Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург20.10.2005 

21 октября — память преподобного Трифона, архимандрита Вятского

Преподобный Трифон был младшим сыном богатого архангельского крестьянина. Рано потеряв отца, он жил в послушании у матери и братьев. Когда Трифона захотели женить, он тайно ушел в город Устюг, так как с юных лет чувствовал призвание к иноческой жизни. Он поселился у одного священника, постоянно пребывая в молитве и строгом посте.

Однажды слуги богатых купцов Строгановых шутки ради сбросили юношу в снег с высокого берега Камы. Снег обвалился и засыпал Трифона. Все испугались, что он погиб, но, раскопав, нашли невредимым, и даже снег вокруг него обтаял. Слуги рассказали обо всем хозяевам, и те пригласили Трифона к себе. Он исцелил их больного ребенка и еще одного, принесенного туда. От вознаграждения отказался, а купцам сказал, чтобы были милостивы к бедным.

В 22 года преподобный принял постриг в Пыскорском монастыре на Каме. Он нес тяжелое послушание в пекарне, но, несмотря на это, не пропускал ни одной церковной службы. Однажды он тяжело заболел и уже впал в беспамятство, когда услышал глас с неба, который повелевал оставить его на земле. Преподобный очнулся и увидел святителя Николая: «Встань и ходи», — сказал он.

Желая уединения, преподобный Трифон оставил монастырь и поселился в устье реки Мулянки, где теперь находится Пермь. Он остановился у селения язычников-остяков и горячей проповедью обратил их ко Христу, уничтожил капища и срубил ель, которой они молились. Обратил он и другое языческое племя — вогулов. Но игумен монастыря, прослышав о преподобном, потребовал его возвращения, и тот повиновался. Когда же преподобный извел из-под земли иссякшие соленые источники и его стали почитать чудотворцем, он попросил разрешения уйти из монастыря.

На реке Чусовой преподобный Трифон основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 г. пришел в город Хлынов Вятской губернии, там также основал Успенский монастырь и был поставлен в архимандриты.

В конце жизни преподобного ждали новые горести: недовольные введенным им уставом иноки, вместе с любимым учеником Ионой, восстали против своего настоятеля и изгнали его. Преподобный Трифон странствовал, основал еще один монастырь, Богоявленский, но умереть захотел в родной обители. Раскаявшаяся братия встречала своего духовного отца у монастырских ворот, на коленях. На мольбы о прощении преподобный ответил: «Бог простит! Всему виной древний враг нашего спасения!».

Через несколько дней, 8 октября 1612 г., преподобный Трифон преставился. Его святые мощи были обретены нетленными в 1648 г.

Обратим внимание на слова преподобного Трифона: «Всему виной древний враг нашего спасения!». Все мы понимаем, о ком говорил святой угодник Божий, о дьяволе. А что мы с вами знаем о дьяволе и о его царстве тьмы?

Мы знаем, что сатана действительно существует, что некогда он и другие, увлеченные им, ангелы отпали от Бога. И теперь их задача — борьба со Светом. Их существование преследует одну цель: погасить свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака. Вся их жизнь — это борьба с добром, насаждение зла и греха, потому что зло и грех — понятия тождественные. Вот каково царство зла и его обитатели. И это совершенно реальное царство!

Все мы, наверное, замечали в себе и окружающих силы, которые действуют в человеке помимо его воли, даже помимо его сознания. Такие состояния бывают на каждом шагу. Это все состояния страсти, похоти, гнева, тяги к вину, игре и так далее. Даже если мы желаем противиться им, нам это очень тяжело, а иногда и невозможно. Наука, конечно, не назовет эту силу злом и сатаной, она назовет ее физической и психической наследственностью, патологией, психозом и тому подобными вещами. Но это поверхностное объяснение! Церковь говорит короче и проще: тут в человеке — сила разрушения и зла, человек уже не свободен, он связан дьяволом.

Кто-то скажет, вот бы нам увидеть дьявола и убедиться… Увидеть его легко. Надо лишь научиться смотреть, научиться глядеть в себя.

Будем же молиться, чтобы Господь послал нам добрый ум, трезвую совесть, открыл наши внутренние очи, чтобы не забывать нам никогда о враге спасения, всегда быть готовыми к борьбе с ним, сторожить входы в свою душу, и тогда не будет душа наша связана с сатаной, и сила Божия всегда будет с нами.

http://orthodox.etel.ru/2002/38/k_21trifon.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика