Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация»02.11.2005 

Пастырь добрый

Родился митрополит Иоанн (Иван Матвеевич Снычев) 9 октября 1927 года в селе Ново Маячка Каховского района Херсонской (тогда — Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью и хотя по возможности ходили в храм Божий — детей своих в вере и благочестии не воспитывали. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь. Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не по лучила своего закрепления, и отрок Иван оставался вне Церкви. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте он глубоко задумался над смыслом жизни. Позднее владыка вспоминал, что ему было страшно смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно, уходя в небытие, и по этой причине он горько плакал.

Ранней весной 1943 года в частных домах села, где жил Иван, стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из таких молит венных собраний пришел и Иван. Здесь он впервые услышал слово Божие, и в его сердце были посеяны семена православия.

Окончательное же восприятие веры произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преп. Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии. Внезапно Иван увидел всю мерзость грешного мира. С того момента сердце юноши загорелось огнем веры. Слово Божие разрешило мучившие его вопросы — человек после смерти не исчезает, а переходит в жизнь будущего века, наследуя райское блаженство или адские муки — в зависимости от того, как управил он свое земное бытие.

В помощь 16-летнему Ивану Господь послал благочестивую подвижницу Февронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел привел его к священнику О. Леониду Смирнову, который первый раз напутствовал юношу Святыми Тайнами. Так началась его церковная жизнь.

В конце декабря 1944 года Иван был призван в ряды Красной Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской повинности, и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в г. Бузулуке Оренбургской области. Здесь и произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу. В это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский) искал себе келейника и послушника. В храме города Бузулука он обратил внимание на молодого пономаря и взял его к себе.

Так в августе 1945 года началась духовная жизнь Ивана под руководством опытного архиерея.

В сентябре 1948 года архиепископа Мануила советские власти сослали в Потьму (Мордовские лагеря). Осиротевший О. Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую и окончил по первому разряду. В 1951 году он стал студентом Ленинградской духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия.

В сентябре 1959 года О. Иоанн был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской Духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священное Писание Ветхого Завета.

В апреле 1961 года иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 года — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского.

В сентябре 1976 года епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа.

В июне 1987 года он посетил Святую Землю. За чтение в 1988 году в Ленинградской духовной академии курса лекций по новейшей церковной истории получил звание доктора церковной истории.

С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт Петербургскую епархию. Вскоре началась и его активная религиозно-общественная, публицистическая деятельность, сделавшая имя петербургского архиерея широко известным как в России, так и за рубежом.

Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой Державы, духовное величие России и ее предназначение от Бога, смысл русской истории, Святая Русь и Третий Рим — таковы были основные темы многочисленных выступлений владыки Иоанна на страницах российской печати.

Очень быстро он стал признанным духовным лидером православно-патриотических, национальных сил России. Одно упоминание его имени вызывало у «демократических» разрушителей страны дрожь ненависти. По сути владыка Иоанн стал создателем современной идеологии русского национального возрождения — столь долгожданного для одних и так ненавистного другим. Впрочем, это была лишь одна из областей многогранной деятельности старца.

Много пришлось потрудиться владыке по восстановлению и ремонту возвращенных епархии храмов. Возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, старинных церквах св. Симеона и Анны, Пантелеймона, Благовещения и многих других. Общее число действующих храмов выросло в епархии почти в три раза!

Проповедуя за каждым богослужением, митрополит Иоанн находил время встречаться с горожанами на поучительных беседах, выступать в телепрограммах, участвовать в деятельности учебных заведений и культурно-просветительских организаций. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», выпускается газета «Православный Санкт-Петербург», начало свою деятельность православное издательство «Царское дело"…

В декабре 1994 года он вновь посетил Святую Землю, где отслужил литургию в храме Воскресения Христова у Гроба Господня…

2 ноября (20 октября ст.ст.) 1995 года митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. На могиле владыки установлен простой деревянный крест. На металлической табличке — краткие слова: «Иоанн (Снычев), Божией милостию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Александро-Невской Лавры».

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=14 306


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика