Русская линия
Седмицa.RuАрхимандрит Александр (Елисов)21.10.2005 

О Православии на Ближнем Востоке — рассказывает архимандрит Александр (Елисов)
Комментарий в свете веры

«Важно сохранить христианский фактор в палестино-израильских отношениях», — такое мнение высказал архимандрит Александр (Елисов)[*], Представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока Игнатии IV в беседе с корреспондентом «Седмицы.» Сергеем Путиловым.

Сергей Путилов: — Ваше Высокопреподобие, уважаемый архимандрит Александр, Антиохийский Патриархат, большинство прихожан которого — арабы, нередко упрекают в ярко выраженной антиизраильской позиции в ближневосточном урегулировании, как вы можете это прокомментировать?

Архимандрит Александр (Елисов): — Я бы не говорил об «ярко выраженной антиизраильской позиции» Антиохийской Православной Церкви без уточнения ее характера. Для Патриарха Игнатия самым важным является сохранить христианский фактор в палестино-израильских отношениях, о котором политики часто забывают, когда обсуждают ближневосточный конфликт. Иерусалим, полагает Патриарх, является и христианским городом. Несправедливо рассматривать здесь только мусульмано-иудейский фактор. Одинаково можно осудить и палестинских мусульман, которые разрушают библейские Святыни на своих территориях, являющиеся общими для христиан и иудеев. С другой стороны, христианская совесть не может быть спокойной, когда проливается человеческая кровь, как палестинцев, так и израильтян. Не может быть она спокойной и тогда, когда сегодня в Сирии и в Ливане в лагерях беженцев можно видеть уже поколения выросших в рабских, нечеловеческих условиях палестинцев, изгнанных с оккупированных Израилем территорий. Полагаю, что все это необходимо подразумевать, когда формулируется отношение Антиохийской Православной Церкви к израильско-палестинскому противостоянию.

Сергей Путилов: — Как обстоит дело с налаживанием диалога между православным Антиохийским Патриархатом и яковитами? Не секрет, что сокращение по причине деятельности униатов «национальной» сирийской Церкви — Яковитской, очень больной вопрос. Если в начале прошлого века общее количество сиро-яковитов определялось в 150 000 человек, то сейчас одно из старейших течений в Христианстве насчитывает в Сирии не более 80 000 верующих. Совсем недавно прекратили существование Алеппская, Хамийская, Хомская епархии. Связано это с тем, что большая часть прихожан перешла в католическую унию. А ведь ортодоксам с яковитами должно быть проще — мы же принадлежим к общей Восточной традиции Христианства?

Архимандрит Александр (Елисов): — Что касается Сиро-Яковитской Церкви, Патриарх которой имеет престол в Дамаске, так же как и Антиохийский Православный Патриарх, то мне пока не приходилось слышать об обращении сиро-яковитов в Православие, так же, как и наоборот. Каждая их этих Церквей живет компактной общиной, сохраняя свои традиции. Главой «древлехристиан» ныне является Святейший Мар Игнатий Закка I Ивас, Патриарх города Антиохии и всей области Апостольской кафедры, который недавно отметил 25-летие своего Патриаршества, так что мы находимся недалеко друг от друга. Диалог, безусловно, нужен. Вся история сиро-яковитов наглядно свидетельствует о пагубности отделения от вселенской ортодоксии. И только возвращение в лоно Матери-Церкви может влить в древнюю ветвь Православия жизненные силы, необходимые для духовного роста и процветания. Наличие же римского униатства как пагубной политики Ватикана в отношении Восточного Христианства одинаково опасно не только для Сиро-Яковитской Церкви, но и для всех ближневосточных христиан, и приводит эта политика в конечном итоге не к «единству», а к внутренним противоречиям.

Сергей Путилов: — Вернемся к вопросу о преодолении полутора тысячелетнего разрыва между монофизитами (коптами, яковитами) и ортодоксией, в частности, греческими Антиохийским, Александрийским Патриархатами. В сирийских православных храмах и обителях Маалюли, Дамаска, Хомса довелось видеть много «коптских» икон Богородицы Зэйтунской. Напомню, речь идет о явлениях тысячам людей Матери Божией в 1969—1970 гг. в Зэйтуне (пригород Каира). Это чудо признано коптами и яковитами, но не православными. Тем не менее, по всему православному Ближнему Востоку стихийно распространяется почитание чудотворных икон Богородицы Зэйтунской. Как Вы думаете, возможно ли признание этого чуда в России?

Архимандрит Александр (Елисов): — Относительно чудотворных икон Божией Матери полагаю, что они всегда появлялись далеко не случайно. Как правило, их явление было связано с обстоятельствами духовной и, как вытекающее отсюда, политической и социальной жизни народа. Именно так Русская Православная Церковь почитает Владимирскую, Тихвинскую, Казанскую, Донскую и т. д. иконы Божией Матери. И хотя основа почитания для всех христиан остается общей — образ Матери Бога Воплотившегося, в каждой Церкви есть еще знак особого покровительства Царицы Небесной именно к ней, выраженное в чудесных обстоятельствах Ее явлений. Кстати сказать, Вы назвали совершенно несправедливо Антиохийскую Православную Церковь греческой. В 1899 г. главой Антиохийской Церкви был избран первый Патриарх из арабов — Мелетий (Думани), и вот уже более 100 лет она в богослужении не употребляет иного языка, кроме арабского, а Патриарха Игнатия воспринимают как христианского Патриарха именно арабского мира. Да и Христианство, проповеданное здесь впервые апостолами Петром и Павлом, было проповедано на арамейском языке, на котором до сего дня говорит местное население в Маалюля.

Сергей Путилов: — Как Вы оцениваете перспективу воссоединения РПЦ и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ), особенно на фоне имущественных споров вокруг участков в Израиле и в Палестинской автономии?

Архимандрит Александр (Елисов): — Вопрос единства Русской Православной Церкви в моем личном восприятии стоит однозначно, без всяких имущественных оговорок, которые я считаю второстепенными. Главное «единым сердцем и едиными устами» исповедовать православную веру, не имея разобщенности в евхаристическом и духовном общении. Модели имущественного и иного внешнего обустройства могут дискутироваться до обретения приемлемого для всех варианта. Конечно, духовенство Зарубежной Церкви осторожничает, опасаясь материальных потерь, однако эта боязнь вызвана недоверием из-за долгого отсутствия личного, человеческого общения между двумя частями единой Русской Православной Церкви, а, следовательно, будет отступать по мере нашего братского общения.

Кстати сказать, в мою бытность настоятелем русского православного прихода в Бейруте мне досталось из прошлого две общины: Московского Патриархата и Зарубежной Русской Церкви, которые не молились вместе. «Зарубежники» посещали храмы Бейрутской митрополии Антиохийской Православной Церкви. Однако мое личное общение с представителями Зарубежной Церкви привело их в наш приход, небесными покровителями которого нами были избраны свв. Новомученики и Исповедники Российские. Постепенно они влились в нашу литургическую жизнь, стали приступать к Исповеди и Святейшему Таинству Евхаристии, а в 2000 г. после канонизации на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских, в числе которых был канонизован и св. Государь-страстотерпец Николай с его семьей, остаток ливанского раскола был полностью исчерпан.

Сергей Путилов: — Что удивило во время путешествия по Сирии, так это широкая распространенность здесь русского языка. Еще до революции здесь активно действовало Императорское Палестинское Православное Общество (ИППО), открывавшее русские школы для арабов, распространявшее литературу из России. В советское время в СССР учились тысячи сирийских студентов. Так что русскоязычная аудитория в Сирии довольно обширна. Один из острейших вопросов — доставка в Сирию книг на русском языке. В частности, недавно издательство «Благо» выпустило книгу «Здесь молятся на языке Христа», посвященную православным святыням Сирии. Хотелось бы, чтобы ее там прочитали. Что посоветуете этому и другим издательствам — как переправлять литературу?

Архимандрит Александр (Елисов): — Появление таких книг и статей очень помогает развитию паломничества в Сирию, которым сейчас занимается служба «Антиохийский паломник», созданная по благословению Председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла при нашем Представительстве в Дамаске. Но вот доставка литературы из России, это действительно большая проблема. Доставлять сюда литературу у нас нет никаких возможностей. Пару раз в год «челночными рейсами» я привожу сюда собственными силами Евангелия, Библии и другую церковно-богословскую литературу, крайне необходимую в моем служении, равно и литургические принадлежности. Однако никто содействия мне в этом не оказывает. Как говорится — «спасение утопающих…». Если у Вас есть возможности посодействовать нам в этом — Бог в помощь.

Сергей Путилов: — Архимандрит Александр, в чем состоит специфика служения русского священника в таком экзотическом регионе, как Ближний Восток?

Архимандрит Александр (Елисов): — Мои повседневные дела не имеют ничего героического. Это кропотливая работа с местной церковной иерархией, духовенством и верующими с тем, чтобы заинтересовать их жизнью Русской Православной Церкви и поддерживать уважение и доброе к ней отношение; это мои пастырские поездки по региону, где я совершаю богослужения на славянском языке в разных городах Сирии, Ливана, а когда это удается, и других государств (Ирак, Бахрейн), которые сопровождаются встречами с интересными для меня людьми, оказавшимися, по разным обстоятельствам, далеко от Родины это просветительская деятельность среди наших соотечественников, работа в средней школе при Посольстве РФ в Сирии, поддержка филиалов этой школы в Алеппо и Бейруте и т. д. Для меня это моя жизнь.



Примечания

[*] Архимандрит Александр (Елисов Алексей Станиславович)

Родился 12.02.1960 г. в Нижнем Новгороде.

После окончания с отличием Средней школы N62 г. Нижнего Новгорода поступил в 1-й класс Московской Духовной семинарии в 1978 г.

С 1979 по 1981 г. г. проходил срочную воинскую службу.

В 1983 г. по завершении семинарского образования по первому разряду был зачислен на 1-й курс Московской Духовной академии.

В 1987 г. окончил c красным дипломом Православный богословский факультет государственного университета в г. Прешов (Чехословакия), защитив по кафедре Священной истории Нового Завета магистерскую диссертацию на тему «Библейско-экзегетическое изложение пастырских посланий святого апостола Павла».

20 декабря 1986 г., в день памяти священномученика Игнатия Богоносца, был рукоположен в сан диакона в храме Архангела Гавриила на Подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве.

28 марта 1987 г. митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии Филаретом пострижен в монашество в Троицком соборе московского Свято-Даниловского монастыря, а на праздник Благовещения 7 апреля им же рукоположен в сан иеромонаха.

С 1987 по 1989 г. нес послушание помощника наместника Свято-Даниловского монастыря по представительской работе, являясь одновременно референтом Ответственного секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Проходил специализацию в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

На праздник Пасхи 1989 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена возведен в сан игумена.

В декабре 1989 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем храма Святой Троицы в Ванве (Франция).

К празднику Пасхи 1997 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II удостоен сана архимандрита по случаю освящения новосооруженного храма во имя свв. Новомучеников и Исповедников Российских при приходе Святой Троицы в Ванве. Возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Алексием на праздник преп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре 17 июля 1997 г.

6 октября 1999 г. решением Священного Синода назначен настоятелем прихода Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан).

12 марта 2002 г. решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока.

Дамаск — Москва

Презентация книги Сергея Путилова «Здесь молятся на языке Христа» состоится 27 октября в 12−00 по адресу: Москва, ул. Б. Никитская, 44.стр.3 (рядом с Храмом Большого Вознесения)

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=27 591&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика