Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Мартынов18.10.2005 

Абсурд и нищета всероссийского протеста

В среду, 12 октября, состоялась запланированная еще в конце прошлого учебного года всероссийская акция протеста работников сферы образования. Несмотря на то, что учителя большинства регионов страны поддержали это мероприятие, нет никаких сомнений, что оно окажется незамеченным властью. Зачем же тогда нужно было протестовать?

Напомним, что причины недовольства российских учителей, как и их требования, очень просты. При постоянно увеличивающихся доходах государственного бюджета и полным ходом идущей в стране реформе образования, сопровождающейся громкими отчетами об успехах, при всем этом великолепии — учителя продолжают влачить нищенское существование. Их зарплата в среднем по России составляет чуть более 100 долларов США, что в два-три раза меньше, чем средняя зарплата в промышленности. Официальная позиция власти при этом остается твердой: государственных денег давать нельзя, нужно изменить систему образования в России таким образом, чтобы школы сами искали для себя источники дополнительного финансирования. Оставим сейчас в стороне вопрос о том, насколько эта перспектива выгодна для учителей (на наш взгляд, она скорее станет прекрасным поводом для обогащения школьных администраций, также как сейчас это происходит в сфере высшего образования). Лучше повторим еще раз основное требование протестующих, которое будто бы пришло к нам из эпохи «шоковой терапии» в экономике: повысить зарплату в полтора раза, начиная с нового года. Заметим: изначально речь шла о повышении зарплаты с нового учебного года, а иначе профсоюзы работников образования грозились начать бессрочную всероссийскую забастовку. Грозились, но в очередной раз испугались, судя по всему. И если к новому году государство заявит о постепенном увеличении заработных плат бюджетников, то все снова успокоятся и примут это как должное. А между тем постепенное увеличение, о котором регулярно сообщают разным слоями обездоленного российского населения — учителям, врачам, офицерам — это всего лишь сомнительная со спортивной точки гонка за инфляцией. В два раза повысится зарплата бюджетников за три года, как нам много раз сообщили прошлой весной? Ну, так при темпах инфляции выше 10% в год, это может утешить разве только тех, кому совсем считать не приходится — у них для этого есть аналитики.

Итак, учителя пошумели-пошумели, да и разошлись. В психологическом смысле это означает поражение, но нас интересует скорее некоторая долгосрочная перспектива этого поражения для российской школы. Но сначала скажем несколько слов о том, что же все-таки удалось сделать протестующим.

12 октября на улицы вышли не только работники образования, но и другие бюджетники. Более того, им удалось консолидировать свои позиции, и сформулировать единое требование: увеличение заработной платы для всех категорий «бюджетных» служащих. Кроме того, выдвигались требования социального характера, такие как приостановка реформы ЖКХ в ее нынешнем виде, а также улучшение условий труда. Акция протеста прошла во всех регионах России за исключением Чечни. Само по себе это свидетельствует о серьезности ситуации: даже самые благополучные области России не остались в стороне.

В Москве митинг традиционно прошел на Горбатом мосту напротив Дома Правительства. Он собрал 3 тысячи человек — больше не позволили московские власти. В Москве зарплата учителей несколько больше, чем в среднем по России, благодаря муниципальным надбавкам. Но ситуацию это меняет мало, потому что и стоимость жизни в столице значительно дороже, чем в других регионах. И учителя здесь чувствуют себя не только людьми второго сорта, но и социально изолированными индивидами — выбраться в «общество» на учительскую зарплату здесь просто невозможно.

Крупные акции прошли в Вологде (около 7 тысяч человек), Иркутске (также около 7 тысяч), Саратове (5 тысяч) и десятке других крупных городов России. «Правительству зарплату санитарки!», «Верните льготы специалистам сельского хозяйства!», «Повышение заработной платы в 2 раза» — с такими лозунгами вышли бюджетники на улицы Пскова. В некоторых регионах учителя отказались от проведения митингов, высказав, однако полную поддержку акции. В Нижнем Новгороде представители профсоюзов попытались провести «переговоры» с чиновниками.

Абсурдность ситуации заключается в том, что власти полностью проигнорировали это событие. Что это может означать остается только гадать. Власть слишком уверена в своих силах и идет намеченным курсом реформ, не обращая внимания на щепки, летящие во все стороны? Или, напротив, государственный аппарат слишком инертен и слаб, чтобы пытаться занимать активную позицию относительно социальных проблем? Нам кажется, что речь идет, прежде всего, о сознательном замалчивании некоторых фактов общественной жизни страны, которые в частности связаны с деформацией образовательного пространства, грозящей полным коллапсом российской школы в ближайшее десятилетие. Этот вопрос, связанный с полным отсутствием у современного российского государства государственного мышления, уже много раз обсуждался. Но что можно сказать о позиции самих учителей?

Безусловно, консолидация в рамках профсоюза всех регионов России, не может не вызывать уважения. Но каков итог этой акции? Сомнительно, что педагоги решатся на забастовку, особенно если правительство объявит о «повышении заработной платы» — на очередные 10−20 процентов. А если так, то зачем устраивать акции? Что, в конце концов, защищала акция протеста: узкие профессиональные интересы учителей или систему образования в России? Ведь если сегодня учителя согласятся продолжить свое участие в медленной деградации школы, которой, прежде всего, — и все отчетливей сегодня — не хватает квалифицированных кадров, то какая будущее ожидает всё российское общество? Нынешняя социальная политика государства — это путь в тупик, и слабые, нерешительные попытки остановить это движение, прерываемые очередной подачкой, увы, ничего не смогут здесь изменить. А это значит, что цепляться сегодня за иллюзорную стабильность отношений государства и школы — это значит ставить крест на будущей России как обществе образованных людей. Остается лишь надеяться на то, что понимание этого придет и ко всем занятым сегодня в сфере образования, а их действия станут более последовательными. Один из фронтов битвы за судьбу страны сейчас пролегает здесь.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=13 743


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика