Русская линия
НГ-Религии Виктория Панфилова,
Зураб Тодуа
20.10.2005 

«Халифат идет!»
Исламисты наступают на Центральную Азию

В столице Узбекистана Ташкенте близится к завершению судебный процесс по делу участников вооруженного мятежа в Андижане в мае 2005 года. На скамье подсудимых первые 15 человек, среди них трое граждан соседней Киргизии. Всего по этому делу проходят более 100 человек. Против них выдвинуты многочисленные обвинения, включая терроризм, захват заложников, попытку государственного переворота и убийство.

Город во власти мятежников

Подсудимым было предъявлено обвинение более чем по 30 статьям Уголовного кодекса Узбекистана, в том числе терроризм, убийство мирных жителей и сотрудников правоохранительных органов, захват заложников, попытка свержения конституционного строя. По словам заместителя генерального прокурора Узбекистана Анвара Набиева, события в Андижане — очередное звено в террористических атаках на Узбекистан со стороны таких экстремистских организаций, как «Аль-Каида», «Акрамия», «Исламское движение Туркестана», «Хизб ут-Тахрир аль-ислами» («Исламская партия освобождения»).

Правозащитные организации «Международная амнистия» и «Хьюман райтс уотч», в свою очередь, заявили, что власти Узбекистана пытаются скрыть от мирового сообщества правду о событиях в Андижане. По мнению правозащитников, объективная картина может сложиться только в результате независимого международного расследования, от проведения которого официальный Ташкент отказался.

Однако уже в ходе следствия и процесса стало известно, что андижанские события должны были найти свое продолжение в ряде городов Узбекистана — Фергане, Самарканде и Ташкенте. Основной целью их организаторов было свержение существующего в Узбекистане конституционного строя и создание исламского государства.

Мятеж в Андижане произошел 13 мая. Накануне здесь проходил судебный процесс по делу 23 местных бизнесменов, обвиненных в сотрудничестве с исламистской группировкой «Акрамия». Здание суда в течение многих дней пикетировали родственники подсудимых. В ночь на 13 мая вооруженная группа численностью около 100 человек совершила нападение на казарму воинской части, захватила тюрьму, выпустила на волю не только подозреваемых в связях с исламистами, но и обычных уголовников, захватив оружие тюремной охраны. Затем ранним утром боевики заняли здание областной администрации, при этом захватив несколько заложников.

Город оказался во власти мятежников. Вечером в Андижан были введены правительственные войска, которые начали операцию по подавлению мятежа. После короткого боя боевики убили большую часть заложников, затем, смешавшись с толпой, ушли из города и укрылись на территории Киргизии. По официальным данным, в столкновениях в Андижане погибли 187 человек. Правозащитники утверждают, что погибших было не менее 500, причем большинство — мирные жители.

«Хизб ут-Тахрир» в действии

Политики разных стран мира до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, что же все-таки произошло в Андижане: социальный взрыв или вооруженный мятеж. Многие склонны считать, что это был расстрел мирной, невооруженной демонстрации. Некоторые эксперты и наблюдатели уверены, что все это было устроено властями (в том числе нападение на казарму и захват тюрьмы) специально для того, чтобы свалить все на исламистов. Есть и такие, которые не видят на фотографиях и видеокадрах, сделанных во время мятежа, боевиков с автоматами и утверждают, что «восставшие» были совершенно безоружны.

Между тем свидетельства очевидцев и множество уже известных фактов указывают на то, что организаторами данной акции все-таки были исламисты, принадлежащие к партии «Хизб ут-Тахрир» и близкой к ней группировке «Акрамия». Андижанские события — это не что иное, как один из эпизодов глобальной войны, ведущейся международными террористами против мирового сообщества.

На днях «Хизб ут-Тахрир» вновь заявила о себе. 4 октября в Лондоне члены этой организации провели пикет у Ланкастер-хауса, где проходил саммит Россия-ЕС. Демонстранты скандировали «Халифат идет!» и держали лозунги, призывающие к созданию «Ответственного исламского халифата для мусульманского мира». Члены организации не обошли своим вниманием и политику президента Узбекистана Ислама Каримова. Подобные лозунги уже стали своеобразным эталоном для «Хизб ут-Тахрир». Кстати, в мае нынешнего года около 40 активистов этой организации, которая сама себя именует «невоинственной исламской политической партией», были арестованы за нанесение ущерба зданию посольства Узбекистана в Лондоне.

Если аресты членов «Хизб ут-Тахрир» в Лондоне — событие небывалое, то в Таджикистане и других странах Центральной Азии к этому уже привыкли. Недавно на севере Таджикистана, в Ходженте, был задержан диктор второго государственного телеканала Таджикистана с крупной партией антиправительственных листовок, изготовленных «Хизб ут-Тахрир», в которых содержался призыв к созданию в Центральной Азии единого государства по типу халифата. Ходжент географически входит в неспокойную Ферганскую долину, где сильны радикальные исламские настроения. Вместе с тем деятельность «Хизб ут-Тахрир» начала распространяться далеко за пределы Ферганской долины, что не может не тревожить власти центрально-азиатских государств.

Затем тахрировцы «засветились» на севере Киргизии, свою обеспокоенность их деятельностью выразил президент Курманбек Бакиев. Он, в частности, сказал: «Киргизия разделяет обеспокоенность Узбекистана ростом религиозного экстремизма в регионе, в том числе со стороны „Хизб ут-Тахрир“ и других религиозных экстремистских организаций». Ранее в северной Нарынской области членов «Хизб ут-Тахрир» не было. Здесь активно «работали» западные миссионеры — «Свидетели Иеговы», адвентисты седьмого дня, мормоны и другие. Однако в последнее время в Нарынской области все чаще стали появляться эмиссары «Хизб ут-Тахрир». Здесь же в канун президентских выборов (июль-август 2005 г.) распространялись листовки религиозного характера на арабском, киргизском и русском языках, в которых содержались призывы к бойкоту и срыву выборов.

В ходе оперативно-разыскных мероприятий правоохранительными органами у некоторых жителей области была изъята запрещенная литература экстремистской направленности. Например, у жителя Нарына Каримжана Ибраимова были изъяты журнал «Ал-вай», брошюра «Система ислама», брошюра «Исламий нафия негиздери». В ходе следствия он подтвердил свою причастность к «Хизб ут-Тахрир». Другой житель Нарына Бакыт Жумадилов добровольно сдал запрещенные книги: «Исламди ижтима тузуму», «Ислам мыйзамы» и другие.

Возможно, некоторым скептикам покажется малозначительным факт изъятия каких-то книжек и брошюр, пусть даже и религиозного содержания. Однако между этой печатной продукцией и участниками террористических актов есть прямая связь. Членами партии «Хизб ут-Тахрир», как правило, становятся лица, которые в той или иной форме подверглись идеологической обработке с помощью упомянутой религиозно-экстремистской литературы.

Анализ печатной продукции «Хизб ут-Тахрир» показывает, что активисты партии ведут тщательно продуманную пропаганду своих идей, направленную на то, чтобы завлечь как можно больше сторонников. Обработка населения, особенно молодых людей, с помощью литературы, проповедей и бесед в мечетях обеспечивает поток новых рекрутов в экстремистские организации. На тренировочных базах идет селекция «студентов». В ходе обучения одним уготована роль пушечного мяса. Из них делают будущих боевиков, способных обращаться с любыми видами оружия. Наиболее способных готовят на роль мелких командиров. Психологически неустойчивых и легко внушаемых готовят в шахиды.

Почему идут в террористы

На сегодняшний день, несмотря на жесткие действия официальных властей, экстремисты пока не испытывают трудностей в привлечении новых сторонников. И это вызвано несколькими причинами.

1. Последствия распада СССР: слом старой идеологии, появление большого числа людей, не нашедших себя в условиях переходного периода, не имеющих достойной работы, средств к существованию, обреченных на нищенское прозябание без всяких надежд на улучшение своей жизни. Участие в деятельности экстремистских организаций кажется им шансом, который, во-первых, предоставляет возможность заработка; во-вторых, придает им новый, «героическо-романтический» смысл жизни.

2. Резкое, можно даже сказать, катастрофическое снижение уровня образования на Кавказе и в Центральной Азии. За прошедшие после распада СССР годы сформировалось целое поколение молодых людей, которые легко поддаются идеологической обработке со стороны экстремистских группировок. Это следствие массового закрытия детских садов, школ, библиотек, детских учреждений, которые действовали во времена Союза, а также ограничения доступа к высшему образованию, которое постепенно и повсеместно становится платным.

3. Ведется массированная идеологическая атака со стороны экстремистских центров и группировок через распространение экстремистской литературы, обучение студентов в религиозных учебных заведениях в странах Ближнего Востока, открытие мечетей, обработка духовенства, направление иностранных миссионеров, имеющих неограниченные финансовые ресурсы, которые в условиях резкого обнищания основной массы населения способны развернуть эффективную деятельность.

Те, кто руководят этим пропагандистским потоком, учитывают психологические особенности различных слоев населения в той или иной стране. Как правило, экстремистская литература распространяется на русском и национальном языках. Книжки, брошюры, листовки написаны достаточно простым, но в то же время не примитивным языком. В них обильно цитируется Коран и Сунна. Содержание логически выстроено таким образом, чтобы указать причины бедственного положения людей и подвести их к выходу из сложившейся ситуации, каким, понятно, является присоединение к деятельности той или иной экстремистской партии или группы.

Между тем большинство рядовых сторонников «Хизб ут-Тахрир», видимо, не догадываются, что все фрагменты Корана и Сунны, которые приводятся в партийных документах и издаваемой литературе, даны в искаженном варианте специально, дабы подтвердить те или иные радикальные установки организации. Так, например, в программе партии «Хизб ут-Тахрир» говорится: «Хизб ут-Тахрир» была основана в ответ на высказывание Аллаха: «Пусть среди вас будет группа тех, кто будет призывать к хорошему, устанавливать (предписывать) то, что правильно, и запрещать зло, и это те, кто достигнет успеха».

В академическом издании И. Крачковского этот фрагмент Корана звучит по-другому: «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы» (Коран 3:104). Идеологи «Хизб ут-Тахрир» намерено использовали такой вариант перевода этого аята, который искажает его смысл и придает звучанию явную агрессивность. Опираясь на этот аят, данный в их интерпретации, руководство партии предлагает считать именно «Хизб ут-Тахрир» той самой группой, которая будет «устанавливать то, что правильно, и запрещать зло». Своим сторонникам хизб-ут-тахрировцы внушают, будто бы Аллах под «группой людей» имел в виду именно членов партии «Хизб ут-Тахрир».

Представим себе молодого человека лет 17−20, который живет в глухом селении, в многодетной семье. Работать ему негде, потому что большинство ранее действовавших предприятий закрыто, а все хорошие места давно уже заняты. О том, чтобы учиться, не стоит и мечтать, потому что у родителей нет денег на внесение официальной платы и неофициальной взятки. У него нет перспектив создать семью, потому что некуда привести жить молодую жену и не на что будет содержать детей.

И вот однажды такому парню попадает на глаза плохо изданная книжка, например «Система ислама», текст которой напечатан на серой, скверного качества бумаге. Он начинает листать ее, и глаза невольно цепляются за слова и фразы, которые задевают самые глубинные струны его души.

В этой книжке говорится о том, как тяжело живется мусульманам всего мира. О том, что правители мусульманских стран несправедливы и продались Западу. Они поддерживают существующий порядок, угнетают и грабят народы своих стран. Далее говорится о том, что Запад на протяжении многих лет ведет войну против ислама: контролирует руководство большинства государств с мусульманским населением, поддерживает Израиль и его политику в отношении Палестины, начал войну в Ираке и Афганистане. Мусульманские братья ведут борьбу против оккупантов, однако они плохо вооружены и разобщены.

Почему же мусульманский мир находится в таком угнетенном и подчиненном положении и терпит поражение за поражением, вопрошает автор? Потому, отвечает он, что мусульмане отвернулись от Аллаха и отошли от истинной веры. Далее следует ударный фрагмент текста: «Когда мусульмане придерживались правильной веры, неукоснительно соблюдали все предписания шариата, основанного на священных текстах Корана и положениях Сунны, они правили всем миром, как во времена халифата».

Затем в книге излагается критика традиционного ислама, последователи которого якобы привели мусульманский мир в упадок, и следует изложение содержания «правильного» учения, суть которого сводится к возврату к истокам и «чистому исламу». Как правило, ключевым пунктом всех этих произведений являются рассуждения о необходимости джихада, который экстремистскими идеологами подается исключительно как ведение войны с неверными.

Как стать шахидом

По такой или примерно такой схеме построены все пропагандистские издания экстремистов. Помимо тезисов об «угнетенном» положении ислама и необходимости возврата к истокам авторы текстов концентрируют внимание на проблемах, которые в настоящее время действительно представляют собой серьезный характер. А именно:

— несовершенство существующего порядка в мире, в том числе в США и Европе, построенного на принципах демократии;

— неравенство между регионами мира — Севером и Югом, Западом и Востоком;

— снижение значения морали, нравственности, семейных ценностей в любом обществе, но особенно в восточном, куда проникает западный образ жизни с его индивидуализмом, корыстью, погоней за деньгами и развлечениями.

Религиозно-экстремистские издания кратко, ясно и довольно убедительно отвечают на вопросы: кто виноват и что делать, чтобы изменить жизнь мусульман к лучшему. На необразованных, забитых, обездоленных людей, каковых после распада СССР на Кавказе и в Центральной Азии появилось множество, эти идеи действуют вполне эффективно.

После того как новичок уже вовлечен в ряды «Хизб ут-Тахрир», спустя некоторое время ему предлагают ознакомиться с текстами, где уже конкретно говорится о методах, которые надо использовать в борьбе за установление исламского государства — халифата, который будет построен на основах шариата (мусульманского права).

«Мусульманин в борьбе против неверного применяет любые способы и любые действия, которые могли бы привести к смерти неверного. В борьбе с неверными мусульманин может использовать оружие, действующее на расстоянии. Или же войдя в доверие неверных, тем самым открыть дорогу своим собратьям-мусульманам для уничтожения неверных. Либо во время неисправности самолета не использовать парашют для спасения, а наоборот — направить его на толпу неверных и взорваться. Либо для повреждения военных лагерей неверных взорвать самого себя при помощи пояса, начиненного взрывчатым веществом. Способ не имеет никого значения. Поскольку в борьбе с неверными все средства допустимы». («Как стать шахидом». Журнал «Al-Waie» («Ал-Вай») # 170, июль 2001 г.).

В этом фрагменте даны совершенно недвусмысленные и конкретные рекомендации о том, как бороться с неверными и стать шахидом (шахид — «мученик, погибший за ислам»). Особый интерес здесь вызывает упоминание о самолетах, которые рекомендуется направлять на неверных. Любопытно, что журнал вышел в июле 2001 года. До терактов 11 сентября оставалось чуть меньше двух месяцев.

Одна из листовок «Хизб ут-Тахрир» прямо призывает мусульман надеть так называемые пояса шахидов и «душой и телом сражаться на пути восстановления правильного халифатского государства!»

В ожидании новых терактов

Трудно сказать, какие еще нужны аргументы для доказательства экстремистской сути деятельности партии «Хизб ут-Тахрир», родственной ей организации «Акрамия» и других. Тем более трудно понять логику тех, кто до сих пор пытается оправдать организацию, представить ее мирной и безобидной. Пока мы рассуждаем о том, что есть теракт, а что «народное восстание», и многие из нас в силу различных политических причин не хотят признавать очевидные факты, так называемый цивилизованный мир, его ведущие государства продолжают оставаться разобщенными. В то же время действия экстремистов отличаются организованностью. Главное — они владеют инициативой, наносят болезненные удары там, где их не ждут, и добиваются серьезных успехов.

Разрушив башни Всемирного торгового центра, террористы развенчали миф о могуществе и неуязвимости США. Взрывами в Мадриде они добились вывода испанского военного контингента из Ирака. Терактами в Лондоне они вызвали смятение и страх в умах англичан, которые были уверены, что с ними ничего подобного не произойдет. Ведь до взрывов в Лондоне на легальной основе действовали десятки исламистских организаций, в том числе и штаб-квартира партии «Хизб ут-Тахрир».

Нападение экстремистов на Андижан вместо ожидаемого сплочения государств, ведущих борьбу с террористами, наоборот, обострило соперничество России и США в Центральной Азии. Можно понять недоумение министра иностранных дел Узбекистана Эльера Ганиева, который, выступая в Нью-Йорке на юбилейной сессии ООН заявил: «Если взрывают в Лондоне или в Нью-Йорке — это террористы. А если в Узбекистане — это „борцы за права человека“. Пора уже всем в мире понять, что любая попытка насильственным путем решать те или иные проблемы должна расцениваться как террористический акт, тем более если эта попытка повлекла за собой человеческие жертвы».

Нет сомнения в том, что террористы наблюдают все это и празднуют победу. Надо полагать, особое удовольствие им доставляют склоки, истерика, взаимные обвинения в обществе, отсутствие единства и двойные стандарты, демонстрируемые странами, ведущими войну с терроризмом.

Все это, конечно же, вдохновляет их на очередные «подвиги». Значит, завтра нам следует ожидать новых терактов, новых взрывов и гибели ни в чем не повинных людей.

http://religion.ng.ru/politic/2005−10−19/4_halifat.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика