Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург03.11.2005 

3 ноября — память преподобного Илариона Великого

День памяти преподобного Илариона Великого, жившего в Палестине в IV веке, всю жизнь боровшегося с врагами нашего спасения — диаволом, плотью и миром — молитвой, словом Божиим, постом и другими подвигами благочестия, напоминает о той, часто забываемой нами истине, что жизнь есть духовная война.

Святитель Тихон Задонский так учит об этом: «Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы и со своей плотью».

«Люты и жестоки враги наши видимые; но еще более люты, еще более жестоки враги невидимые, то есть демоны. Нет злейшего и хитрейшего врага, как сатана и демоны его; а потому и брань с ними весьма опасна для нас. Когда люди против людей воюют, то иногда и отдых имеют от брани: но сатана и аггелы его злые никогда не спят, но всегда бодрствуют и тщатся нас низложить. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако перестанет, и мир заключается: но у христиан непрестанная брань, даже до смерти, против врагов своих, и только смертью кончится».

«Воины на брани бодрствуют и весьма осторожно поступают ради окружающих врагов: так и христианам на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо окружают враги их. Посему и сказано: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою (1 Пет. 5, 8−9)».

«На брани имеются начальники и полководцы, которые воинов научают, наставляют и поощряют к доброму подвигу противу врага: так и на брани христианской есть начальники — пастыри и учители, которые христиан вооружают словом Божиим против врага диавола, научают и наставляют, как против его стоять и подвизаться; и никто так врагу сему не досаждает, как пастыри и учители добрые. Посему злобный дух ни на кого не гневается и не свирепеет так много, как на пастырей и учителей. Берегись же, христианин, хотя всякого человека, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не с диаволом едино будешь мудрствовать. Смотри, христианин, злобу, вражду и лютость против врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тленное, но вечное и нетленное сокровище, спасение твое усиливается у тебя отнять враг твой. Береги же сие не только паче имения, но и паче живота твоего».

«А как слово Божие и молитва служат оружием, внимай. Диавол поощряет тебя ко греху, но ты в сердце твоем ответствуй ему: не хочу, ибо сие Богу противно, Бог то запретил. Диавол возбуждает в тебе скверную и блудную мысль; ты отвечай ему: Бог мой запретил сие мне. Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко отмщению; ты пресекай эту мысль, глаголя в сердце твоем: Бог того не повелел. Указует тебе диавол на чужую вещь и подстрекает сердце твое к похищению её, а ты говори в сердце твоем: Бог то запретил: не укради, не пожелай. Так и в прочих мыслях, противных закону Божию, восстающих в сердце твоем, поступай. В сем пример подал нам Христос Спаситель наш, Который на всякое диавольское искушение ответствовал искусителю: писано есть, писано есть (Мф. 4 — 4, 7, 10). Приводит тебя сатана к отчаянию, говорит тебе в сердце твоем: нет тебе спасения, ты много согрешил. Ты отвечай ему: ты осужденный, а не судия; тебе нет спасения, но уготован вечный огонь. Моя надежда и спасение — Христос Бог, который пришел в мир грешники спасти».

Но везде нужно и другое оружие, т. е. молитва, без которой все наше тщание и сопротивление врагу бессильно. Во всяком искушении должно возводить очи свои ко Христу и молиться Ему: «Господи, помози мне!»

Приведем здесь, братия, следующий рассказ из одной духовной книги, повествующей о подвигах святых отцов. Некто из отцов, обитающих в пустыне, однажды встал на молитву в самую полночь, и вдруг слышит звук воинской трубы, созывающей на битву. И подумал он: откуда в такой безлюдной пустыне быть войскам в войне? Тогда явился ему бес и сказал: «Да, конечно — война, потому что ты стоишь на молитве; ложись себе и спи, если хочешь, чтобы не воевали с тобою! Мы воюем только с теми, кто вооружается против нас доброй молитвой, а с ленивыми не боремся!» Слышишь ли, что говорит злокозненная сила? «С ленивыми, — говорит, — мы не боремся!» Почему так? Да потому, что ленивый уже побежден, он уже упал на землю и лежит, попираемый врагом! Посему будем внимательны и осторожны на всякий час! (древний патерик).

Другой злейший враг наш — плоть наша со своими страстями. Плоть хочет гордиться и возноситься: но христианину должно ее смирением Христовым усмирять. Плоть хочет в мире сем богатеть: но христианину должно нищетою Христовою хотение ее пресекать. Плоть хочет на человека гневаться и за обиду ему мстить: но христианину должно движение ее кротостию и тихостью Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мятется, смущается и хочет роптать: но христианину должно силою и терпением Христовым ее успокаивать. Плоть хочет враждующих ей ненавидеть и злобиться: но христианину должно благостию и любовию Христовою ее побеждать. Так и в прочем христианину должно силою и примером Христовым против плоти стоять и подвизаться, и её побуждать. — На видимой брани воин не против одного врага, но против всякого стоит и подвизается: так должно и христианину не против одной только страсти, но и против всех стоять и подвизаться. Что пользы воину против одного врага стоять и подвизаться, а другим не противиться, но от них побежденным и умерщвленным быть? Что пользы и христианину против одной некоей страсти стоять и подвизаться, а другим покоряться и работать? Христианин! Как вооружился ты против одной какой страсти, так и против прочих вооружайся и не попускай себя от них побежденным быть. Как борешься с блудною похотью и не попускаешь ей одолеть тебя, так борись и брань твори с гордостью, борись с гневом, яростью и памятозлобием, борись со сребролюбием и скупостью, борись с ненавистью и завистью. Трудный сей подвиг, но христианский долг сего требует. Многие побеждают людей, государства и грады; но себя побеждать не хотят. Вот это есть христианская победа — себя самого, т. е. плоть свою победить!.."

Да поможет нам Господь по молитвам преподобного Илариона мужественно бороться против врагов нашего спасения и побеждать их теми средствам, какими и он побеждал — преимущественно молитвой, постом и чтением слова Божия.

http://orthodox.etel.ru/2003/41/k_3ilarion.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика