Русская линия
Интерфакс-Религия Екатерина Евсеева11.10.2005 

Страсти по Ильичу

Тема погребения вождя мировой революции давно уже превратилась в рутинный вопрос, который ставится в России два раза в год: в день рождения и в годовщину смерти Ленина, если только в промежутке между этими датами не возникнет дополнительный повод, который вновь заставит общество задуматься: куда же девать Ильича?

На сей раз таким поводом явились похороны двух антиподов основателя советского государства — генерала Деникина и философа Ильина. Принесение на родину останков этих выдающихся людей, твердо стоявших по другую от Ленина сторону баррикад, для многих было знаком возвращения России к истокам, восстановления исторической справедливости и одним из самых трогательных событий уходящего года. Одновременно с легкой руки Никиты Михалкова эта акция стала своеобразным мостиком, переброшенным в сторону давно обсуждаемой темы похорон вождя.

Следует признать, что для многих наших соотечественников эта тема звучит абсурдно. Для кого-то он дьявол, для них же — бог. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть где бы его бренное тело ни находилось в данную минуту — в мавзолее или в традиционной могиле, он продолжает присутствовать повсюду, занимая в первую очередь сокровенные глубины человеческого сознания и души.

Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить?..

Конечно, многие из тех, кто вырос на этом примере (а таких — абсолютное большинство россиян) давно уже изменили свое отношение к Владимиру Ильичу и сегодня думают о нем с куда меньшим восторгом или не думают вообще. Но даже среди них немало тех, для кого Ленин — это не священный образ, а просто доброе воспоминание — не о коммунизме, нет, но о прошлом, которое часто кажется лучше, чем настоящее, о более стабильной, хотя и скромной, жизни, о молодости, комсомоле, стройотрядах, о море замечательных советских песен, которые на разные лады перепеваются до сих пор. Можно ли похоронить все это? И даже если вождь будет погребен, не станет ли это благочестивое, по большому счету, деяние лишенным всякого смысла для множества людей, ради которых, собственно, в первую очередь, и затевается этот проект?

Мавзолей Ленина стал одним из немногих культовых объектов, которым удалось пережить эпоху свержения советских идолов, и если он по-прежнему скрывает за своими стенами тело вождя, то нет ли в этом какого-то высшего смысла? Если человек, ставший символом эпохи, продолжает оставаться на главной площади страны, это может означать только то, что эпоха еще не закончилась и уйдет, как и все другие эпохи, вместе с последним своим представителем.

Если паровоз уже и так не летит в коммуну, то стоит ли бежать впереди него, торопясь забить последний гвоздь в крышку ленинского гроба?

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=116


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика