Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 15.11.2005 |
Слово Божие учит так же. Апостол Павел в свое время заповедовал христианам: исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 19). Благодушествует ли кто из вас, да поет (Иак. 5, 13), — учит и святой апостол Иаков.
Святые отцы и учители Церкви весьма восхваляют общее церковное пение.
Святитель Игнатий Богоносец (?107 г.), ученик апостола Иоанна Богослова, говорит: «В общем собрании должна быть у вас одна общая молитва; в согласной и стройной любви вашей воспевайте вы Христа Иисуса и все составляйте один хор, чтобы, испол-няясь в единомыслии веселием Божиим, петь единомысленное единым гласом. Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной. Один Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, (как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа.
Святой Иустин Философ (?166 г.), рассказывая в апологиях своих, или защитительных речах, о хрис-тианах, так выражается о молитве Церкви Христовой: «Мы ведем просвещенного (крещением) к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы о всех, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться исполнителями заповеди для получения вечного спасения. Тут мы приветствуем друг друга лобзанием любви. Тут песни свои поют христиане в торжестве души и не имеют нужды увеличивать торжества его звуком орудий мертвых; язык их — цитра благозвучная, и жертва их — жертва духа, который поет и славит Господа и молит Его одними чувствами сердца».
Как же желалось бы после этого, чтобы святые песни распевались и у нас везде и как можно чаще; как бы желалось, чтобы в наших святых храмах они распевались не одними только голосами скромных церковнослужителей, но и общими хорами всех присутствующих. Как бы желалось, чтобы наши священные песни раздавались не только в наших храмах, но и в наших домах и вне их: на полях, лугах, и вообще за работой и по время нашего досуга.
К сожалению, раздаются у нас песни повсюду, да не те… Пусть бы еще распевались у нас песни про родину святую, про край родной, про его славу и прошедшее горе; пусть бы воспевались в них бытовые стороны нашей жизни; пусть бы воспевалась в них любовь, но любовь чистая, святая, любовь семейная, любовь супружеская, любовь братская и тому по-добное. Но все ли таковы у нас, так называемые, на-родные песни наши? Вот, возле дома, где продаются опьяняющие напитки, раздаются дикие, безобразные голоса пьяных или полупьяных; и сколько в этих песнях бесстыдства, сквернословия, срамоты! Там, вдали раздаются голоса молодежи… и в этих песнях всегда ли услышишь что-нибудь серьезное, задушевное, высоконравственное? А в песнях наших, так называемых, разгульных, плясовых и не ищи чего-нибудь путного. И отчего бы нашим возвышенным, высоконравственным священным песням не найти себе места среди нашей поющей молодежи и вообще в нашем народе, вместо разных греховных, срамословных песен? Не так водится на этот счет у других, инославных, христианских народов. Общая единодушная религиозная песня у них очень часто слышится в храмах; нередко она слышится и в их семействах, и в рабочих артелях, в мастерских.
Каким бы путем и у нас завести и распространить общее религиозное пение и в храмах, и вне храмов, по домам? Ответ на этот вопрос, по-нашему, простой: нужно с малых лет учить детей церковным песням. Пусть измала в школе дети приучаются к пению церковных песней, и эти священные песни мало-помалу затвердятся ими, войдут в привычку и сделаются впо-следствии для них потребностью.
Братия, вот вам надежный путь ввести в общее употребление и распространить общее хоровое пение священных песней по домам и в храмах. Слава Богу, теперь заботится об этом наша церковноприходская школа. А нам, значит, остается только содействовать в этом деле школе некоторыми материальными пожертвованиями, а главное тем, чтобы мы непре-менно посылали наших детей и в школу и в церковь. Аминь.