Правая.Ru | Дмитрий Скворцов | 02.11.2005 |
Еще несколько десятилетий назад Православие и рок-культура представлялись явлениями безусловно несовместимыми. Сегодня же, когда вера возвращает должное место в душах, многие из тех православных, кто в молодости увлекался рок-музыкой, ощущают некий дискомфорт от осознания того, что они по-прежнему любят музыку своих «шальных» лет. Сможет ли новое поколение воцерковленных людей найти точки соприкосновения между гармонией в душе и тем, что зачастую создавалось при помощи таких богопротивных стимуляторов как наркотики, алкоголь, тщеславие и плотское влечение? Или таких точек не может быть в принципе и поиск этот не что иное, как торг за часть души, не отдаваемой Богу?
Ваш покорный слуга предлагает некоторые раздумья в надежде на то, что найдется кто-то, более мудрый, могущий дать ответ.
Вспомним, что любой новый стиль в рок-музыке всегда создавался как «честная музыка», противостоящая всегда царившей «попсе».
Таким был изначальный рок-н-ролл, бунтовавший против сладкоголосых мужских квартетов и певиц «американской мечты». Таким было «британское вторжение», сметающее респектабельных баритонов. Таким был панк, плюющий на отъевшихся к тому времени «рок-звезд». Таким был гранж…
Но в идеологическом наполнении все эти движения объединяло одно — ненависть к «непреходящим» буржуазным ценностям с их культом потребления и выгоды. А в основе этого культа лежал протестантский Иисус Христос…
Почти все «рок-идолы» к моменту своего возвеличивания были практически детьми. Они не знали и не могли знать истинных ценностей в окружавшем их мире. Но они их искали. Не потому ли по мере взросления взоры одних устремлялись к «неиспорченному буржуазной цивилизацией» индуистскому и буддийскому востоку (Джордж Харрисон объяснял это примерно так: «мой бог мне милее, когда я вижу, как добропорядочный христианин, придя домой, методично загоняет в гроб свою жену»), другие спонсировали левые движения (как Джон Леннон), а третьи обличали лицемерие магнатов-телеевангелистов (Фрэнк Заппа).
Протестантские проповедники не остались в долгу и написали уйму работ, доказывающих, что практически все рок-музыканты были сатанистами — оттого и музыка их была вдохновлена соответствующим персонажем.
Мне кажется, хороший ответ дан в замечательном фильме «Мертвец» бывшего панка Джармуша, когда индеец, столкнувшись с протестантским миссионером, заявляет ему: «Иисус, которого проповедуешь ты, является моим личным врагом». Тот миссионер, кстати, считал своим долгом убить индейца.
Когда Джон Леннон заявлял, что «Битлз» популярнее Христа, то лишь горько иронизировал по поводу мира, потерявшего ценностные ориентиры. И отказ от концертной деятельности с четырехлетним уходом в студийную работу был не чем иным, как попыткой самих «Битлз» остановить безумие битломании.
Когда Мик Джэггер пел «Симпатию к дьяволу», то симпатизировал он булгаковскому Воланду и предпочитал его булгаковскому же Иешуа. А кто из нас не обожал Воланда? Для большей части постсоветской интеллигенции он продолжает оставаться кумиром[1].
Когда Джими Пейдж культивировал учение Элистера Кроули, то он ли один был заворожен философскими изысками, причислявшими последнего к числу «консервативных революционеров неортодоксального толка».
Могли ли честные ребята довериться перевранному Христу? Ведь Истинного они не знали…
Не находя ответа, самые неравнодушные (Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Джэнис Джоплин…) сжигали себя в психоделических поисках. Более образованные целиком отдавались «творческой работе» и черпали вдохновение в музыке великих предшественников, открывая новые пласты Божественной гармонии (Фрэнк Заппа, Кит Эмерсон, Йес, Дип Перпл…). Традиционалисты возвращались к музыкальным корням (Иэн Андерсон и Ричи Блэкмор). В тех единичных случаях, когда музыканты уходили в протестантство, музыка неизменно теряла в качестве (Марк Фарнер, Лайэн Патилло) Большинство же, со временем, разменивали свои таланты на блага цивилизации и успокаивались (Пол Маккартни, Род Стюарт, и не счесть им числа).
Но был ли их изначальный протест так уж богопротивен?
Ведь таков был и протест советских рокеров в 1980-х против фальши «общества развитого социализма». Именно рок-движение стало отдушиной тех, кто «не тепл, а горяч или холоден» (гимн Ю. Наумова «тем, кто пламенный»). Более того, люди, посвящающие себя нонконформистским идеалам, сознательно шли на гонения со стороны власти в лице ли начальника ЖЭКа или прокурора — вспомним отсидки Алексея Романова и Сергея Новикова. С падением же режима самые «непримиримые» пошли не в сторону либеральных ценностей, а повели свою «паству» (вместе с «Муз-обозом» Ивана Демидова) к истокам. Начиная с евразийских озарений «Калинова моста», диссонансных для поры очернительства нашей истории, и заканчивая нынешними выступлениями Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова и иже с ними, рок становится самым действенным средством по защите Традиции. А путь традиции для русского человека — это всегда дорога к храму. С другой стороны, рокеры никогда не предавали молчанием то, что считали истиной. И, возможно, именно эмоциональный накал рока как раз и уместен там, где речь идет о защите традиции.
Похоже, беда тех англо-американских отцов рока, которые безвременно закончили свой земной путь на игле или еще неприглядней, заключалась в том, что они не смогли перейти от эмоциональности душевной к эмоциональности духовной. Наши же органично перешли в Православие и тем не просто спасли себя, но и обрели смысл творчества[2].
Получается, что рок, это не «творение», а уж тем более не «исчадие», а — как любой другой стиль в искусстве — форма или средство. И вопрос лишь в том, в чьих он руках. «Звуковая» сторона Бога так же бесконечна и бездонна, как и любая другая его грань. Джаз и рок обогатили музыку ритмом. Будучи исконно африканским, он то и усилил ее эмоциональность. Наши протестантские оппоненты решительно отказывают Создателю в правах на эту богатейшую часть этнической культуры, называя ее творением Его противника. Но способен ли тот творить?
Скорее попускается творить ему в угоду. Попускается тем, которые, получив талант, «лепит» нехитрые мотивчики и тексты, сообразуясь с веяниями века сего. И имя которым «попса».
Те же, кто своим творчеством отрицает служение мамоне, признают, что сами не знают, как рождаются их песни…
* Культивировавшего сатанистскую атрибутику Элиса Купера и его «металлических» последователей скорее следует отнести к поп-культуре, в крайнем случае — к эрзац-року.
[2] Майк Науменко, закончивший жизнь «на американский манер», был певцом не истины, а свободы, в ее хиппистском понимании.
http://www.pravaya.ru/idea/22/5501