Русская линия
Гудок Виктор Юрасов10.11.2005 

Чудовский храм сохранился чудом.

Вскоре после постройки Петербург-Московской железной дороги около ее станций стали возникать жилые поселки. А вблизи таких станций, как Чудово, Большая и Малая Вишера, начали строиться промышленные предприятия.

Росло количество жителей, увеличивались их потребности не только в житейском плане, но и в плане духовном. Имеющиеся в округе церкви и часовни не могли в полной мере окормить растущее число прихожан, особенно на небольших железнодорожных станциях. И выход был найден. По дороге стали курсировать поезда с походной церковью.

На участке Валдай — Бологое — Тосно поезд «Валдайской Иверской Богоматери мужского монастыря» курсировал в составе одного классного вагона, в котором ездили монахи с хором, и одной платформы с огромной, роскошно убранной иконой Казанской Божией Матери.

Поезд останавливался на очередной станции, икону на особых носилках выгружали с платформы и переносили в пассажирский зал, на время превращавшийся в церковь. На молебен приходили заранее оповещенные служащие станции и жители окрестных деревень.

А на станции Чудово, хоть и имелась в двух верстах от нее Успенская церковь, нашли другой выход. В зале ожидания вокзала выделили место для установки нескольких икон с лампадами. Там местные священнослужители и стали проводить церковные службы, не дожидаясь поезда с иверскими монахами.

О дальнейших событиях поведала газета «Волховский листок» от 7 ноября 1910 года: «В 1901 году наши железнодорожные и местные жители обратились к архиепископу Гурию с просьбой разрешить постройку церкви близ Чудовской станции, чтобы иконы, находящиеся в вокзале, перенесли на платформу или в часовню, и таким образом прекратить богослужения в здании вокзала, что весьма прискорбно было для истинно верующих христиан».

Пожертвования пошли весьма обильно. Сын писателя Глеба Успенского Александр составил план храма в древнем византийском стиле.

В 1902 году приступили к постройке. Приток пожертвований особенно увеличился при щедрой лепте дочери В.А.Лапшина (владельца знаменитого на всю Россию чудовского спичечного завода. Ныне — АООТ «Солнце». — В.Ю.) Ираиды Васильевны. Сверх того производился ежемесячно сбор среди служащих Николаевской железной дороги.

Потом состоялось торжественное освящение каменного красивой архитектуры храма, воздвигнутого на земле Николаевской железной дороги в честь иконы Казанской Божией Матери — благословейно празднуемой станционерами 8 июля.

Однако скудные средства от ежемесячной дачки железнодорожниками и другими жертвователями с помощью кружек едва окупили стены церкви и колокольни, причем крыша от дождя была собрана из ветхого материала…

Строителям вновь пришлось поклониться дочери «короля спичек» Ираиде Васильевне Лапшиной, которая широко помогла благому делу взносом в церковно-строительный фонд 10 тысяч рублей.

— Храм сохранили потому, — считает краевед В. Шварц, — что во время гонений на церковь в начале 1930-х годов его приспособили под аэроклуб (готовили летчиков) и под кинотеатр.

Церковь была разграблена и разорена. Бесследно исчезла главная ее святыня — икона Казанской Божией Матери. Несколько десятилетий о ее судьбе не было известно. Но в 1993 году состоялось «чудесное обретение иконы и торжественное возвращение ее в Чудово». Хранилась она все эти десятилетия в крестьянской семье одной из деревень Старорусского района Новгородской области. А найдена и доставлена на свое место благодаря стараниям ныне здравствующего владыки архиепископа Новгородского Льва и архимандрита Иосифа…

Ленинградская обл.

http://www.gudok.ru/index.php/29 588


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика