Русская линия
Известия Богдан Степовой,
Анатолий Гусев
18.10.2005 

Шиномонтаж Божьей милостью

Руководители Фонда кафедрального собора Москвы — храма Христа Спасителя — бьют тревогу. Денег, выделяемых на содержание собора из городского бюджета, и частных пожертвований катастрофически не хватает на содержание гигантского сооружения, что заставляет церковников приспосабливаться к экономическим реалиям современности. Подземную часть собора, которую на этапе строительства планировалось использовать для нужд сотрудников храма, сегодня используют в чисто коммерческих целях — здесь расположились частные автомойка и автосервис, сдаются в аренду места на парковке и зал церковных соборов. Столовая для сотрудников также стала работать в режиме общепита — правда, пока только по заказам. Впрочем, и эта торговля на территории храма, по словам руководителей фонда, покрывает лишь 10% эксплуатационных расходов. В свою очередь, представитель РПЦ ставит коммерческую деятельность ХХС в пример всем остальным православным храмам.

«Святее ваша машина от этого не станет»

Попытка оставить на несколько часов свой скромный «Форд Фокус» под главным храмом страны корреспонденту «Известий» не удалась.

— Куда? — с презрением покосился на скромную машину охранник. — Пропуск есть?

— Нет, мне бы всего на пару часов кинуть.

— Кидают на улице, а здесь под присмотром оставляют. Нужно абонемент купить, — огрызнулся он. — Здесь вам не рынок какой-то, а божье место, понимать надо.

Во время этой беседы в подземный паркинг заехали два «Мерседеса» и один «Порше». Сообразив, что «место под богом» зависит, видимо, исключительно от презентабельности автомобиля, пришлось пойти на хитрость: надеть выходной костюм и попросить товарища на новом «Инфинити» подвезти по дороге к храму. Грозного вида охранник переписал номера, пообщался с кем-то по рации и попросил открыть багажник. Убедившись, что ничего противозаконного мы не везем, открыл ворота. Вся подземная часть храма Христа Спасителя поделена на сектора. Большую часть подземелья занимает парковка, а по бокам разместились автомойка и автосервис. Цены на их услуги божескими не назовешь.

— Полная бесконтактная мойка с пылесосом будет стоить 640 рублей, а если еще и с багажником, то плюс сотня, — отчеканил молодой парень восточной внешности, лениво натягивая резиновые сапоги. — Еще можно сделать механическую полировку. Стоит 350 долларов.


— А где тут у вас кофе попить можно, пока машину моете?

— Есть столовая, но там только по заявкам, — объяснил мойщик. — Лучше здесь посидите, только курить нельзя — храм все-таки.

Машину мыли полчаса. За это время удалось узнать, что оставить автомобиль под сводами храма можно. Правда, разовая стоянка разрешена только на улице — 350 рублей в сутки, а под землей машину оставляют при наличии месячного абонемента — 250 долларов. Стоянка и автомойка работают в храме круглосуточно и закрываются только в дни крупных церковных праздников. Закончив мойку, молодой человек взял деньги и выписал товарный чек. На бумажке красовалась печать ПБОЮЛа Максима Лелейкина.

Выехав за ворота парковки, мы оказались прямо у центрального входа в храм и, проехав немного по узким пешеходным дорожкам, выбрались на проезжую часть. Наблюдавший за этим сотрудник ГИБДД даже не решился остановить машину, когда мы случайно проскочили перекресток на красный свет. Зато проходящего мимо священника наши маневры вокруг храма возмутили.

— Святее ваша машина от этого не станет, — с презрением покосился на джип святой отец. — Других моек в городе, что ли, мало?

«За счет коммерческой деятельности нам удается покрывать лишь 10% расходов на содержание храма»

Всю хозяйственную деятельность на территории храма и в прицерковных зданиях и помещениях ведет Фонд храма Христа Спасителя, созданный специально для того, чтобы содержать православную святыню в надлежащем виде: охранять, обслуживать и собирать на эти цели пожертвования. По словам первого заместителя исполнительного директора фонда Сергея Семененко, размещение автостоянки с мойкой и небольшой столовой согласовано с РПЦ и не противоречит церковным канонам. Несколько лет назад в прилегающих к храму помещениях располагалось турагентство для паломников, но его закрыли по экономическим (оно оказалось убыточным) причинам.

— Мы действительно ведем хозяйственную деятельность и зарабатываем деньги для храма, и в этом нет ничего богохульного, — рассказал «Известиям» Сергей Семененко. — Мы постоянно отчитываемся перед попечительским советом, куда входят патриарх всея Руси Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков. Площадь помещений комплекса зданий храма Христа Спасителя составляет 55 тысяч квадратных метров, и на его содержание требуются солидные средства, часть которых изначально предусматривалось получать в результате хоздеятельности. Хоздеятельность — это сдача машино-мест в подземном гараже на 300 машин с автомойкой, платные экскурсии для всех желающих и даже небольшая столовая, где все «приходящие» могут пообедать за 100−120 рублей. Но даже благодаря этому нам удается покрывать лишь 10% расходов на содержание храма. Остальные средства поступают от частных жертвователей и из бюджета города. Но и их катастрофически не хватает.

Вопрос, как бы на эту деятельность отреагировал Христос, в свое время изгнавший менял и торговцев голубями из храма, «Известия» задали представителю РПЦ.

— В самом храме торговля не ведется, — сообщил «Известиям» секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Всеволод Чаплин. — Различные мероприятия, приемы и концерты проводятся в комплексе зданий, которые являются абсолютно светским пространством. Они не включены в сакральное пространство храма. То же самое можно сказать и об автостоянке. Я не вижу в ее существовании ничего плохого, так как люди приезжают на автомашинах и их надо где-то их оставлять. В самом храме Христа Спасителя нет торговых точек, и это должно служить примером для многих наших приходов, где, к сожалению, торговля иногда ведется.

http://main.izvestia.ru/moscow/18−10−05/article2893208


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика