Русская линия
Православие и современностьПротоиерей Дмитрий Полохов25.10.2005 

Православие всегда актуально

Настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» протоиерея Димитрия Полохова в церкви застать непросто. И не только потому, что он проректор по учебной работе Саратовской Духовной семинарии. Проводят ли волжане антисектантскую акцию, проходят ли при участии Саратовской епархии научные конференции, надо ли читать лекции в светском вузе — отец Димитрий легок на подъем. Иначе руководителю епархиального отдела религиозного образования и катехизации нельзя. Даже расставшись с работой в отделе в конце сентября, он по-прежнему максимально востребован. Вот и для нашей беседы время отцу Димитрию удалось выкроить лишь в конце субботнего дня.

— Признаться, со стороны ваш уход с поста руководителя отдела религиозного образования выглядит нелогично. Когда работа начинает уже приносить плоды…

— В том-то и дело. Значит, пришла пора ставить и решать новые задачи. На первый план сегодня выходит работа со школами. Но объем моих послушаний таков, что мне будет трудно с полной отдачей вынести все увеличивающуюся нагрузку. Очевидно, что нужен человек, который бы занимался одним делом. Думаю, что назначенный руководителем отдела священник Сергий Ксенофонтов — это удачный выбор. Отец Сергий имеет светское педагогическое образование, одно время даже занимал должность директора школы. Но я не расстаюсь с отделом. Его сотрудники, безусловно, могут рассчитывать на мою помощь.

— Вы могли бы по горячим следам дать оценку работе, проделанной отделом?

— Думаю, отдел сложился. Подобрался немногочисленный, но эффективно работающий коллектив. Был создан, как сейчас принято говорить, имидж, лицо отдела, который во многом изменил отношение и к самой епархии. Те журналисты, что обвиняли нас когда-то в бездействии (на самом деле, сказывалось отсутствие в епархии собственной пресс-службы), сегодня принялись сетовать на чрезмерную активность Епархиального управления. Больше всего, конечно, пишут о нашей антисектантской деятельности. Действительно, сейчас активная деятельность сект в Саратовской области практически невозможна. Без внимания не остается ни одна сектантская акция. Это несомненный успех.

Другая сторона работы отдела — это наше сотрудничество с системой светского образования, в первую очередь — в части налаживания преподавания в школах области предмета «Основы православной культуры». Одновременно мы предпринимаем все возможное, чтобы противостоять разрушительным тенденциям в нашей системе образования (к таковым можно отнести усердно насаждаемый в саратовских школах так называемый предмет «Основы здорового образа жизни», или ОЗОЖ), за что получаем очередные порции критики от «либеральных» изданий. Впрочем, для меня это лучше любой похвалы: если нас критикуют за совершенно здравые инициативы, значит, мы достигли нужного результата и у хулителей Православия не остается иного способа влиять на ситуацию.

Говоря о миссионерской деятельности среди молодежи, можно вспомнить успешный проект по организации курсов «Основы православной культуры» в СГУ, реализованный с нашим участием. Благодаря ему десятки преподавателей школ смогли по-новому открыть для себя богатейшую русскую культуру. А возьмите епархиальные курсы. Уже их первые лекции в прошлом году продемонстрировали огромный интерес волжан к Православию. Плод этих занятий — вновь созданные миссионерские курсы. При некоторых храмах, в частности Казанском, созданы миссионерские группы, члены которых готовят людей к крещению, начинают работать с молодежью.

В молодежной среде осуществляют свою миссию члены нашего православно-патриотического общества имени Александра Невского. Из года в год все больше детей и подростков выезжают летом в православные лагеря. Чиновников при этом не обременяем. Есть спонсоры, есть инициативные люди, болеющие за дело Церкви, понимающие необходимость воспитания молодежи в православных традициях.

Хотя, конечно, все это, как и давние добрые связи с саратовскими вузами, не повод для самоуспокоения. Наоборот. Поле миссионерской работы с молодыми людьми столь велико, что, возможно, потребуется выделение из отдела катехизации подразделения, ответственного за молодежное служение. Уже сейчас обдумывается концепция молодежного миссионерского культурно-просветительского центра, изучается возможность создания реабилитационного центра для наркозависимых. Перспективы большие.

— Картина не будет полной, если не вспомнить о минусах…

— Надо признать, что поначалу отдел был озабочен потребностями дня сегодняшнего. Заняться далекими перспективами ни сил, ни возможностей не было. Многое ли могли три сотрудника только созданного отдела, и без того сильно загруженные? Сейчас иное дело.

— Не раз доводилось слышать о том, как активно рекламируются среди студенчества разного рода мусульманские молодежные мероприятия. Сектанты из «Слова жизни», как и муниты, рекрутируют в свои ряды именно молодежь. И подобного рода рекламная деятельность год от года разрастается. Являются ли наши катехизаторские усилия адекватным ответом на эти вызовы?

— Мой достаточно большой опыт межконфессионального общения позволяет утверждать, что тем, кто не принимает Православие, противопоставить Церкви нечего ни в интеллектуальном, ни в организационном плане. Но дело даже не в этом. За нами — все духовное, интеллектуальное, историческое богатство Православной Церкви, с которым несравнима ни одна религиозная доктрина, ни одно философское учение. Православие всегда новое. И сегодня оно остается столь же актуальным, как и в первые века христианства. Говорить, что в мировоззренческом, религиозном смысле сегодня появилось нечто более привлекательное, модное, может только не очень хорошо образованный человек.

Постараемся донести свидетельство об этом и до тех, кто находится в сектах. Реабилитационную помощь тем, кто там побывал, мы оказываем уже сегодня.

— Насколько, на Ваш взгляд, удачна форма миссионерского митинга-концерта, впервые опробованная в Саратове во время проведения прошлогоднего съезда православной молодежи?

— Это та самая работа с людьми на улицах, которой не было прежде. Только раньше нас упрекали в том, что Церковь ее не ведет, а теперь некоторые журналисты корят за то, что мы ею занялись. Между тем саратовцы привыкают, что Церковь достойно реагирует на общественно значимые события. Самому приходилось раздавать листовки, могу подтвердить — на лицах людей читались только понимание, благожелательность, а порой и радость.

Немаловажен и другой момент. Советская власть во многом «преуспела», воспитав у верующих чувство осторожности, опасения как-то проявлять свои чувства, свою позицию. А подобные акции разрушают эти стереотипы, разрушают барьеры между миром церковным и светским. Судите сами: три тысячи листовок, розданных нами во время последнего митинга-концерта, посвященного 625-летию победы русского войска на Куликовом поле, разошлись за полчаса. Замечательная деталь: люди листовки не выбрасывали, уносили с собой. Многие присоединялись к зрителям.

В таком масштабе и с такой эффективностью в Саратовской области не работает никто. Продолжение следует. Мы хотели вывезти «Куликовскую» программу в районы области. Программа нашего антисектантского митинга-концерта стала лауреатом Витебского православного фестиваля, вызвала немалый интерес в Москве и Санкт-Петербурге, приглашалась на Украину. Во многом благодаря этой оригинальной разработке в прошлом году отдел был награжден дипломом лауреата премии «Обретенное поколение», учрежденной Патриархом Алексием II и мэром Москвы Ю.М. Лужковым.

Другая особенность работы отдела заключается в том, что любое дело, за которое мы брались, завершалось успешно. Даже когда казалось, что все обстоятельства против, когда опускались руки от недостатка сил и наших вроде неуклюжих действий. Для меня это было и остается загадкой. И в этом я вижу явное благоволение Божие и благословение наших трудов.

В то же время это пример для всех остальных православных саратовцев, особенно духовенства. Это лишнее доказательство того, что не надо бояться ставить перед собой задачи, даже, казалось бы, невыполнимые, потому что нашу немощь Господь всегда восполняет Своею благодатью.

— Отец Димитрий, Вас не смущает тот факт, что идеальный образ Церкви, который Вы, как и всякий миссионер, рисуете светской аудитории, может сильно потускнеть при первой же попытке воодушевленных Вами людей переступить порог иного храма?

— То есть вопрос ставится так, могут ли человека в Церкви не ждать?

— Да.

— Действительно, приглашая людей в храмы, мы не можем гарантировать, что они не будут встречены там с некоторой холодностью. Справедливые слова о том, что человек идет в церковь к Богу, а не к другому человеку, утешат не каждого только пришедшего в храм человека. В сектах, кстати, эту потребность в общении обязательно учитывают. Внешняя приветливость в подобных сообществах всегда гарантирована. Ведь человеческим общением весь смысл пребывания в сектах, собственно, и ограничивается.

И все же надо помнить, что церковь — это место, куда часто приходят люди нездоровые. Многие, даже не зная слов Христа: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17), — обращаются к Церкви как к последней надежде. Это больница. Встречаются тут и духовные калеки. Одни прошли через секты, другие через личные трагедии, у кого-то чрезмерное самомнение и желание поучать — обычные духовные болезни, свойственные людям, только начинающим воцерковляться. Сегодня в храмах очень много новых людей. Церковь живет, омолаживается. Но процесс становления, обретения себя в приходской жизни бывает связан с такими духовными болячками.

Задача настоятелей: чтобы людей встречали в храме те, кто уже сознательно относится к вере, знает Церковь, кто готов принять вновь пришедшего как человека, которого привел сюда Господь. К сожалению, такая работа пока еще не очень хорошо развита в приходах.

— А в Казанском храме?

— Мы организовали дежурство пока лишь по воскресным и праздничным дням. Два молодых человека и девушка готовы помочь всем, кто делает в храме первые шаги. Подобная работа ведется и у наших соседей — в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и в других храмах епархии.

— Через пару недель Казанскому храму исполнится 100 лет. Известно, что Владыка Гермоген, правивший тогда епархией, строил его в районе заводских слободок не без миссионерского замысла, в надежде шире нести слово Божие в рабочие массы. А кто сейчас составляет приход храма?

— Действительно, наш храм был спешно возведен в канун смуты 1905 года, во время начала революционных брожений. И церковь оправдала надежды священномученика Гермогена (Долганева). Когда в 1928 году ее собрались закрыть, именно рабочие подписали письмо с просьбой не лишать их родного храма, предложили взять его на свое полное обеспечение. Для них он строился, и они его не бросили. Хотя, возможно, многие пострадали в начавшийся тогда период гонений на Церковь.

Наши нынешние прихожане — это преимущественно жители Заводского района. Раньше преобладали пожилые люди. Сейчас я вижу все больше молодых лиц. К нам приходят и остаются студенты, преподаватели вузов, врачи. Наверное, до трети нынешних прихожан Казанского храма — люди новые.

— Какова перспектива преподавания в школах факультативного курса «Основы православной культуры»?

— Процесс идет своим чередом: готовятся кадры учителей, в конце сентября епархия передала тридцати энгельсским школам и детсадам комплект учебников и пособий для преподавателей «Основ…». Но самое главное, в самой педагогической среде поменялось отношение к этому предмету. Первоначальная осторожность сменилась пониманием того, что предлагается школам, и желанием «Основы…» преподавать. Наша работа последних лет дает свои плоды. Тут важно не форсировать события, чтобы не пострадало качество преподавания.

Недавно наши семинаристы начали читать в школах тематические лекции, посвященные 625-летию Куликовской битвы. Отзывы педагогов и детей очень хорошие. Происходит разрушение стереотипов, которые мешали учителям увидеть и понять Церковь. Происходит открытие основ, истоков нашей культуры, которые восходят к православному мировоззрению.

Человек, который не знает своей культуры, не любит ее, не понимает, не способен себя уважать. Он просто не знает, за что себя ценить. Сохранение и передача традиций и культуры своей страны — одна из главных функций образования. Сегодня они, к сожалению, задействованы слабо. Как результат — кризис, в котором пребывают и наша школа, и наша культура. Такой культурологический предмет, как «Основы православной культуры», и позволяет этот пробел в нашем образовании восполнить. Это культурно-просветительский проект. Он не зовет школьников в церкви. Он помогает им узнать, чем жили, как жили, как творили наши предки. За что, собственно говоря, надо ценить и любить нашу культуру и нашу Родину.

Если изучение «Основ…» станет поводом задуматься более глубоко о вопросах смысла жизни, каждый сам волен делать выбор, обращаться ли ему не столько к культуре, сколько к тому, что ее вдохновляло, — религиозной традиции Православия.

Разговоры о многоконфессиональности страны в этой связи совершенно беспочвенны. Ни одного конфликта, связанного с преподаванием «Основ…», в России не зафиксировано. Более того, дети из семей, принадлежащих к другим традициям, прослушав курс «Основ православной культуры», начинают с большим уважением относиться к тому, что имеет наш народ.

— Со дня на день Саратовская Духовная семинария отметит 175-летие со дня своего основания. Не раз занятия в нашей духовной школе прерывались. Последний раз они возобновились в 1992 году. Среди семинаристов первого набора были тогда и Вы. Наверняка у Вас есть немало поводов для сравнения.

— В бытовом плане наша жизнь была поистине подвижнической. С дизайном нынешних новеньких аудиторий семинарии ветхие стены только что переданного епархии корпуса, конечно, не сравнятся. Увеличилось не только количество преподаваемых дисциплин, но и время обучения с 4 до 5 лет. Однако в преподавании, как раньше, так и теперь решающее значение имеет человеческий фактор. Интересно сравнить наше поколение, формировавшееся еще в системе советских ценностей, с теми, кто переступил семинарский порог сегодня. Многие из наших первокурсников успели получить высшее образование. Впрочем, это тоже не ново. Я, к примеру, до прихода в семинарию закончил физический факультет Саратовского университета. Но мы с ровесниками пришли к вере на волне повального увлечения непознанным и неотмирным. Церковь тогда воспринималась всеми в ореоле мученичества, жертвой тоталитарного режима. Люди пошли в храмы. Это был период массовых крещений.

Перед теми, кто пришел в семинарию сегодня, стоял более сложный выбор. Их юность пришлась на пик шельмования всего национального, в том числе и Русской Православной Церкви. Однако те, кто надеялся, что эпоха торжества абсолютного либерализма превратит нашу молодежь в беспринципных общечеловеков, бездумных потребителей, просчитались. Молодые люди, год за годом приходящие в семинарию, — тому лишнее подтверждение.

Лично я думаю, что если очень часто говорить человеку, особенно русскому человеку, что все вокруг плохо, поливать грязью его историю и традицию, это приводит к обратному результату. Нам надо благодарить журналистов либерального толка за их работу, которая привела в Церковь немало думающих людей.

Может, мои обобщения поспешны, но нынешние семинаристы представляются мне людьми, более серьезно относящимися к своему выбору.

— Получается, что Вам было легче прийти к Богу. Но одно дело — поверить в Него, другое — служить Господу.

— У каждого свой путь к Нему. На всю жизнь запомнил, как первый раз зашли в Троицкий храм три советских пионера, среди которых был и я. Впечатление от увиденного было сильное — смесь страха и благоговения. Кто-то смеялся над молящимися бабушками, но это не упраздняло чувства таинственности всего происходящего: кому же люди молятся, если Бога нет? Потом было ошеломление от впервые прочитанного Евангелия, захватывающие ночные походы на Пасху сквозь милицейские кордоны, радость от ее переживания, восхищение красотой богослужений.

Университетские годы связаны с уже более глубокими чувствами. Это был период увлечения оккультизмом и «летающими тарелками». У всех на устах были имена Кашпировского и Чумака. Явления мира духовного не ставились под сомнение. Но строго и понятно природу всех этих явлений объясняло только Православие. Я много читал, все подвергал анализу. А там, где не было доказательств, на помощь приходил опыт посещения храма, личные религиозные переживания, когда чувствуешь, что молитва твоя услышана…

Вместе со все увеличивающимся скепсисом по отношению к власти и ее дряхлым вождям росло желание помочь Церкви. Начинал с участия в восстановлении Покровского храма, вместе со всеми размывал его фрески. Уже на четвертом курсе университета появилось желание поступить в семинарию, но согласился с родителями, предложившими повременить. Однако времени не терял: учился читать, петь. Готовился поступать в Московскую Духовную семинарию.

Но все переменило посещение Троице-Сергиевой Лавры. Мне посчастливилось встретиться с архимандритом Кириллом (Павловым), который незадолго до этого посещал Саратов вместе с Патриархом Алексием II. Он благословил меня учиться в Саратове, сказав: «Я был в вашей семинарии. У вас хорошие ребята».

С годами обучения в семинарии связаны мои лучшие воспоминания. Мне, наверное, очень повезло, что я до сих пор не расстаюсь с нею.

Беседовал Владислав Боровицкий

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/85.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика