Новые Известия | Михаил Поздняев | 17.11.2005 |
Появление в Сети «виртуального» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — факт отрадный, хоть и запоздалый. К нему в Псково-Печерский монастырь со всей страны приезжали за наставлением еще в удушливо-застойные семидесятые. 95-летний монах с такими русскими, такими простыми именем и фамилией, достигнув той степени мудрости, которая на церковном языке зовется прозорливостью, оказал духовную «скорую помощь» десяткам тысяч людей. Среди них, между прочим, был и Владимир Путин: комментаторы поговаривали, что факт посещения президентом старца можно расценивать едва ли не как «помазание на царство».
Теперь, когда отец Иоанн ушел в затвор, к словам его еще внимательнее прислушиваются: ведь в них — ответы на самые «неудобные» вопросы. «То, что сейчас в церковь проникли лукавство, фальшь и лицемерие, не диво, — разъясняет он в одной из проповедей. — Что мир народил, тем и Бог наградил. Из безбожного плена мы возвращаемся больные и искалеченные. Выздоровеем ли — неизвестно. Как бы не умереть…» За этими словами — необыкновенная духовная трезвость и мужество, не в последнюю очередь продиктованные опытом бывшего узника ГУЛАГа.
Проповеди отца Иоанна полезно послушать в Сети, право слово, не одним православным. И это событие в очередной раз выносит на повестку дня вопросы: «А какими сегодня в России призваны стать электронные СМИ? В чем их, выражаясь высокопарно, миссия? Должны ли они способствовать просвещению массового сознания и воспитанию чувств — или выполнять роль еще одного инструмента полиции нравов?»
Буквально в тот самый день, когда батюшка Иоанн вышел из своего затвора в Сеть, в Москве собрались за «круглым столом» функционеры РПЦ, депутаты Думы и представители телеканалов ТВЦ, «Спас», «Звезда» и «Союз». Речь со свежими силами велась о хорошо забытом старом — создании общественного российского православного телевидения. Казалось бы: развивайте, что уже есть. Ладно, «Звезда» и «Спас» — аудитория у них небольшая, по большей части «тарелочная», рядовым верующим недоступная, но «Союз», вещающий в Екатеринбургской епархии с января этого года, охватывает едва ли не всю область, а заодно задевает и соседние регионы. Препон на местах не чинят, находятся благочестивые спонсоры — ну и хоругвь вам в руки!.. Ан нет: инициатор совещания протоиерей Димитрий Смирнов настаивал на том, что не только в ограниченном, но и в общедоступном эфире должен быть «альтернативный телеканал без мерзости». Мнение главы отдела Патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами — считай, приказ. По итогам «круглого стола» была создана инициативная группа, которая уже приступила к «определению поэтапных шагов на пути создания общественного православного телевидения…».
Оставим в стороне такие мелочи, как вынужденное участие в поддержке предполагаемого канала всех налогоплательщиков России вне зависимости от их религиозных убеждений и правомерность возможных претензий других конфессий на равноправное присутствие в эфире. Куда более серьезная проблема — идеологическая составляющая и форма подачи программ на общероссийском православном канале. Ясно, что свободной дискуссии, социальной остроте и широте взгляда на социокультурные проблемы (скажем, разговору о конфликтах церкви с «актуальными художниками») на канале места не найдется: всякое разномыслие подрывает монополию, а как раз о ней печется о. Димитрий. Значит — что? Значит — программа «Время» нон-стоп, и даже не в нынешнем, а в советском ее варианте. А кто не с нами — тот против нас…
Этим принципом, похоже, руководствовался экс-рулевой «Муз-обоза», а ныне капитан ТВ-канала «Спас» Иван Демидов, закрывая самую, быть может, живую на канале молодежную программу «ИТД». При встрече г-на Демидова с ведущими этого ток-шоу Юлианой Годик, Аленой Душкой и протоиереем Максимом Козловым имел место «откровенный разговор о судьбах проекта, участники встречи обменялись мнениями о целях и задачах православного телевидения, его возможной аудитории, приемлемых и недопустимых путях миссионерской деятельности в электронных СМИ. Стороны диалога вынуждены были констатировать, что их подходы в значительной мере отличаются, и притом как раз по принципиальным вопросам». О. Максим счел нужным особо коснуться участия в качестве ведущего телеканала Александра Дугина, чьи взгляды охарактеризовал как «неприемлемые с точки зрения православной экклесиологии и сомнительные с точки зрения общественно-политической».
Логика событий и контекст информационного пространства, по счастью, таковы, что, осваивая электронные СМИ, РПЦ обречена на разброс мнений. В Интернете сегодня сотни православных порталов и сайтов, среди которых и ультраконсервативные, и сверхлиберальные. И такая же картина может сложиться на ТВ — поскольку такова в реальности, а не в виртуале церковь…
А в конечном счете — проблема сводится к тому, о чем сказал в одном из писем отец Иоанн (Крестьянкин): «Вот, смотри — компьютер, который сделали пугалом. Ведь это просто железяка, и без человека он ничто. И кто и как будет отвечать за компьютер перед Богом? Вот ведь в чем дело-то…»
ВЕРУЮЩИМ РАЗРЕШИЛИ МОЛИТЬСЯ НА ИКОНЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) славится эксцентричными заявлениями и акциями. В частности, он призвал своих прихожан бойкотировать ток-шоу «Дом-2», осудил Аллу Пугачеву, снявшуюся в клипе в образе Девы Марии, и запретил женщинам пользоваться косметикой. Но на днях владыка сделал неожиданный шаг — благословил верующую молодежь молиться на иконы из Интернета. Как сообщает информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, верующие «сетевые жители» могут распечатать с сайтов иконы, вставить в рамочки, принести в церковь и попросить батюшку, чтобы освятил. Таким образом, терпя убытки по части продажи икон, епархия возместит их, совершая водосвятные молебны.