Русская линия
Аргументы и факты Ирина Кочетова19.10.2005 

Песнь песней

Человек, входящий во время службы в православный храм, слышит необычайной красоты пение. Оно, по представлениям христиан, прообраз пения небесного, совершаемого ангельскими чинами во славу Божью.

Российское церковное пение в мире считается вершиной духовности. В столичных аэропортах иностранцы в первую очередь раскупают музыкальные записи песнопений. В магазинах при храмах они тоже не залеживаются. Но, увы, такие записи не пользуются популярностью в обычных музыкальных магазинах, то есть у большинства наших сограждан. Печально, потому что церковные песнопения относятся к разряду вечных ценностей, с них началась отечественная музыкальная культура. По качеству звучания и оформлению кассеты и диски не уступают лучшим светским изданиям. Дело, очевидно, в том, что продавать такие кассеты и диски должны подготовленные люди, любящие и знающие музыкальную русскую культуру.

Например, распев, который звучит на диске «Древнерусские церковные песнопения ХVII века», дает представление о том, как проходили богослужения в те века. Тогда пели не по нотам, а по знаменам, или, в просторечии, по крюкам, расставленным над текстами молитв, псалмов, тропарей. Отсюда и название — знаменный распев. Он и сейчас —

основа монашеского пения. Классика богослужебного пения — записи хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которым больше 30 лет управляет архимандрит Матфей. Есть, например, диск «Хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Лучшие записи разных лет», на котором можно послушать и древний знаменный распев, и сочинения духовных композиторов. Есть диск с записью этого хора «Песнь всяку духовную принесем Богородице». В серии «Великие регенты ХХ века» вышел диск Патриаршего хора под управлением В. Комарова, где солирует Иван Козловский (запись 1948 г. из Большого зала Московской консерватории). На диске «Да исправится молитва моя» Литургию преждеосвященных даров, которая служится в Великий пост, исполняет мужской хор Московского Троицкого подворья под управлением Владимира Горбика. Этот же хор поет «Гимн Богородице» — песнопение раз в год на ночной литургии на греческом языке звучит в Троицком храме подворья перед иконой Божьей Матери «Достойно есть», привезенной с Афона. По преданию, мелодию этой молитвы услышал в афонском монастыре от самой Богородицы святой Нектарий.

Сегодня, параллельно с церковными хорами, развивается еще и авторское пение — священники, монахи, монахини, прихожане сочиняют стихи или берут духовные стихи, перекладывают их на собственную музыку и исполняют в сопровождении рояля или гитары. Найти кассеты и диски с записями современных духовных бардов непросто — быстро расходятся. Например, музыкальное издательство московского Данилова монастыря выпустило кассеты и диски с сочинениями архидиакона Романа (Тамберга). Издательский совет РПЦ подготовил к изданию кассету и диск «Духовные песни отца Иосифа (Дьяченко)». Может быть, именно эти наполненные содержанием глубокие стихи наших современников, переложенные на музыку, дойдут до сердец сограждан, помогут в трудную минуту, пробудят интерес к духовным песнопениям.

Опубликовано на сайте Интерфакс-Религия

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=1910


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика