Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Иоанн Варламов | 16.11.2005 |
— Рассказывая о своем пути ко Господу, многие вспоминают, что началось все со знакомства с учениями Блаватской, Рериха? занятий йогой, восточными единоборствами? Но все чего-то не хватало. В поисках истины и смысла жизни люди приходили в Православную Церковь и находили здесь ответы на все вопросы. Сейчас, случается, идет обратный процесс, скатываются даже в язычество. Почему, как это возможно, если люди узнали истину, увидели свет Христов? Многие храмы — полупустые?
— Враг не спит, он постоянно искушает человека. Сказано, что когда явится антихрист — он будет чудеса творить и огонь с неба сводить. Так что укрепляет бес слуг сатанинских и совращает слабых, которые не совсем познали, а лишь в какой-то мере прикоснулись к Православию. А если бы они в действительности познали всю глубину Православия, всей душой приблизились к нему, то никогда не оставили бы Свет и не примкнули к тьме. Сколько мучеников и святых шли на пытки, на лишения, но не отреклись от Христа! Они знали, что в Боге — все, Богом и Царство Небесное открыто, и вечное блаженство. А без Бога явная погибель.
А охлаждение в вере — до первой беды. Как гласит русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Когда горе близко к нам, мы спешим туда, где могут помочь, — в церковь, вопием к Тому, Кто любит нас, неразумных детей Своих и не даст погибнуть. И даже семидесяти лет царствования богоборческой власти не хватило, чтобы до конца вытравить из сознания народа, что Бог все видит, знает и воздает по делам. Сколько испытаний выпало на долю русского народа в прошлое столетие! Революция, голод, Отечественная война? Сколько людей погибло. Но война 1941−1945 годов заставила нас сплотиться, почувствовать, что мы — единый народ, что правда и Бог — на нашей стороне. Так бывает в лихую годину испытаний. Но когда все тихо и благополучно, как далеки мы бываем от Бога.
А что народу стало меньше в храмы ходить? так кажется потому, что раньше действующих церквей было мало, народу набивалось много, а уж если в какой-то церкви совершалось Крещение или венчание — так вообще не продохнуть. Сейчас старые храмы восстановили, много новых построили, и люди, посещавшие ранее одну церковь, стали прихожанами в новых церквях, ближе к дому.
— Да, церквей много восстановили и настроили, но русского народа еще больше? Получается, новые прихожане не появляются?
— Новые приходят, но? старые-то уходят, умирают. А русского народу, слава Богу, действительно много еще. Но за 70 лет воинствующего атеизма были посеяны такие крепкие семена безбожия, что вернуть народ наш многострадальный к Православию теперь очень сложно. Только если особое горе, тяжелая болезнь, невосполнимая утрата случится, тогда человек обращается к Богу, а так? чтобы он пришел в храм и достойно молился, достойно каялся — крайне редко. Если и придет, то свечечку поставит и считает, что тем исполнил долг пред Богом или памятью своих родителей. И со спокойной совестью — помянул ведь (!) — уходит. А ревностных христиан — малое стадо, как всегда. Ибо молодежи любовь ко Господу и страх Божий никто не прививает, а где она может услышать о своем Отце Небесном? Телевидение, газеты насаждают только духовную мерзость, нравственную грязь, тем самым заражая русских детей и юношей на худые дела.
— Это что касается мирян. Но как относиться к пересудам, что некоторые батюшки в Церковь пошли за достатком или если светская карьера не заладилась. Недавно слышу: «Я этого батюшку знал, когда он еще не был священником, гол как сокол был, а тут хоромину отгрохал, на „форде“ разъезжает. А храм бедный, как был». Народ ведь глаза имеет, и рот ему платочком не завяжешь?
— Клевета, она ведь существовала с самого начала: еще в раю клеветал сатана на Бога. Так эта гадость и до сих процветает. А масло в огонь подливают СМИ и сектанты, подстрекают: «Смотрите, смотрите?» Выдают себя за борцов за справедливость. А наша неосторожность в том, что мы забываем, что должны светить добрыми делами, а не «мерседесами» и богатыми особняками. Народ слаб и нуждается в поддержке, а не в том, чтобы его совсем свалить в неверие, подозрение или недоумение. Конечно, жизнь священника проходит на глазах у народа, который все видит и слышит. А Господь предупреждал: «горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18.7).
Это — существенный недостаток нас, пастырей, что мы забываем, что Господь призвал нас искать прежде Царство Божие, а мы ищем благополучия на сегодняшний день, забывая, что завтра, возможно, нас уже призовет Господь. И с чем мы предстанем пред Ним? Св.прав.Иоанн Кронштадтский напоминал: «Расположения, наклонности душевные, приобретенные здесь, переходят с нами и в тот век, и какая мука будет там, за гробом, всем тем, которые умерли со своими земными, греховными наклонностями и всегда заглушали и подавляли небесные потребности души, не успев принести всесердечного в них раскаяния? Вот откуда произойдет тот неумирающий червь, о котором так часто говорит в Евангелии Спаситель наш: этот червь — живущие и неумирающие и по смерти греховные наши наклонности, кои ничем удовлетворены быть не могут. Но к этому неумирающему червю присоедините еще и огнь неугасающий, огнь лютейший, ибо сказано: «червь их не умирает, и огнь не угасает» (Мк.9.44). И никто и ничто нас тогда уже не оправдает. Так что, не дай Бог, много иметь и этим соблазнять народ. Это очень унизительно и губительно для пастыря, если он поколеблет ту малую веру, что есть у его пасомых.
- А говорят, что дело просто в зависти, которая является русской национальной чертой. Вот только как совместить такую «национальную черту» с тем, что русский народ был всегда народ-безсребреник, и именно на Руси родилась поговорка «Бедность не порок». Что же случилось с нами? Слишком долго жили в нищете?
— В духовной нищете, прежде всего. А зависть? она присуща человеку любой нации, кто поддался ее разъедающему воздействию.
Народ-безсребреник? да, это было так, но в последнее время русский народ сбился с пути: пьянство, наркомания, блуд, погоня за чувственными удовольствиями и материальными благами? — все это культивируется СМИ, возводится в добродетель, объявляется нормой жизни. И русский забыл о душе, стал обезьянничать, копировать Запад. Как говорил с горечью св.прав.Иоанн Кронштадтский: «Русский народ, ты забыл, что ты русский?!»
— Русский, — значит светлый, несущий свет, а теперь мы пребываем во тьме? Нас развернули в другую сторону? или это все наносное, а в глубине души мы остались прежними? Ведь сколько слышала, что русский народ — народ-Богоносец, на нас смотрят другие народы, от нас ждут жертвы.
— Дай Бог, конечно, чтобы так было. Но много плевелов среди пшеницы. Эти разговоры соблазняют нас и уводят от Бога все дальше. Да, Россия — последний удел Божией Матери. На Россию смотрит мир, ибо как особо любимое дитя русский народ был лелеян Богом и Божией Матерью. Но это не повод для гордыни, напротив, русские всегда считали, что быть богоизбранным — значит не искать для себя особых милостей, но служить Господу. Сколько святых явили русские в прошлые времена, сколько новомучеников дал век минувший — это поразительно для всего мира. Вот она, особая национальная русская черта — верность и стойкость. Но нынче мы, слабые и немощные, впали в соблазн и блуждаем во тьме духовной. И хоть не совсем еще нас развернули, но разворачивают. Упорно. Не жалея сил и средств. С утра до вечера всеми доступными средствами идет повсеместное духовное разложение народа. А мы не особенно и сопротивляемся, охотно подставляем уши, впитываем. Одна реклама чего стоит! Первый раз, посмотрев, усмехнешься: какая чепуха. Но когда она постоянно капает? капля и камень точит. Все разрушают, осмеивают, прививают равнодушие. Но преподносят так, будто осчастливливают.
— И что делать? Когда размышляешь о какой-то одной проблеме — наркомании, СПИДе, детской безпризорности, блуде, алкоголизме, пропаганде абортов и планирования семьи (т.е. не допущать рожать!) — все как будто не катастрофически страшно. А если собрать все воедино? — нас же просто уничтожают, и физически, и нравственно. Отвечают: «Спасись сам, и спасутся многие вокруг тебя». Что же, только о своей шкуре заботиться? А другие русские гибнут — это меня не касается, «моя хата с краю»? Главное, я в безопасности, уютно в храме молюсь?
— Не так. Если мы будем спасаться и являть свет Христов для окружающих, это же будет действовать. Или я с бутылкой и сигаретой буду везде маячить, или буду стараться жить праведно и молиться — есть ведь разница. Люди видят, сравнивают, мой пример запечатлевается в их сознании и — придет время — даст плоды. Мы знаем много примеров, когда святые обретали истинную жизнь во Христе — и мир вокруг них преображался.
— Так должно быть. Так было раньше. В современной жизни происходит все несколько иначе: люди смотрят и не видят. Тех, кто верует, кто нестяжателен, считают дурачками и не умиляются, а крутят у виска: идиоты, надеются на загробные милости.
— Так на христиа во все времена смотрели, как на юродивых, несчастных, не имеющих под собой никакой почвы, а про лучших говорили: «Не от мира сего». Но самый счастливый и самый достойный человек жизни будущей — это христианин, который имеет цель и смысл жизни. И он своей праведной жизнью может удержать от падения именно тех, кто не имеет цели и смысла жизни иных, кроме получения сиюминутных благ и удовольствий.
— Бытует мнение: в церковь идут те, у кого в жизни что-то не заладилось, кого жизнь сломила? этакие несчастненькие, серенькие, ни на что не годные. А кто крепко стоит на своих ногах, многого сумел добиться в жизни — тот, мол, в Церкви и Божиих милостях не нуждается, он — сам господин и кузнец своей жизни.
— Явное заблуждение. На что такой человек уповает? — что богатство, положение в обществе, завидная карьера спасут его. Как тот богач, который собрал большой урожай и рад — ешь теперь, пей, веселись. А не знает он, что завтра будет, кому все это останется? Самое главное, самое ценное у человека — душа. Пусть спросят себя: что я приобрел для своей души?
Если ты поделился с кем-то своим достоянием, если пожалел и помог сироте, бедняку, если сказал кому-то участливое искренне-ласковое слово, — вот это только пойдет с нами в жизнь вечную, а если живем сегодняшним днем и радуемся только богатствам земным, т. е. явлениям временным, — то несчастные мы люди.
Адрес: 188 710, Ленобласть, г. Всеволожск, пр. Всеволожский, 64. Тел.(813−70) 31−338.
Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА