Русская линия
Правая.Ru Елена Малер-Матьязова13.10.2005 

Между старым и новым стилем

КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА 4/15 ОКТЯБРЯ 1582 г. стала основополагающим событием в становлении базисных координат современного мира — по своей значимости она сравнима разве что с открытием Америки и Французской Революцией. В результате в календаре 1582 г. исчезло 11 календарных дней с 4 по 15 числа Октября, включая приходящиеся на них несколько важнейших христианских праздников

Проблема христианской календарной системы является одной из самых актуальных и острых проблем современного христианского мира, в котором в отношениях жесткой конфронтации сосуществуют возникшие на протяжении двухтысячелетней христианской истории три календарные системы: «юлианская», «григорианская» и «новоюлианская». Вместе с тем, само событие реформирования христианского календаря явилось основополагающим для становления основных координат современного мира — по своей значимости сравнимое разве что с событием открытия Америки 1453 г. и событием Французской Революции 1789 г. — реформирования, в результате которого однажды в календаре 1582 г. исчезло 11 календарных дней с 4 по15 числа Октября, включая приходящиеся на них несколько важнейших христианских праздников…

Любая календарная система является не просто определенной таблицей, располагающей в определенном порядке различные временные отрезки, согласовывая их с астрономическими явлениями. Календарная система является отражением и схематичным изображением определенной онтологии, конкретной картины мира, а принцип ее организации — отражением и схематичным изображением определенной парадигмы сознания. Поэтому, различия между существующими христианскими календарными системами являются не простыми номинальными разногласиями, но проекциями сущностных глубинных противоречий между христианскими конфессиями онтологического и гносеологического порядка.

Становление Христианского Юлианского календаря

Процесс формирования христианского календаря является прямой проекцией истории формирования христианства как новой мировоззренческой парадигмы, первоначально зависимой, но быстро преодолевшей парадигмы иудейского креационизма и древнеримского манифестационизма. Христианство возникло в конкретной системе пространственных и временных координат, а именно в Римской Империи, внутри существующего древнеримского юлианского календаря, который был разработан в 46 году до Р.Х. александрийским астрологом Созигеном и введен в качестве официального календаря Римской Империи «вечным диктатором» Гаем Юлием Цезарем с 1 января 709 г. «от основания Города» — то есть 1 января 45 г. до Р.Х. Юлианский календарь представлял собой идеально разработанную календарную форму, состоящую из 12 месяцев по 30 или 31 дней в каждом с учетом разработанной системой каждого четвертого високосного года — форму, используемую современным миром и по сей день. Но более важным аспектом христианского календаря было его содержание: в основе христианской парадигмы лежали важнейшие события Новозаветной Истории, произошедшие в соответствии с определенными координатами иудейского календаря. Ведь центральное смысловое Евангельское Событие Воскресения Христова произошло, во-первых, после события иудейской пасхи, а значит после 14 нисана, а, во-вторых, в конкретный день иудейской седмицы — на следующий день после Субботы, то есть в Воскресение.

Содержательное становление христианского календаря проходило в направлении постепенного размежевания с иудейской религиозной парадигмой. Первым шагом этого размежевания стала установка праздновать Пасху в соответствии с Евангелием — в Воскресение, в связи с чем в качестве даты христианской Пасхи было предложено первое Воскресение после 14 нисана. Следующим шагом размежевания стало решение о необходимости создания собственной христианской Пасхалии, независимой от иудейской, по которой дата 14 нисана, а вслед за ней и дата христианской Пасхи, периодически приходилась до весеннего равноденствия, что противоречило Евангельской хронологии. В результате две основные христианские кафедры составили собственные Пасхальные таблицы, причем Римская кафедра остановилась на использовании 8-летнего лунного цикла, а Александрийская кафедра перешла к использованию 19-летнего лунного цикла. Вместе с тем, часть христиан Антиохийского Патриархата из Сирии, Месопотамии и Киликии продолжали придерживаться обычая совершения христианской Пасхи в первое Воскресение после 14 нисана, в связи с чем, иногда они были вынуждены совершать Пасху до весеннего равноденствия, как и иудеи, почему получили название «протопасхиты». Таким образом, к началу IV в. в христианском мире употреблялись три Пасхалии, основанные на различных лунных циклах: Римская, Александрийская и малоазийская (сирийская).

Сложившаяся ситуация потребовала поставить и решить вопрос о единых основаниях христианской Пасхалии, что и было сделано на Первом Вселенском Соборе 325 г. Основные положения соборного решения относительно христианского календаря были выражены в итоговом Послании императора Константина к епископам, не присутствовавшим на Соборе, а именно: 1) Первым требованием соборного Послания было праздновать христианскую Пасху не одновременно с иудейской, поскольку лежащие в их основе события не имеют содержательного отношения друг к другу; 2) Вторым требованием соборного Послания было праздновать христианскую Пасху не ранее весеннего равноденствия, в соответствии с Евангельской хронологией; 3) Третьим требованием Послания был строжайший запрет на отделение от общепринятой Пасхалии, от единовременного соблюдения христианского календарного цикла. Таким образом, были обозначены основные принципы Христианской Пасхалии, по которым Пасха должна была совершаться в соответствии с Евангельскими событиями в первый Воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием единовременно всей Церковью. В качестве христианского календаря был признан уже существующий Юлианский календарь, идеально сочетающийся с установленными принципами Христианской Пасхалии, в календарной системе которого пасхальный цикл регулярно возобновлялся через период в 532 года, названный Великим Индиктионом.

Календарная реформа 1582 г: Григорианский календарь

Начавшаяся в 1054 г. самостоятельная история новой римско-католической церкви сопровождалась постоянным и систематическим пересмотром основных догматов и положений Христианской Церкви, соборно обозначаемых ею на протяжении нескольких веков. В дальнейшем, именно на почве римско-католической церкви возникла новая веха западноевропейской истории и культуры — так называемая эпоха «Возрождения», а точнее «вырождения», вектором развития которой стал процесс секуляризации европейской христианской парадигмы во всех ее проявлениях, приведший к становлению «парадигмы Модерна» — секулярной парадигмы современного мира.

Вопрос о календаре являлся одним из важнейших как для римско-католической церкви, так и для научной астрономии, поскольку с обеих сторон возникло желание создать новый календарь, отличный от Юлианского и соответствующий новейшим научным астрономическим данным. Действительно, Юлианский календарь, впрочем, как и любой календарь в истории человечества, имел свои неточности: в частности, юлианский год оказывался больше тропического на 11, 25 минут; а его погрешность составляла накопление в количестве 3 дней за 400 лет. Интересно, что неточности юлианского календаря были замечены и восточными — византийскими астрологами, которые, впрочем, не намеревались совершать никаких изменений в соборно установленной календарной системе. Ряд астрономических замечаний, предъявленных Юлианскому календарю западноевропейскими учеными, способствовал активизации споров внутри римско-католической церкви, которые разрешились в конце XVI века. В 1573 году римский Папа Григорий XIII создал специальную комиссию для разработки проекта реформы юлианской календарной системы и по прошествии десятилетия в качестве лучшего был выбран проект реформы итальянского математика и врача Луиджи Лилио. Его календарная реформа представляла собой и изменение установленной христианской Пасхалии, и самой календарной системы. По данным папской комиссии, опирающимся на научные астрономические расчеты, день весеннего равноденствия со времен первых веков христианской эры сместился вперед на 10 дней в результате погрешности Юлианского календаря, в связи с чем папская комиссия решила установить неизменную дату весеннего равноденствия 21 Марта, для чего было решено в календарном счете переместиться на 10 дней вперед. Для устранения погрешности Юлианского календаря, составляющей накопление в количестве 3 дней за 400 лет, была изменена юлианская система високосов: количество високосных дней было уменьшено на 3 в течение каждых 400 лет за счет утверждения не високосными каждых 100, 200 и 300 годов при каждом 400-ом високосном годе. 24 февраля 1582 г. Папой Григорием XIII была издана Булла «Inter Gravissimas», в соответствии с которой последующее 4 октября было утверждено как 15 октября — эта дата считается официальной датой введения иной календарной системы, получившей название Григорианского календаря.

Ошибка этого решения состояла в том, что ориентиром нового григорианского календаря стал только солнечный цикл вместе с ключевой для него датой весеннего равноденствия; тогда как были совершенно проигнорированы фазы лунного цикла, принципиально важные для определения христианской Пасхалии. Решение папской комиссии нарушило достигнутое в лунарно-солярном юлианском календаре согласование лунного и солнечного цикла и, соответственно, утвержденную структуру 532-летнего Юлианского Пасхального Цикла — Индиктиона. В результате принятого решения период самой западной пасхалии стал настолько великим (5 700 000 лет!), что ее можно было считать уже не цикличной, а линейной, в связи с чем пасхальные даты каждый год надо было высчитывать отдельно. Кроме того, в результате проведенных изменений западная Пасха могла наступать одновременно, и даже ранее пасхи иудейской, что является прямым нарушением нескольких соборных установлений и правил и противоречит Евангельской хронологии.

Важно отметить, что Папская Булла была издана только внутри католической церкви — консультации по поводу реформы с представителями Православной Церкви не проводились, и адресована исключительно католическим правителям Европы — ее постановления не распространялись на представителей Православной Церкви. В связи с этим, проведенная календарная реформа не может считаться общецерковной, а исключительно «католической», ее целью было создание собственно «католического» календаря, отличного от канонического православного и претендующего на большую научную астрономическую точность и адекватность возникшим реалиям Нового времени.

Христианский мир между двумя календарными системами

После выхода Папской Буллы все католические страны под угрозой отлучения перешли на новый Григорианский календарь. Протестантские государства поначалу выступили резко против григорианской реформы, но все же постепенно, в течение XVIII века, перешли на новое летоисчисление. Вскоре григорианский календарь стал официальным календарем западноевропейской цивилизации, так называемым «новым стилем». Православная Церковь резко осудила новый григорианский календарь как ничем не обоснованное и абсолютно неприемлемое нововведение. Сразу же после проведения Папой Григорием XIII реформы в 1582 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II — тот самый патриарх, который в 1589 г. признал Московский Патриарший Престол, возведя на него первого русского Патриарха Иова — осудил новое римское летоисчисление как несогласное с преданием Христианской Церкви. В ответ на предложение Папы Григория XIII 1583 г. о переходе Православной Церкви на новый стиль, православные Патриархи в итоговом Определении Константинопольского Церковного Собора 1583 г. предали анафеме все нововведения римско-католической церкви, в том числе и введение григорианского календаря. Это же Определение Константинопольского Церковного Собора призывало православных всего мира неуклонно придерживаться Юлианской Пасхалии и налагало на всех нарушителей отлучение от Православной Церкви.

Единство Православных Церквей в календарном вопросе сохранялось на протяжении последующих трех веков. Установленный и соблюдаемый церковный порядок был нарушен в начале XX в. известным проводником всевозможных экуменических тенденций в православный мир Стамбульским Патриархом Мелетием IV Метаксакисом. В 1923 г. Мелетий IV Метаксакис созвал «Всеправославный» конгресс — Константинопольское совещание, на котором обсуждался вопрос о проведении новой календарной реформы, окончательным решением которого было Положение о переходе Православной Церкви на новый Григорианский календарь. Важно отметить, что исторически «Всеправославное» Константинопольское совещание 1923 г. явилось начальным этапом развития христианского экуменического движения — так называемого «Всемирного Совета Церквей», что непосредственно отразилось на его проблематике. Кроме того, во «Всеправославном» совещании отказались участвовать главы трех древнейших восточных Патриархатов — Иерусалимского, Александрийского и Антиохийского; не принимал в нем участие ни один полномочный представитель Русской Православной Церкви — самой многочисленной Церкви православного мира. Все это позволяет опровергнуть как каноничность, так и всеправославную авторитетность решений, принятых на Константинопольском совещании. Сразу же после окончания Совещания, в начале 1924 г. архиепископ Хризостом предложил несколько реформированную версию григорианского календаря — так называемый «новоюлианский» календарь, разработанный югославским астрономом и математиком Милутином Миланковичем. Этот календарь отличался от Григорианского некоторой большей точностью, но практически совпадал с ним вплоть до 2800 года, почему и стал считаться просто его модуляцией. В марте 1924 года Греческая Церковь перешла на новый календарь, не дожидаясь решения других Православных Церквей. Восточные Патриархи, опираясь на решения Священных Соборов своих Патриархий, первоначально высказались решительно против перехода на новоюлианский календарь. Но в течение XX века на реформированный григорианский календарь все-таки перешло большинство Поместных Церквей. Патриарх Мелетий IV, занимая престол Афинский в 1918—1920 гг., Константинопольский в 1921—1923 гг., а затем и Александрийский в 1926—1935 гг., последовательно вводил там новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре умер, и Иерусалимская Патриархия не перешла на новый стиль. Под влиянием Стамбульского Патриарха Афанасия Румынская Церковь во главе с Патриархом Мироном Кристей перешла на новый стиль. В дальнейшем, на новый стиль перешли Антиохийская Патриархия — в 1948 году, и Болгарская Патриархия — в 1968 году.

В России вопрос о необходимости проведения календарной реформы впервые был поднят русскими учеными еще в XIX веке, но все их многочисленные попытки доказать необходимость перехода России на григорианское летоисчисление потерпели крах перед доказываемыми объективными преимуществами и идеальной пригодности Юлианского календаря для Православной Пасхалии. В ноябре 1917 года, сразу после Большевистской Революции, на обсуждение Совета народных комиссаров РСФСР был поставлен вопрос о гражданском светском календаре, а 24 января 1918 года был принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», на основании которого последующее 1 февраля 1918 г. было утверждено как 14 февраля. В сложившейся ситуации проблема календаря была вынесена в обсуждение на Всероссийском Церковном Соборе 1917−1918 гг., на котором был поставлен вопрос о возможностях приспособления церковного уклада к новому гражданскому календарю, но категорические и аргументированные протесты, высказанные ведущими российскими священниками и профессорами Духовных Академий, предотвратили это решение. После Константинопольского Совещания 1923 г., одобрившего переход всех православных церквей на «новоюлианский» стиль, Патриарх Московский и всея Руси Тихон издал Постановление о введении в Русской Православной Церкви «новоюлианского» календаря, но по прошествии 24 дней отменил это Постановление из-за решительного сопротивления православных деятелей и народа. Таким образом, Юлианский календарь был оставлен в России качестве календаря Русской Православной Церкви.

Событие введения в ряде Православных Церквей новоюлианского календаря вызвало большую смуту в православном мире, разделив православных христиан на «старостильников» — сторонников Юлианского календаря, и «новостильников» — сторонников «новоюлианского», полугригорианского варианта. Важнейшей вехой в решении вопроса о календаре стало Всеправославное Московское Совещание 1948 г., на котором было выработано Постановление, согласно которому все автокефальные Православные Церкви были обязаны совершать Пасху только по Юлианскому календарю, в соответствии с Александрийской Пасхалией; вместе с тем, для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь могла пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Решение сочетания Юлианской Пасхалии с принятыми календарными системами не допустило полного осуществления новоюлианской реформы, но привило к серьезным нестыковкам и смещениям в годовом богослужебном христианском цикле, что показывает непригодность новоюлианского календаря для полноценного богослужебного христианского годичного цикла. Тем ни менее, Всеправославное Московское Совещание имело огромное значение для православного мира: на нем было достигнуто содержательное и стратегическое единство, осуществлено объединение и сплочение автокефальных Православных Церквей Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Албании, Польши и Антиохии вокруг Московского Патриархата. Интересно, что присутствовавшие на Московском Совещании представители Константинопольской и Греческой делегации были весьма обеспокоены таким сплочением православных Церквей вокруг нового центра и возможностью присвоения Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I прерогативы Вселенского.

Таким образом, история реформирования христианского календаря из Юлианского в Григорианский, а затем в новоюлианский является отражением истории реформирования самой Христианской Церкви из Ортодоксальной Православной — в западную «католическую», а затем — в экуменическую. В последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости введения в современном мире единой календарной системы, а именно Григорианской. Решение этого вопроса, уже давно осуществленное на светском уровне, когда григорианский календарь получил статус международного светского нового стиля, никак не осуществляется на уровне религиозном. Несмотря на то, что новый стиль стал календарной системой всего католического, протестантского и даже большей части православного мира — а именно одиннадцати Поместных Православных Церквей, некоторые православные церкви на протяжении всей христианской истории устойчиво продолжают пользоваться ортодоксальным Юлианским календарем. Интересно, что в подтверждение правоты «старостильников» Синодом греческой православной церкви в 1998 г. были вынесены персональные анафемы Стамбульскому Патриарху Мелетию Метаксакису и архимандриту афинскому Хризостому Пападопулосу. Необходимо только отменить принятые ими решения и исправить осуществленные ими действия.

Разногласия между юлианской и григорианской календарными системами являются проекцией противоречий между ортодоксальной Православной Церковью и секулярной модернистской римско-католической курией. Позиция первой состоит в последовательном следовании церковной догматике и в иерархическом подчинении всех аспектов бытия религиозному содержанию и смыслу. Позиция второй состоит в последовательной модернизации и стремлении соответствовать перманентно изменяющимся реалиям окружающего мира, ради чего она готова жертвовать религиозным содержанием и смыслом. Эти разногласия являются фундаментальными, принципиальными и не снимаемыми. В современном мире остались четыре последних Ортодоксальных Патриархата — Московский, Иерусалимский, Сербский и Грузинский, вместе с монастырями Афона, не поддавшиеся календарному «новостильному» расколу, неотступно следуя Постановлению I Вселенского Собора относительно ориентиров Христианской Пасхалии и сохранившие верность святому Символу Веры, утверждающему Веру во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Христову. Четыре Патриархата, ставших Хранителями Ортодоксального Юлианского Календаря, подчинившего хаотичный, вечно изменяющийся, суетный ход Времени строго упорядоченному литургическому циклу Православной Пасхалии.

http://www.pravaya.ru/look/5199


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика