявляющей об автономии государства по отношению к религии.
Все обстоит иначе: атеисты и правозащитные организации США достаточно последовательно выступают против внедрения религии как в государственную символику, так и в судопроизводство и образование, причем активно отстаивают свою позицию в суде. Результатом трех судебных процессов в 1962—1963 гг. стал законодательный запрет молитвы и обязательного чтения Библии в школе. Кстати, на одном из этих процессов (так называемое дело «Эдингтон против Шемппа») был поднят вопрос о конституционности использования девиза «Веруем в Бога» на национальной валюте.
Эта практика была узаконена Конгрессом США и президентом Дуайтом Эйзенхауэром в 1955 году и на протяжении последних 40 лет по меньшей мере пять раз подвергалась в суде проверке на соответствие Первой поправке. Впрочем, во всех случаях суд признавал, что присутствие религиозного девиза на национальной валюте является исторически оправданным и не противоречит принципу отделения государства от религии. В то же время известно, что решение печатать вызвавшие противоречия слова на долларовых купюрах было принято Конгрессом для того, чтобы подчеркнуть оппозиционность американской демократии по отношению к «безбожному коммунизму», что на сегодняшний день является явным анахронизмом.
Судебные разбирательства, подобные американским, — практика оправданная и совершенно естественная для светского общества, и потенциальное рассмотрение «дела о гимне РФ» Конституционным судом — явление того же порядка. Однако в России атеизм лишен какого-либо общественного или юридического статуса и воспринимается как некий реликт советской эпохи. Исходя из этого, сам Александр Никонов сомневается в том, что суд даст «делу о гимне» ход.
Не только православная общественность России, но и многие светские СМИ поспешили представить в общем обоснованный иск Александра Никонова как «пиар-акцию». Для российского правосудия и для российского общества такого рода судебные процессы еще не стали нормой. При таком раскладе последовательной реализации принципа светскости государства в России быть просто не может. Складывающаяся ситуация скорее характеризует тенденцию к клерикализации государства. После 70 лет господства атеистической идеологии Россия резко качнулась в другую крайность.