Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Леонид Гусев10.10.2005 

Казахстан: сила власти и слабость оппозиции

Начнем с того, что власть предлагает стройную стратегию развития страны. В феврале президент Назарбаев в ежегодном послании озвучил свое видение перспективного развития страны, сделав особый акцент на вопросах социального блока.

Любой интересующийся политикой, ознакомившись с текстом послания, способен сделать простой, но далеко идущий вывод — это обращение к народу и есть, по сути, предвыборная программа Нурсултана Назарбаева.

В отличие от власти, оппозиция пока что не предложила ничего ни в экономике, ни в социальной сфере. О культуре или образовании и речи нет. Все, что было предложено народу Координационным советом демократических сил Казахстана — это изменить государственный строй путем принятия новой Конституции.

Основной идеей оппозиционного проекта является усиление полномочий парламента и правительства при сокращении полномочий президента, за которым предлагается оставить декоративные функции.

Примечательно то, что одним из главных пунктов оппозиционного проекта Конституции (это нечто новое в мировом конституционном опыте!) предлагается сделать положение о запрете в отношении членов семьи и близких родственников главы государства на занятие руководящих должностей в государственных органах и организациях.

Здесь, пожалуй, очевидно стремление сломить традицию жесткой конституционной нормой. В данном случае возникает вопрос, почему предлагаемое положение касается только по сути бесправного президента, и нет запрета на занятие руководящих постов родственниками более влиятельных председателей парламента и правительства? Ответа на подобный вопрос казахская оппозиция дать не удосуживается.

Вкратце скажем, что оппозиция пока что предлагает народу объединиться не под лозунгом улучшения жизни народа, а под лозунгом неприятия персоны Назарбаева и принять антиназарбаевскую конституцию.

В общем, задачи сторон к настоящему моменту вполне определились: действующая власть вовсю демонстрирует свою озабоченность будущим страны и народа, оппозиция же видит свою цель в уходе Нурсултана Назарбаева. При такой дилемме предстоящий выбор народа вполне очевиден, тем более что казахи особо не представляют себе не то что стратегии оппозиции, но и тех, кто ее составляет.

Вот более-менее знакомые имена в стане оппозиции. Скандальный экс-мэр Алма-Аты. Экс-руководитель агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов -все уверены, что именно в его бытность столичным градоначальником в городе всем заправляла мафия. И, наконец, горе-бизнесмен Булат Абилов, прославившийся красивыми секретаршами в своей приемной, растратой торговых кредитов и несбывшейся мечтой стать чиновником высокого уровня, порождают не очень благоприятное отношение людей к оппозиции в целом.

Лидером объединенной оппозиции выступает бывший генпрокурор Жармахан Туякбай, с 1990 года бессменно присутствовавший в высших эшелонах назарбаевской власти. К нему в Казахстане относятся снисходительно, ибо знают о его неспособности и двух слов связать, хотя и понимают, что заявить о незаконности прошлогодних парламентских выборов и уйти в глухую оппозицию с поста председателя нижней палаты парламента — все же надо иметь мужество.

Впрочем, в стране всем понятно, что мужество это вынужденное. Возможный харизматический лидер оппозиции Акежан Кажегельдин уже на протяжении нескольких лет находиться в Лондоне, так что его шанс с триумфом вернуться на родину столь же мал, сколь и у «нашего» Березовского.

Отсутствие харизматического лидера усугубляется ограниченностью интеллектуальных возможностей оппозиции, так что в Казахстане никто и не ждет от нее какого-нибудь концептуального откровения.

Еще один плюс Назарбаева — власть активизировала борьбу с коррупцией, причем на сей раз действия власти отличаются тонкостью и изяществом: ставка сделана не на показательные разборки и наказание высокопоставленных чиновников, а на реализацию мер системного характера. В их числе, например, обслуживание населения по принципу «одного окна». Это казахстанское ноу-хау (во всяком случае на постсоветском пространстве), когда все документы можно оформить, а справки получить в одном органе, что избавляет людей от стояния в очередях, обивания порогов и поклонов многочисленным чиновникам.

Значительно сокращен список лицензируемых видов деятельности, упрощен порядок получения лицензий и разрешений, стало жестко пресекаться незаконное вмешательство в деятельность предпринимателей со стороны контролирующих органов и т. д.

В ответ на эти действия у оппозиции есть только одно оружие — возможность раскачать ситуацию путем мобилизации общественного протеста. Однако и этого оружия, похоже, оппозиция лишилась благодаря продуманным действиям властей: недавно были внесены изменения и дополнения в закон о выборах, уголовный и административный кодексы и другие законодательные акты.

В соответствии с изменениями, в частности, систематизируется деятельность политических партий, иных некоммерческих организаций, религиозных объединений и СМИ, а также ужесточаются правила проведения различных митингов, шествий и демонстраций.

Кроме того, симптоматична смена руководства Центральной избирательной комиссии. Освобожденного бессменного председателя ЦИК Загипу Балиеву, имя которой в народе отождествляют с многочисленными нарушениями в ходе прошлых выборов, сменил карьерный юрист и силовик Оналсын Жумабеков. Юридически он более щепетильный и в действиях более твердый.

Нынешняя казахская власть также сильна своей организованностью и сплоченностью. В Казахстане давно уже стабилизировалась властная вертикаль, в которой остались те, кому, говоря откровенно, есть что терять в случае политической смерти Нурсултана Назарбаева. Эти люди, входящие в несколько различных властных «фракций по интересам», представляют собой могущественную интеллектуальную и организационную элиту, способную решать любые самые сложные задачи. В отличие от нее, оппозиция до сих пор никак не может самоорганизоваться и структурироваться.

Число оппозиционных партий растет — у людей на слуху ДВК (Демократический выбор Казахстана), «Ак жол», коммунисты, движение пенсионеров «Поколение», однако все они претендуют на свою особость, главным образом за счет дискредитации своих товарищей и по совместительству конкурентов.

Попытки объединения ни к каким значительным успехам не приводят. Надо сказать, что действующая власть умело подыгрывает этому процессу, грамотно пользуясь буквой закона и наказывая оппозиционные партии за многочисленные его нарушения. В то же время, как сообщают источники в высших коридорах власти, госаппарату была дана жесткая установка не допускать любых, даже совсем незначительных нарушений в ходе предвыборного процесса с тем, чтобы не создавать почвы для проблем. Административный ресурс власти в последнее время был значительно усилен общественно-политическим.

Пропрезидентскую партию «Отан» (аналог российской «Единой России») лично возглавил Нурсултан Назарбаев. Лояльные Аграрная и Гражданская (функционирует за счет финансовой поддержки алюминиевого олигарха Александра Машкевича) партии после киргизских событий публично высказали еще большую лояльность.

Партийно-политический механизм был еще больше укреплен общественным — в стране было создано однозначно поддерживающее фигуру Назарбаева массовое движение бизнесменов и предпринимателей «Атамекен», объединившее успешных работодателей более 900 предприятий.

В Казахстане нет даже симптомов массовой неудовлетворенности сложившейся ситуацией, не говоря уже о массовом недовольстве. Более того, давление Запада как бы заставляет власть и президента Назарбаева «находиться в форме» и не экспериментировать с «зажатием гаек», напротив — власть с каждым днем все лучше овладевает техникой эффективной деятельности в жестких рамках правового поля.

На Западе все больше осознают, что в Казахстане гораздо легче и эффективнее работать с Назарбаевым нежели неизвестно с кем другим. Во всяком случае, судя по сложившимся общественным настроениям в Казахстане, существующим традициям и менталитету казахов, достойной приемлемой для большинства общества альтернативы Назарбаеву нет.

Он контролирует ситуацию в стране, либерализовал финансово-инвестиционную сферу (что особенно важно для американо-британских и иных нефтяных компаний, обладающих самыми лакомыми кусками казахского нефтяного пирога), твердой рукой пресекает любую деятельность, направленную на дестабилизацию ситуации в стране и центрально-азиатском регионе. Как представляется, западные лидеры осознают, что было бы глупо рубить сук, на котором сидишь.

К тому же Казахстан не «банановая республика», где намеками и ужимками издалека можно спровоцировать внутриполитический маскарад из серии «цветных революций».

В общем, предстоящая в Казахстане предвыборная кампания будет весьма интересной (возможно, в отличие от ее результатов).

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=13 428


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика