Русская линия
Интерфакс-РелигияАрхиепископ Владикавказский и Аланский Зосима (Остапенко)09.11.2005 

«Мы хотим, чтобы в основе будущей России лежали кирпичи без трещин, росло бы крепкое здание»

Каковы особенности религиозной жизни в Калмыкии? Почему 4 ноября третий год является выходным днем в республике? Как проходили встречи с Далай-ламой XIV? Каковы перспективы принятия в Калмыкии закона о миссионерской деятельности? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» ответил епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима.

— 4 ноября Ваша епархия отметила свое десятилетие. Расскажите, как проходило ее становление?

— Становление проходило очень сложно, потому что это был отдаленный приход Ставропольской епархии. И мне как единственному священнику на всю Калмыкию приходилось обслуживать почти всю республику, поскольку был всего один храм. Не было нормального жилья. Была одна землянка без газа, воды, нормального освещения. Не было ни пономаря, ни псаломщика, ни хора. Псаломщик ездил из Карачаево-Черкесии.

Сейчас, конечно, все коренным образом изменилось. Еще будучи священником, я наладил церковно-приходскую жизнь, и позже, когда Кирсан Илюмжинов встал во главе нашей республики, мы начали получать реальную помощь. Он тщательно заботился о налаживании церковной жизни. Мы построили собор, здание епархиального управления, архиерейский дом. На десятилетии епархии Кирсан Николаевич озвучил решение построить новый кафедральный собор в честь Святого Пантелеимона.

С тех пор, как была организована епархия, во всех районах, населенных пунктах, где есть православные люди, открыты были храмы, молитвенные дома, комнаты. Вся территория Калмыкии сегодня окормляется православным духовенством. Теперь у нас более двадцати действующих храмов, служат более двадцати священников, два архидиакона, один диакон. Храмы есть в тюрьмах, во всех больницах, школах, в доме престарелых.

— Не все уже, наверно, помнят, но на выборах 1993 года в Калмыкии Вы сняли свою кандидатуру в пользу Кирсана Илюмжинова…

— Я был депутатом в Верховном совете республики. У всех были свои программы. И в какой-то момент мы остались с Кирсаном Николаевичем вдвоем. Наши шансы были равны. Но было понятно, какой из меня президент, что если я стану президентом, то мне придется уйти из Церкви и в конечном итоге, не дай Бог, не стану ни хорошим президентом, ни хорошим священником.

Мы вместе стали ездить по районам, я поддержал Кирсана Илюмжинова. И мы, верующие, не ошиблись, потому что в Калмыкии сегодня строятся храмы, глава республики заботится о буддизме, православии, о наших традиционных конфессиях.

— 4 ноября уже третий год считается в Калмыкии выходным днем. С чем это связано?

— Три года назад у нас появилась программа празднования Казанской иконы Божией Матери. Мы пришли к Кирсану Илюмжинову, и он предложил сделать праздник Казанского кафедрального собора выходным днем в республике. Праздник прижился, и мы решили каждый год доставлять в Калмыкию какую-нибудь святыню. В прошлом году у нас была чудотворная икона из Киева, а в этом доставили мощи святого великомученика Пантелеимона, и люди к нам ехали автобусами из Ставрополя, Астрахани, Волгограда, Ростова-на-Дону.

В этом году Россия впервые отмечала День народного единства. В нашей республике недавно был проведен опрос, и многие назвали 4 ноября Божьим праздником. И, по-моему, не было ни одного человека, который бы высказал свое недовольство, сказал, что это связано с православием, навязыванием и так далее. Люди говорили о том, что они хотят добра, вне зависимости от того, под каким религиозным углом совершаются добрые дела. Ведь Москву в 1612 году освобождали не только православные, но и представители других религий. Православные, мусульмане, буддисты должны единым фронтом встать на защиту интересов своей Родины, и думаю, что память о событиях тех далеких лет как нельзя лучше подходит для национального единства.

— Вы неоднократно встречались с Далай-ламой, в том числе дважды посещали его резиденцию в Дхарамсале. Каковы Ваши впечатления от этих встреч?

— Человек необычный, очень мягкий, добрый, с потрясающим юмором. С ним очень легко общаться. Первая наша встреча произошла на калмыцкой земле. Мы очень сблизились. Встреча прошла доверительно и тепло. Потом мы встречались в его резиденции на севере Индии в Дхарамсале. Он оказал всем нам теплый прием. Потом Далай-лама вновь приезжал в Калмыкию. Погода была холодная, он раньше времени закончил свои учения возле калмыцкого хурула и приехал ко мне. Мы беседовали несколько часов. Во дворе собралась многотысячная группа верующих, о чем мы даже не знали. Все ждали выхода Далай-ламы. Сейчас при въезде в город со стороны Волгограда висит большой плакат, где мы с ним прощаемся носами. Нас сфотографировали в тот момент, когда Далай-лама, перед тем, как сесть в машину, сказал: «Владыко, давайте с Вами по-тайски попрощаемся». И когда он снова приехал в Калмыкию, то спросил: «А где мой брат, Зосима?»

— Как складываются православно-буддийские отношения в республике? В каких сферах православные сотрудничают с буддистами?

— Мы приглашали на торжества по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери шаджин-ламу Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Мы с ним были знакомы и сотрудничали еще до создания епархии, вместе строили калмыцкий хурул, Казанский кафедральный собор, на освящении которого он присутствовал. Вместе с буддистами мы ведем работу в тюрьмах. Сотрудничаем мы и в рамках Межрелигиозного совета Калмыкии, в который также входят мусульмане.

— На последней встрече духовные лидеры республики выступили с призывом принять закон о миссионерской деятельности. Как была воспринята такая инициатива?

— Мы просили государственные власти обратить внимание на необходимость ограничить влияние сект на жителей Калмыкии. Они беспокоят нас в наших квартирах, заваливают письмами. Иногда эти люди представляются христианами, православными, организуют встречи в зданиях под вывеской «Калмыцкая епархия» и так далее. Их начинают пугаться. Мы никого не стремимся ограничивать, мы хотим, чтобы каждый представлялся, не ходил по домам и не нарушал покой наших граждан. Такой закон уже действует в Белгородской, Архангельской областях и других регионах России. Почему же и у нас в Калмыкии его не принять? Ведь разгул сект ни к чему хорошему не приведет. Когда семена прорастут, мы, наоборот, будем иметь большие проблемы. Мы хотим, чтобы в основе будущей России лежали кирпичи без трещин, росло бы крепкое здание.

Однако прокуратура республики этот закон рекомендовала не принимать. Но я думаю, что со временем все встанет на свои места. Мы проведем работу, пригласим владыку Иоанна Белгородского и Старооскольского, с которым мы очень дружны. Думаю, что он на примере Белгородской области поможет убедить наших чиновников.

Я не могу сказать, что число сектантов увеличивается. Некоторые деградировали, сошли на нет, как, например, муниты. В свое время последние охватили практически все школы республики. Много раз пытались обосноваться кришнаиты. В Элисте стоит дом иеговистов (его называют домом без окон, без дверей, потому что он действительно построен без окон). Но народ остался в Церкви. Любое церковное мероприятие проходит при огромном стечении верующих. На литургию в кафедральный собор приходит не менее пятисот человек. Многие калмыки принимают крещение. Это очень добропорядочные люди. Они очень строго относятся к своему выбору. Начинает проглядывать тенденция, что скоро среди православных верующих, славян, половину будут составлять калмыки. Мы пытаемся на калмыцком языке читать Евангелие, вводить слова, обиходные выражения, например, восклицание «Христос воскрес! Воистину воскрес!» на калмыцком. Сначала кто-то смеялся, а сейчас на Пасху калмыцкая сторона на своем языке четко отвечает на это восклицание. И в этом вопросе никакой конфронтации нет. Мы никого не стремимся обратить в свою веру.

— Предполагается ли преподавание в калмыцких школах основ буддийской, православной, исламской культур?

— Я считаю это необходимым вообще для всей России, поскольку сегодня наше общество духовно дезориентировано. Люди не могут отделить католика от православного, правоверного мусульманина от сторонника радикального ислама. Это не вероучительный, а культурологический предмет. Люди должны знать, какой вклад религия внесла в жизнь того или иного народа. Если наши дети будут знать свои корни, то будут и уважать друг друга. К нам приезжала автор учебника «Основы православной культуры» Алла Бородина. Ее лекции и открытые уроки вызвали большой интерес. И наши священники идут в школы, мы ведем работу с отделом образования мэрии Элисты и встречаем поддержку.

— Отчего, по-Вашему, случился недавний конфликт между калмыками и чеченцами в селе Яндыки?

— Во многом это произошло из-за религиозной неграмотности. Я не мог туда поехать, поскольку это каноническая территория Астраханской епархии. Но ко мне приезжали и мусульмане, и православные, и буддисты. Все просили мира и содействия скорейшему возвращению мирной жизни на этой земле. Я беседовал с молодежью, старался делать все, что в моих силах. Когда осквернили православные могилы, это было хулиганством. На могиле одного из калмыков чеченец танцевал лезгинку. Это недопустимо и не имеет никакого отношения к исламу. И вот если бы этот чеченец знал православие, буддизм, свою религию — ислам — прежде всего, то он бы этого не сделал. На границе были остановлены автобусы, в которых жители Калмыкии направлялись в Яндыки, чтобы отомстить. Мы их успокоили. И нам удалось потушить этот пожар. Село сейчас живет нормальной жизнью, хотя, конечно, не так все спокойно и благополучно, как может показаться на первый взгляд.

И я считаю, что этот пример красноречиво свидетельствует о том, что наши дети должны быть образованными, знать свои религии.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=48


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика