Русская линия
Вечерний НовосибирскПротоиерей Александр Новопашин06.10.2005 

Легко ли быть православным кинематографистом?
Не все знают, что актёр Талгат Нигматулин погиб за православную веру, телеведущий Николай Дроздов — потомок русского святого, а среди российских монахов немало выпускников ВГИКа

Известие, что новосибирский священник протоиерей Александр Новопашин приглашён на Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии, более известный как «Киношок», слегка удивило. Бездуховность современного кино и телевидения, сцены насилия и секса, заполонившие экраны, скандальные подробности личной жизни известных кинодеятелей — всё это стало притчей во языцех, и вдруг участие в кинофестивале православного священника? Перед отъездом отец Александр пообещал нам по возвращении рассказать о поездке. На днях он вернулся с кинофестиваля.

— Отец Александр! Каким образом вы оказались на кинофестивале?

— Меня пригласил кинодраматург Виктор Иванович Мережко, с которым мы познакомились в августе прошлого года в самолете, когда летели из Москвы в Анадырь на открытие памятника святителю Николаю. На Чукотке наше знакомство переросло в дружбу. Виктор Иванович замечательный, честный, открытый человек и, что немаловажно, воцерковлённый православный христианин. Сразу объясню незнающим: воцерковлённый — это не просто крещёный человек, а тот, кто регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин, то есть является полноправным членом Православной Церкви. И таковых среди людей, которых принято называть богемой, немало.

— А может, это мода такая или желание выделиться из общей массы?

— Там, на Чукотке, я как священник принимал исповедь у Виктора Мережко, у художника Никаса (в крещении — Николая) Сафронова, и, поверьте мне на слово, священнику несложно отличить показушную веру от настоящей.

— Простите, батюшка, но Никас Сафронов — это скандально известный художник, король эпатажа. Голым, говорят, фотографировался.

— Может быть, и фотографировался. Мало ли что было у человека? Ведь написано, что Господь пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников. Для Бога важно не кем был человек, а кем стал. По крайней мере, я знаю другого Никаса Сафронова. В Москве Никас познакомил меня со своими друзьями — телеведущим Николаем Дроздовым и певцом Вилли Токаревым. Мало кто знает, что Дроздов — глубоко верующий православный человек и является потомком русского святого святителя Московского Филарета (Дроздова). А Вилли, названный родителями в честь Владимира Ильича Ленина, при крещении взял имя Василий. В общении он очень скромный и по-настоящему добрый человек, хотя эпатажа у него не меньше, чем у Никаса. Кстати, Никас говорил, что многое про него просто насочиняли недобросовестные СМИ. На это же мне жаловались и на кинофестивале в Анапе некоторые известные артисты, Елена Коренева, например.

— Вот к кинофестивалю мы и вернёмся. Кстати, отчего название такое странное — «Киношок»?

— Когда 14 лет назад фестиваль начинался, то предполагалось, что он будет неким смотром «радикального», «шокового» кино. Но после распада СССР «Киношок» видоизменился. За основу были взяты традиции всесоюзных кинофестивалей, а они всегда были символом единства народов Советского Союза. На фестиваль «Киношок» собираются кинематографисты бывших советских республик. Символично, что местом его проведения выбран город Анапа, в котором проживают представители 127 народов и народностей. Виктор Мережко — неизменный президент этого фестиваля.

— С какой целью вас пригласили на кинофестиваль?

— В последнее время в современном кинематографе появились попытки сделать фильмы, в которых раскрывался бы преступный характер деятельности тоталитарных сект. Однако недостаток информации приводит к тому, что такого рода фильмы зачастую оказываются недостаточно достоверными или откровенно неудачными. Чтобы избежать подобных ошибок, Виктор Мережко и попросил меня принять участие в работе фестиваля. Проблема эта сегодня настолько распространена, что напрямую или косвенно затрагивает уже очень многих людей. Нашим кинематографистам она оказалась неожиданно близка ещё в советские времена, когда трагически погиб талантливый актёр кино Талгат Нигматулин, сыгравший одну из заглавных ролей в первом советском боевике «Пираты XX века».

— В своё время об этой истории много писали, но до сих пор неясно, как непревзойдённый мастер по карате позволил быть забитым насмерть?

— В то время у московской интеллигенции появился гуру — некий Абай Борубаев. Этот Абай превратил своих адептов в безвольных рабов, исполняющих любую его прихоть, вплоть до различных мерзостей. И интеллигентные образованные люди всё беспрекословно исполняли, «смиряя свою гордыню». Попал под влияние новоявленного гуру и Талгат. Далее я передаю вам рассказ, который мне поведала очень милая женщина киноактриса Матлюба (в православном крещении — Мария) Алимова, сыгравшая в фильме «Цыган» молодую цыганку Настю. После принятия православного крещения Нигматулин стал всё больше удаляться от последователей Абая, но общения с ними, к сожалению, до конца так и не прервал. И вот как-то у Борубаева в Литве возникли проблемы с местным отделением его секты. Пригласив Талгата в Вильнюс, Абай дал ему указание проучить вышедших из-под повиновения сектантов, а кого-то из конкурентов устранить физически, на что тот ответил, что христианин не имеет права убивать людей. «Так ты христианин? — спросил Абай. — Ну так и докажи нам своё христианское смирение. А если не сможешь, значит, и веры в тебе нет». Его убивали изуверски методично в течение нескольких часов с перерывом на чаепитие. Талгат вполне мог справиться со своими мучителями, но не сделал этого. Можно по-разному оценивать его поступок, но он принял смерть как христианин, доказав своим мучителям силу своей веры.

— Совершенно неожиданный поворот событий, но многое разъясняющий. Так вы на кинофестивале про секты рассказывали?

— При приезде тут же сложилась совершенно непредвиденная для меня ситуация. Среди участников фестиваля я неожиданно встретил массу православных людей. Как только люди узнали, что прибыл православный священник, многие стали подходить под благословение. Потом на пляже, куда мы ходили искупаться, я видел у многих на шее крестики, причём обычные, на простых верёвочках. В течение всех десяти дней фестиваля ко мне подходили артисты и режиссёры и просили личной беседы. Беседы эти были непростые. Люди искали ответы на многие мучащие их духовные вопросы. И в таких беседах прошло всё моё пребывание в Анапе. Разговоры шли и днём, и вечером, и даже ночью. Я познакомился с массой замечательных людей. Особенно запомнилась грузинская делегация. Искренне верующие люди. Каждое утро многие у меня благословлялись. Молились перед трапезой. Оказалось, что известный грузинский актёр Элгуджа Бурдули служит иподьяконом при грузинском патриархе-католикосе Илии II. А кинорежиссёр и сценарист Ираклий Квирикадзе рассказал мне, как был в нашем городе, представляя свой фильм «Пловец». Тепло отзывался о новосибирцах.

На фестивале выступало цыганское трио «Эрденко». Тоже оказались православными людьми, только что побывавшими в паломнической поездке на Валаам. Хорошая православная семья артисты Сергей Маховиков («Слепой», «Граф Крестовский», «Сармат») и Лариса Шахворостова («Бедная Настя», «По ту сторону волков»). Искренне верующий человек Александр Песков («Америкен бой», «Сармат», «Тайный знак»). Мне было удивительно встретиться и познакомиться с известными кинорежиссёрами и артистами, которые оказывались верующими православными людьми, живущими по принципам христианской морали.

— Возникает естественный вопрос, а откуда тогда столько «чернухи» на наших экранах?

— Обобщать, наверное, всё же не стоит. Есть, например, телеканал «Культура», недавно открылся православный канал, которым руководит бывший ведущий «Музобоза» Иван Демидов. Не так давно прошёл неплохой телесериал о православной общине «Спас под берёзами» (с исполнителем роли православного священника актёром Александром Беляевым — замечательным, глубоко верующим человеком, мы в Анапе проговорили не один час). Есть хорошие документальные фильмы и познавательные программы, например, телепрограмма «Умницы и умники», где ведущий профессор МГИМО Юрий Вяземский — член Редакционного совета православного молодёжного журнала «Фома». Но, конечно же, это редкие жемчужины среди мутного телевизионного потока. Ни для кого не секрет, что в этом бизнесе всё решают деньги. А деньги в этой области в основном сосредоточены в руках тех, кто хочет при помощи кино их приумножить. Большие деньги, к сожалению, приносят те фильмы, которые побуждают у людей низменные чувства. В такой ситуации православным актёрам и режиссёрам очень тяжело. С одной стороны — это их работа, дающая средства к существованию, с другой — велик соблазн поступиться принципами ради хлеба насущного. Некоторые актёры, сыграв в сомнительного содержания фильмах, затем отказываются от подобных предложений и сидят без работы. По этому поводу замечательно сказал Сергей Маховиков: «Часть профессии актёра — это умение ждать свою роль, не сломаться, не переступить черту духовную, нравственную и профессиональную». Есть, которые не выдерживают и уходят, причём уходят вообще из светского мира. Среди современных российских монашествующих немало выпускников ВГИКа, который в шутку называют филиалом Духовной Академии.

— Откровенно говоря, ваша поездка удивила многих, а вам не задавали вопрос по возвращении: а стоило ли ехать на кинофестиваль?

— Вы знаете, поначалу поступившее приглашение меня слегка смутило: не окажусь ли я на фестивале этаким «свадебным генералом»? Но владыка Тихон благословил, и я поехал. И вот сейчас по возвращении чувствую полное удовлетворение своей поездкой, которая неожиданно оказалась миссионерской. Я считаю, что как священник я там себя реализовал. Кино, телевидение — это неизменная составляющая современного бытия. Оно может воспитывать как самые низменные чувства так и возвышенные. И поэтому в чьих руках находится современный кинематограф — очень важно для нашего общества. От кинематографа никуда не уйдёшь, он есть и будет всегда, а вот каким он будет, во многом зависит и от нас. Поэтому на вопросы: стоило ли ехать, я отвечаю — стоило!

P. S. Как сообщило агентство Седмица.Ru, известный киноактёр Валентин Гафт собирается стать послушником Крестовоздвиженского монастыря в Екатеринбурге. Окончательное решение артист должен принять после возвращения из Афона, куда он, по словам жены — актрисы Ольги Остроумовой, отправился, «чтобы хорошенько подумать, а может быть, проститься со светским миром».

http://www.vn.ru/06.10.2005/culture/70 256/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика