Русская линия
Вера-ЭскомПротоиерей Дмитрий Смирнов02.11.2005 

«Чтобы не быть одиноким, надо делать добро»

«Большая вам благодарность за то, что опубликовали выступление протоиерея Дмитрия Смирнова, оно на многое открыло нам глаза…»

Это строки одного из писем, пришедшего в редакцию «Веры» после напечатания в последние месяцы двух публичных выступлений известного московского батюшки. И таких отзывов редакция получила немало. Эти отзывы и подвигли нас дать редакционное задание нашему корреспонденту в Москве Татьяне ХОЛОДИЛОВОЙ взять у о. Дмитрия интервью для газеты. Предлагаем вашему вниманию ее материал.

Настоятель пяти храмов

Чтобы взять интервью у прот. Дмитрия, договариваться нужно загодя. В редакции мне так и сказали: приготовься к трудностям, может, ничего и не выйдет — он человек занятой.

Действительно, о. Дмитрий Смирнов — настоятель пяти московских церквей, проректор Свято-Тихоновского православного университета, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск, преподаватель МДА, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сопредседатель церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московской Патриархии… Этот перечень можно продолжать, но и без того ясно, какой плотности у него должен быть график, чтобы успеть все это.

Гораздо легче встретиться с о. Дмитрием вдалеке от столицы, где нет такой загруженности. Несколько лет назад прот. Дмитрий участвовал в работе проходившего в Сыктывкаре православного съезда, и тогда я брала у него интервью для телепрограммы «Истоки» о жизни его московских приходов. Так или иначе, но выполнять задание редакции и читателей надо, и я иду в храм Благовещения, что в Петровском парке. «Перехватив» после службы батюшку, прошу об интервью. Нет, о том интервью для «Истоков» он не вспомнил, но дать интервью «Вере» согласился.

Был пасмурный, дождливый день. Идя от метро в храм к условленному часу, разговорилась с москвичкой. «Вы на службу или на проповедь?» — спросила она меня, и я не нашлась, что ответить. Действительно, послушать проповеди о. Дмитрия люди съезжаются со всех концов Москвы. Но почему-либо то, либо другое? Потом я поняла, что приходят в храм не только православные люди — до такой степени то, о чем он говорит, сегодня важно для любого россиянина.

Наконец, дела ненадолго отодвинуты, диктофон включен — и мой первый вопрос батюшке о том, как изменилась жизнь прихода за последние годы. Каковы приобретения, а может быть, потери? Ведь не секрет, что современный мир становится жестче. Крупные бизнесмены и политики, огромный чиновничий аппарат России, включившись в погоню за баснословными прибылями, пытается загнать Церковь, простирающую покровы свои над обиженными, немощными и больными, в своеобразное гетто — существенно ограничить поле ее деятельности, снизить влиятельность РПЦ.

Отец Дмитрий: Сейчас у нас период трудный. В частности, потому, что в связи с угрозой терроризма МВД запретило распространение православной литературы в метро. А это была очень существенная часть нашего дохода. Мы уже два года, хотя инфляция растет, не повышаем зарплату тем, кто работает в приходе. Поэтому жизненный уровень у них, конечно, существенно снизился. Оказалось, что жизнь, которую мы ведем, нужно постоянно перестраивать. Требования чиновников к документации растут, необходимы все новые отчеты. Нужно нанимать специалистов — тех, кто хорошо знает бухгалтерию, налогообложение. А это очень затратные вещи в Москве. Жизнь, таким образом, все усложняется. Но, думаю, с Божьей помощью мы преодолеем эти трудности.

Все наши структуры, действующие при приходе, сохраняются. Работает патронажная служба по уходу за одинокими стариками. Сестры милосердия помогают больным в 50-й городской больнице. Действует фонд помощи многодетным семьям и сиротам. Есть небольшая семинария, певческая школа, средняя школа-одиннадцатилетка. У нас теперь два детских дома. Один загородный, один — в Москве. Это все весьма затратные проекты. Опять мы сейчас в стадии борьбы за выживание. У нас был период более или менее благополучный, мы держались на среднем московском уровне. Сейчас — потруднее.

…В этом месте нашу беседу прерывают: о. Дмитрию сообщают, что на этот час у него запланирована встреча с молодежью. Интервью будет продолжено уже после этой встречи, а пока о. Дмитрий отправляется на церковное подворье при храме святителя Николая Заяицкого, что на Раушской набережной, — вслед за ним отправляюсь туда и я.

Может ли православный быть счастлив?

Когда священник вошел, в зале, где только что оживленно переговаривались, все стихло. Свободных мест нет: молодежная аудитория внимательно вслушивается в каждое слово священника. Вопросы задаются иногда устно, но чаще записками. Наверно, в зале были и те, кто пришел на такую встречу впервые, и те, кто уже сделал свой выбор и числит себя человеком православным, а значит, старается строить свою жизнь в соответствии с Евангелием. Но как бы там ни было, молодые люди, пусть и вошедшие уже в церковную ограду, особенно нуждаются в наставлениях опытного духовника. Впрочем, есть в зале и люди постарше.

Первый вопрос:

— Может ли человек православный быть счастливым еще здесь, на земле?

— Да. Православный человек спокоен, разумен. Он радостный и доброжелательный. По-настоящему только в православии человек и бывает счастлив.

— Православный человек может жить без скорбей?

— Да. Если он приобрел смиренномудрие и все для него — ангелы.

— Я считаю (это записка от девушки), что этот человек дан мне от Бога. Я его люблю. Но жениться на мне он не хочет…

— Что значит — не хочет? Надо сделать так, чтобы захотел (в зале смеются). Под лежачий камень вода не течет. Если вы не писаная красавица, надо действовать всеми средствами. Но! — в рамках приличия. Кстати, красивым девушкам значительно труднее. У них нет проблем с поклонниками, но они часто бывают несчастны, потому что вокруг них крутятся разного рода пройдохи.

— Как вы относитесь к встречам, когда молодые люди не имеют серьезных намерений?

— Серьезных намерений не бывает без встреч. Они возникают после встреч. Конечно, очень важно хранить целомудрие. Но это не значит, что целомудрие надо хранить только в сексуальном плане. Целомудрие включает в себя целостное восприятие мира. Следует удаляться от людей распущенных. И если, допустим, родители знают, что этот человек может дурно влиять, они ограждают сына или дочь от такого общения.

Об отношении к родителям… Важнейшая заповедь «Почитай отца твоего и мать» забыта. Человек иногда старается исправить свои ошибки. Но сознательно следовать этой заповеди не способен. Мы столь духовно пали, сознание так замутнено грехом, что нам уже непонятна эта евангельская заповедь.

Помните, как в Евангелии? Богатый юноша спросил: «Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь ответил: «Почитай отца твоего и мать». Юноша сказал, что это он исполняет. Затем Господь напомнил ему еще одну заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Что это значит, вы задумывались? Все мы согрешаем и просим прощения, чувствуя свою вину. Но мы же не хотим, чтобы нам выбили передние зубы, нанесли какие-то увечья или посадили в тюрьму! Мы надеемся, что нас поймут и простят. Мы ожидаем сострадания. Так же надо относиться и к другим — с пониманием, состраданием.

Когда оказалось, что юноша и эту заповедь исполняет, Господь сказал ему: «Продай имение твое и раздай нищим». Можно раздать имущество, а потом пожалеть об этом. Это тоже покаяние, но покаяние не на пользу душе. Если дал и пожалел, то этим перечеркивается само доброе дело.

Что же значит следовать за Господом? Значит — взойти на Голгофу. Каждый православный, живущий по-христиански, восходит на свою Голгофу.

— Что делать, если моя девушка — мусульманка?

— Более 500 млн. женщин — мусульманки. Что с ними делать? (В зале смеются).

Надо вам убедить, показать, что истина в православии. Ведь мусульманка абсолютно бесправна. Вот один врач-ливанец стал христианином. Я спрашиваю: «Почему ты стал христианином?» Он отвечает: «Я прочитал Евангелие. Зная Коран, сравнил и сделал выбор».

Много православных (таковыми они себя считают) некрещеных. Православные по обычаю. Точно так же и современные мусульмане. Если бы они знали биографию пророка Магомета, написанную самими последователями его учения, то вряд ли бы они выбрали мусульманство.

— Как быть, когда одолевают одиночество, уныние?

— А что такое одиночество? Этим страдают больные или в высшей степени эгоистичные люди. Разве все вокруг сыты, накормлены, разве нет больных или узников, которые нуждаются в участии?

Подошел ко мне в храме один человек и спрашивает: «Чем я могу помочь?» Ну, я ему: «Бери лопату и чисти снег». И этот человек, его звали Никитой, всю зиму чистил снег на территории храма. Потом подходит ко мне и говорит: «А может, я еще чем-то могу помочь?» Оказалось, что он очень состоятельный человек. Я видел потом его машину — таких тогда в городе я еще даже и не встречал. Я ему предложил помочь бедствующей семье, в которой все больные. И он взял на себя заботу об этой семье. Покупал лекарства, одежду, обувь… Полностью обеспечивал эту семью целых 15 лет! До тех пор, пока они не перестали нуждаться в его помощи. Тогда он подошел ко мне и попросил снова подобрать семью, которой он мог бы помогать. Я пообещал: «Да, подумаю. Перезвони дней через 8−10». Время прошло. Он не позвонил, перестал появляться в храме. Звоню ему. Отвечает жена: «А его уже нет, он умер…» Все мы смертны. И вполне может быть, что Никита мог умереть раньше. Но Бог дал ему время и возможность выполнить послушание церковное. Вероятно, Господь дал ему исполнить то, что только и нужно было для его спасения.

Чтобы не быть одиноким, надо делать добро. Ну, хотя бы писать стихи. Вот Пушкин. Положим, с точки зрения нравственности, он был несносный человек. Но писал прекрасные стихи. И уже два века мы его любим.

— Существует мнение, что воздержание вредно. Что вы думаете об этом? В частности, о воздержании во время беременности?

— Воздержание вредно? Жена подводника восемь месяцев ждет мужа. Что же ей, идти к соседу или искать партнера? А ему? Менять сексуальную ориентацию?

Человеку присуще нравственное чувство, которого нет у животного. У трехлетнего кота нет сыновнего чувства, для него не существует уже матери, он ее уже не помнит — встретит и будет целоваться-обниматься. Но это не подлежит осуждению. Такова природа животного. В свое время кошка с готовностью пойдет на сближение. Но даже кошка, когда она собирается окотиться, ни за что не подпустит к себе кота. Период, когда кот нужен, очень короток. Когда она зачала, никакого кота — ни рыжего, ни черного, ни красивого — не подпустит. И корова. Пусть бык очень сильный, но если корова стельная, она ни за что не подпустит к себе быка.

Помню, в детстве я пытался убедить собаку (она все время уносила масло): «Не носи масло, это не твоя еда, а людская, человеческая». Даже бил ее. Но деревенские собаки всегда голодные. И вот она поступала, подчиняясь физиологии, — ведь ей надо кормить щенят.

А у человека есть совесть! И он может жить более или менее правильной жизнью. Если совесть не замутнена грехом окончательно, то заповеди соблюдаются даже человеком, не знающим заповедей.

Вообще люди подразделяются на три типа: плотский, душевный и духовный. Последний — наименее многочисленный. Первый — наиболее. Плотский человек занят материальным миром. Целиком поглощен тем, что его окружает: материальные блага занимают всего человека. Вторые живут музыкой, искусством, погружены в область культуры. Третьи живут духовной жизнью. Делают то, что должно. Во славу Божью. Плотским это не дано понять… Но нравственное чувство даровано Богом каждому.

…Хотя в целом современное человечество не способно к воздержанию. В семье исполняются все капризы ребенка: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Направленность развития человечества ведет к тому, что воздержание не нужно, надо добиваться того, чего хочется, что, конечно, гибельно для души.

— «Человек спасается исполнением заповедей, — о. Дмитрий читает записку из зала, -…а женщина чадородием…»

— Не понял. Женщина — не человек? (Все смеются). Чадородие для женщины — это фора, дополнительный шанс. А заповеди должно всем исполнять — и мужчинам, и женщинам.

— Один известный богослов сказал, что есть люди, которым, как говорится, не дано: у человека может не быть религиозного чувства. Конкретно говорилось о Толстом.

— Такого не бывает. Я не думаю, что и Толстой был его лишен… Он просто поздно к нему обратился. Вообще, XIX век очень рационален. Вся литература русская грешит рационализмом, есть он и у Чехова, и у Лескова. Толстой — дитя эпохи. Но все-таки поиски у него были. Он Евангелием занимался — исправлял его. Лучше хотел сделать. Буддизм изучал. К концу жизни наткнулся на «Добротолюбие», на труды святых отцов. Но времени ему не хватило. Ему за 80 лет уже было, и оказалось, что учиться поздно.

* * *

…После окончания беседы со священником люди расходились с неохотой. Многим хотелось еще и еще говорить о главном, слушать и размышлять о православии, о том, как выбрать дорогу, ведущую ко спасению. Впрочем, такие встречи в приходе не редкость…

В чем наша надежда

А наша беседа с о. Дмитрием продолжается.

Корр.: Недавно слушала вашу проповедь. Вы говорили, в частности, о том, что у России — такой, какой она стала, — нет будущего. Меня, например, ужаснуло утверждение, что лет через 50 наши церкви и монастыри превратятся в заповедники, этакие православные музеи. И может статься, что кремлевская колокольня, например, будет соседствовать с минаретом…

О.Дмитрий: Она сама будет минаретом, а вместо креста над ней будет полумесяц.

Корр.: Неужели у нас нет шансов, нет надежды?

О.Дмитрий: Надежда есть. Представьте себе: с сегодняшнего дня ни один зачатый ребенок не будет убит, а каждая мать его родит. Все — и проблемы нет. У нас опять будет каждый год прирост населения в два миллиона.

Корр.: То есть надо достучаться до сознания людей?

О.Дмитрий: Да. Либо Россия исчезнет, либо рожайте! Хотя бы тех, кто уже зачат! Бог дал, вот и не убивайте его. Хотя бы это остановить. И не будет проблем ни с мужьями, ни с разводами.

Корр.: В фильме «Демография» рассказывается, что за год убивают в утробе несостоявшихся матерей три млн. жизней. Это только учтенных. В некоторых развитых странах, да и в самой России, научились спокойно и цинично использовать «в благих целях» приготовления новейших лекарственных препаратов человеческие эмбрионы, уже зародившуюся жизнь. По вашим наблюдениям, рост экономики, какая-то стабильность не меняют ситуацию?

О.Дмитрий: Да, наметилась тенденция к увеличению рождаемости, но все же не настолько, как надо. По количеству абортов мы были на первом месте в мире, теперь на втором, после Румынии. Маленькими шажками, но продвигаемся. Успеем ли? Например, наш сосед Китай. У них легально людей 1 млрд. 300 млн. И плюс неучтенных, то есть «нелегальных» жителей, еще 500−800 млн. Они не хотят убивать детей.

Корр.: Хотя государственная политика направлена к тому, чтобы в семьях было не больше одного ребенка…

О.Дмитрий: Да. А у нас — пожалуйста! Но никто не рожает. Вот такое отношение. Поэтому они захватят нашу территорию спокойно, безо всякой войны. Казалось бы, все просто: не пей водку, рожай детей, занимайся с ними, ходи в церковь. Но люди предпочитают жить одни, без детей, их не воспитывать, не работать. Вот сегодня приходит одна молодая женщина (у нее несколько детей) и говорит: «Батюшка, как мне так сделать, чтобы муж пошел работать?» Вы представляете? Не идет на работу. Я говорю: «Пусть с детьми сидит: посуду моет, стирает». Это что? На работу не хочет идти?! Вырождение…

Корр.: Недавно в нашей газете был напечатан текст вашего выступления на радио «Радонеж» — вы говорили о ситуации с усыновлением детей и вывозом их за рубеж как товара. О том, что усыновление для американцев — хороший бизнес. Оказывается, в США семья, усыновляющая ребенка, получает дотацию, позволяющую существенно улучшить материальное состояние. Что можно сделать, чтобы поставить заслон на этом пути?

О.Дмитрий: Во-первых, запретить продажу детей. А тем из наших сограждан, кто желает стать усыновителями, оставить те деньги, которые государство тратит на себя. Сейчас, чтобы усыновить ребенка у нас, внутри страны, семье нужно иметь доход 14 тысяч рублей. Много ли семей с детьми имеют такой доход? Государство нарочно создает такие непреодолимые барьеры, чтобы иметь возможность продавать сирот. Потому что чиновникам это выгодно. У нас ребеночка продают за рубеж от 50 до 80 тысяч за «штуку». Представляете?! Вся эта мафия делит деньги огромные. Десятки миллионов долларов они имеют с детей.

Корр.: Это проверенные факты?

О.Дмитрий: Абсолютно проверенные. Вот русский человек хочет усыновить — и у нас усыновление вроде бы бесплатное. Но человек годами собирает справки. А американец за три дня вывозит ребенка. Вот те и пожалуйста. В результате количество усыновленных за границу уже превысило количество усыновленных в России. Все в этой системе продажное.

Корр.: Часто говорят, что наши дети попадают за рубежом чуть ли не в идеальные условия…

О.Дмитрий: А убийства? Уже 14 детей убили! 10 — в благополучных США. Двоих — в других странах. Кого забили до смерти в подвале. Кого морили голодом. Истязают их, бьют. Потому что дети попадают в шоковую ситуацию. Я вот, взрослый человек, знающий немного английский язык, больше 2−3 недель не могу там находиться. А ребенок? Все чужое, язык чужой. Ребенок начинает вести себя неадекватно. А если начинают его бить, он еще хуже… Детдомовский, он очень такой крепкий орешек: своевольный, трудный.

Корр.: Чем реально в ситуации с абортами, с воспитанием детей могут помочь священник и приход?

О.Дмитрий: У нас в приходе есть Центр «Жизнь», который ведет обширную работу по всей России. Они говорят об абортах, беседуют с теми, кто решил избавиться от будущего ребенка. Им дают литературу, показывают фильмы. Я вижу, что в их работе достигнуты большие успехи.

Корр.: Что-то уже делается для того, чтобы изменить ситуацию?

О.Дмитрий: Стараемся на телевидении выступать, 10 передач на радио провели. Всю страну оповестили.

Корр.: Насколько сегодня телевидение и радио можно считать подмогой православному миссионеру?

О.Дмитрий: В большинстве своем что мы там видим? — свистопляску: аля-улю, любовь-морковь. Причем любовь такая… Не семейная жизнь пропагандируется. А только глазки-ручки. Одни поцелуи, больше ничего.

Но при современном состоянии российского человека без помощи ТВ не обойтись. Потом, сама история Церкви подсказывает. Как только Господь вознесся на Небеса, апостолы уже на пергамент и папирус перенесли Его слова. Это был тогда современный носитель. И когда было придумано книгопечатание, оно было использовано первоначально исключительно для печатания Слова Божия. Современные телекоммуникации Слово Божие могут донести в любой угол страны моментально.

Конечно, мы опоздали лет на 15. Уже можно было с помощью этих технологий вырастить новое поколение. Альтернативу хотя бы создать. Я давно уже проникся этой идеей. Старался убеждать, собирать единомышленников. И вот открылся (минувшим летом в рамках пакета НТВ+ - ред.) православный телеканал «Спас». Осуществить проект удалось за счет частного благотворительства. В перспективе предполагается вхождение в кабельные сети региональных компаний. Пока что православный канал «Спас» вещает в течение 12 часов ежедневно. Какая-то информация повторяется. Но к началу вещания были подготовлены огромные наработки. Дают материалы региональные телестудии. Митрополит Кирилл передал свои архивы. Они теперь снова выходят в эфир. Была такая передача «Канон», ее мало кто видел. Она тоже не утратила своей актуальности. Много православных фильмов — с православных фестивалей, и не только. Есть все. Например, аналитические передачи: экономика, политика, история. Беседы со священниками, с молодежью. Все — живое.

У «Спаса» есть мозговой центр: главный редактор Иван Демидов (во времена перестройки ведущий популярной тогда молодежной программы «Музобоз» — ред.). Уже за два с небольшим месяца существования телеаудитория «Спаса» выросла до 1,5 млн. человек. Не только в стране, но и по всему миру. Это и мое детище. Поэтому вначале я смотрел все взахлеб. Все нравилось. Сейчас у меня есть претензии. Я их высказываю — они прислушиваются.

Корр.: И какова реакция власть имущих? Например, по проблеме усыновления?

О.Дмитрий: Реакции — ноль. Ни Президента, ни в правительстве этот вопрос никого не интересует.

Корр.: Может, достучаться не удается, не смотрят они православные передачи, не знают положения дел?


О.Дмитрий: Нет. Мы-то с вами знаем. А они не знают? Как это может быть? Министр образования не знает проблему, а я, Дмитрий Смирнов, хотя совершенно другим занимаюсь, знаю? Это смешно. Тогда его надо выгнать и другого назначить. Я-то здесь вообще выступаю как частное лицо. Занимаюсь этим потому, что я просто не могу спать спокойно, когда знаю, что в этот момент убивают какого-то ребенка!..

* * *

Диктофон выключен. Отца Дмитрия уже ждут неотложные дела. А мне предстоит возвращаться домой — ехать через всю Москву и размышлять о только что услышанном: неужели православные люди — мы с вами — не в состоянии остановить падение, сползание страны в пропасть небытия?

Что происходит в моей стране? Церкви чаще всего заказана дорога в школу, запрет налагается даже на изучение азов православия, составляющего основу российской культуры. Зато по стране продолжается активное внедрение системы сексуального образования школьников, которая внушает, что гомосексуализм — это разновидность нормы. В Ярославле, например, так «просветили» детей без ведома родителей, что количество венерических заболеваний уже на следующий год в области выросло в три раза. Нас нагло грабят, убивая самое дорогое — детство, то есть наше с вами будущее, а мы, православные, о чем беспокоимся — об ИНН?..

Послесловие

(С диктофонной записи встречи прот. Дмитрия Смирнова с молодежью)

— Что делать с ИНН?

— о. Дмитрий читает записку. — «Любимый» вопрос. Но он давно снят. У каждого из нас есть налоговый номер. Это то же, что номер паспорта. У всех он есть, позвоните в налоговую и узнаете. Нам давно его присвоили без нашего участия и выбора.

— Надо ли готовиться к гонениям?

— Что вы предлагаете: сухари сушить? Я знаю таких православных, у которых уже мешками сухари стоят. Ну и что? Начнутся голод и гонения, они будут ими насыщаться. А соседи? Что, такие православные после этого спасутся? К гонениям готовиться надо внутренне…

Т.ХОЛОДИЛОВА

http://www.vera.mrezha.ru/502/3.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика