Русская линия
Тверская жизньПротодиакон Андрей Кураев29.09.2005 

Апологетика смысла

Диакон Андрей Кураев сделал то, что современному россиянину на рубеже ХХ-ХХI веков казалось невозможным: его книги — книги священнослужителя о вере и духовном мире православного человека — читаются залпом и перечитываются с размышлениями. Его лекции всегда собирают полные аудитории, причем молодых лиц в тех залах обычно большинство. Мы с радостью сообщаем вдумчивому читателю, что скоро отец Андрей посетит Тверь. Сегодня мы предлагаем вам его интервью нашей газете.

— Отец Андрей, вы однажды написали: «Неразборчивость в еде порождает проблемы. Так и с потреблением информации. Какие информационные потоки впускать в свою жизнь, в свою душу?» А что вы думаете о всеобщем увлечении жанром фэнтэзи? Включая нашего обожаемого Толкиена, книжки и фильмы про Гарри Поттера, романы Лукьяненко о ночном и прочих дозорах, одноименном фильме?

— Сначала скажу об этом жанре. Если бы я в свои мальчишеские годы не увлекался фэнтзи, наверное, я так бы и не пришел в церковь. Такое подростковое увлечение фантастикой было гимнастикой для ума, наверное. То есть ты принимаешь определенные правила игры в фантастическом рассказе, повести и по этим метам (есть альтернативная история так называемая, скажем, что было бы, если бы Наполеон выиграл при Ватерлоо) логично выстраивается некая новая вселенная. Ты должен понимать ее внутреннюю логику, мотивы действий персонажей, даже не задаваясь вопросом, правда это или нет. Это очень неплохая школа литературоведения, вообще говоря. Потом уже я узнал, что в философии это называется феноменологический анализ, когда предполагается вживание в логику того или иного мира — художественного, философского, мифологического. Надо отказаться от вопроса, правда это или нет, и постараться понять: если принять эти аксиомы, то что означает, скажем, тот или иной обряд для носителя этой религиозной традиции? Что он для себя в нем находит? Не я как следователь, скептик, критик, а этот человек? Для меня мир фэнтэзи был той отдушиной, куда было можно уйти из советской пионерии. И если бы я сейчас стал опально клеймить такой тип литературы, то это было бы неблагодарным и по отношению даже к своей собственной судьбе и той роли, которую эта литература сыграла в моей жизни.

Нет таких вещей, с которыми бы дети не играли — дети со всем играют, даже с математикой. И опять же нет таких вещей, с которыми люди не могут заиграться. С чем угодно — даже с православием! И в любом возрасте, не только в подростковом. В конце концов, любой карьерист живет в мире фэнтэзи. Когда человек слишком ценит какие-то денежные знаки бумажные или, напротив, ордена, звездочки на погонах или на рясе…

— Он творит при этом свой мир?

— Ну, может, он слишком дурак, чтобы творить свой мир, но он принимает некий миф, навязанный ими. Настолько серьезно, что переживает из-за Анны на шее, из-за того, какой у него крестик — серебряный или золотой, епископ он или архиепископ….И если это становится поводом для серьезных переживаний, инфарктного состояния, то такой человек у меня вызывает не меньше сочувствия, чем толкиенист, который заигрался в своих ролевых играх. Так что заиграться и потеряться в игре можно где угодно, и я бы не стал говорить, что фэнтэзи в этом виновато. Сказка, она, конечно, безобиднее, чем такие рекламные, карьерные вещи, хотя бы потому, что она прямо говорит, что она сказка. И относиться к ней надо как к сказке.

Теперь что касается жанра. Не может быть заведомо проклятого жанра литературы. Ведь нельзя сказать, что христианин прозу писать имеет право, а стихи нет? Точно так же и с фэнтэзи. Другое дело, что ты в этом жанре потребляешь или самовыражаешь, что для себя почерпнешь. Есть известный принцип: чистому все чисто, а свинья везде грязь найдет. Есть люди, которые способны даже из Библии уйти в абсолютно виртуальные миры. Достаточно вспомнить людей типа господина Малахова и поклонников уринотерапии, которые своей гадости умудряются искать оправдание в Библии, причем безбожно и антинаучно. Мы видим на примере кучи современных сект, что и из Библии можно построить гетто для самого себя, своего ума и своей совести. И в то же время мы, люди, искавшие путь к вере в советские времена, умудрялись и в атеистической литературе находить евангелистские цитаты и по ним ориентироваться в сплошном тумане атеистической пропаганды. Поэтому не всегда в заблуждениях некоего адепта есть вина автора.

А Толкиен был христианин, и по ходу написания своей книги «Властелин колец» привел к вере Клайва Льюиса, автора «Хроник Нарнии», замечательного христианского проповедника ХХ века. И сам Толкиен, закончив книгу, отчасти с изумлением, сказал: очень христианская вещь получилась!

— И «Властелин колец», и «Хроники Нарнии» — едва ли не самые популярные книги у тверской молодежи.

— Ясно…Однако Толкиен писал для людей, которые в школе изучали Закон Божий. И соответственно было достаточно намека, чтобы человек узнал какие-то сюжеты. А затем эти книги, написанные для людей из мира классической культуры, пришли в наш мир — во-первых, постмодернистский, во-вторых, постсоветский. У современных подростков просто не хватает культурного слоя, чтобы понимать все аллюзии, все намеки Толкиена. Вот, например, в книге (в фильме этого уже нет) Толкиен указывает точную дату, когда Фродо на пару с Горлумом уничтожают кольцо всевластия. И соответственно рушится Черная башня, исчезает власть Черного властелина. Эта дата — 25 марта. Надо быть церковным человеком или хорошо знать церковную историю, чтобы понять, что это значит. Во-первых, 25 марта — День Благовещенья. А в ранней английской традиции, на которую ориентирован Толкиен, 25 марта была еще и Пасха. У них Пасха и Благовещенье в отличие от общеевропейской традиции всегда были в один день. Но, с другой стороны и большинство православных в этой книге очень многих вещей не замечает, но это зависит от того, какие очки человек на себя надел. Если изначально он читает, чтобы осудить, то он не заметит чего-то самого главного. Меня, например, потрясла в журнале, который издает Одесская семинария, ругательная статья о Толкиене. Автор говорит, что в книге совершенно нет Бога, нет веры в Божий промысел и т. д. На самом деле все совершенно наоборот, божественный промысел — промысел невидимого и неведомого Илуватара, если говорить на языке толкиеновской мифологии. Илуватар — это главное действующее лицо всей книги. И потрясающие есть совпадения! Помните сцену, где Сэм уговаривает Фродо после очередного покушения убить Горлума? И Фродо отвечает: не могу объяснить, но я чувствую, что он еще какую-то роль сыграет в нашей истории. И потом оказывается, что именно Горлум уничтожает кольцо всевластия! Толкиен в своих письмах на абсолютно богословском языке пишет: Фродо пал! Он не смог справиться с этим грузом ответственности власти. Кстати, если бы я переводил эту книгу на церковнославянский язык, то словосочетание кольцо всевластия я первел бы как панагия. Символ власти епископской.

Любая власть натирает душу! Чем чаще прибегаешь к административному ресурсу, чем чаще своих оппонентов мочишь в сортире, тем сложнее становятся твои внутренние проблемы. Это очень понятная и в общем-то христианская идея. Фродо не справился, и тогда вмешался божественный промысел через Иуду (а Горлум — Иуда). Горлум откусил Фродо палец, и кольцо было уничтожено.

Так что книга очень религиозная, но она пришла к советским и постсоветским варварам.

Толкиенисты — они сегодня разные. Есть ребятишки, которые в это просто играются. Спрашиваю: зачем играешь орка? Неужели орк тебе дороже? Иногда получаю потрясающие ответ: я недостоин играть эльфа. На самом деле это совершенно христианская мотивация!

Так что толкиенисты бывают разные. Бояться их не надо, а вот общаться нужно. И есть еще одно обстоятельство. За тысячелетие христианства в нашей стране накоплен такой слой духовного чернозема, как, говорят, в дельте Нила: Там они по 5 урожаев в год собирают, воткнешь железную кочергу, а через две недели трактор «Беларусь» вырастает. Вот что-то похожее и в России. Здесь настолько плодородная духовная почва, что даже абсолютно светские феномены и идеологии у нас превращаются в секты, в религии. Типичный пример — социальная экономика Карла Маркса, которая превратилась в религию большевизма. Европейский марксизм и российский большевизм — это не одно и то же. Или культ гербалайфа, который в России приобрел вполне религиозный оттенок. Я не говорю уже о всяких там «звенящих кедрах» и прочая, и прочая. Иногда диву даешься, как чисто литературный или даже коммерческий эксперимент в России превращается в мистику. Вот я беседовал с Сергеем Лукьяненко о его книге «Ночной дозор», так он говорит: ко мне подходят люди на улице и спрашивают: как вы догадались, что «иные» существуют? На полном серьезе! При этом сам Лукьяненко, как я понял из беседы с ним, скорее в сторону православия обращен, и он совершенно не собирался создавать никакого очередного мистического лабиринта, уводящего от христианства. В нашей стране действительно нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется.

-Отец Андрей, у нас в городе живо обсуждаются недавние претензии представителей рериховского общества, которые заявили о себе как о чуть ли не традиционной конфессии. Наши читатели в недоумении, так что есть учение Рериха — философское направление или религиозное учение?

-Граница между религией и наукой вполне понятна. Во-первых, это истоки — происхождение тех или иных тезисов, Во-вторых, способ их аргументации. В=третьих, цель — ради чего эти тезисы возвещаются людям? А философия, наука — это все же продукт человече ского творчества. Поиска, мысли, ошибок, аргументации, опровержений, доказательств… А если человек говорит: «мне что-то открылось», то это уже мир религии. Причем религии довольно специфической — религии откровения. В религиеведении принято такое деление — религии проорочества и религии опыта, скажем так. Религии пророчества предполагают, что была точка некоего божественного откровения. Были посланы пророки и человек должен ориентировться на опыт, зафиксированный теми основателями, и духовно им подражать. Второй путь предполагает, что опыт отцов -основателей должен быть достигнут и адептами, и с этой точки зрения никто из буддистов не лучше и не хуже Будды. В христианстве совмещаются и то, и другое. Если мы обращаемся к Рериху, то мы видим там некий опыт откровения: то есть были махатмы, были голоса, причем эти голоса начались со спиритических сеансов. Рериховцы сегодня этого боятся и стесняются, но факт есть факт. Из дневников членов семьи Рерихов известно, что Николай Константинович и Елена Ивновна с конца 90-х годов Х1Х века активно участвовали в спиритических сеансах. Постукиванье по столикам, голоса и прочая, и прочая, А по мере того, как их сознание пленялось этими астрально-оккультными мирами, пришельцами, голосами, им уже не нужны стали крутящиеся блюдечки и столики. Они практикуют автоматическое письмо: именно так Николай Константинович некоторые свои рисунки делал, в состоянии транса. Елена Ивановна тоже «нечто» слышала и записывала в таком же состоянии. Кстати, недавно из архивов семьи Рерихов стало понятно, что изрядную часть того, что называется Агни Иогой, именно Николай Константинович записывал в состоянии транса, а не Елена Ивановна. Считать таким образом полученные тексты культурным достоянием, философией, наукой — это значит издеваться над здравым смыслом и над всей культурой.

Во всех этих творениях очень мало какого-либо человеческого и научного опыта. Когда речь идет о вещех более-менее понятных, то это азы европейской этики, антропологии и т. д. Или, скажем, буддистской. А то. что есть авторского, оказывается, прежде всего радикальным образом антинаучным. Например, что на Венере летают все -люди, птицы, рыбы. И даже рыбы понимают человеческий язык. Или что богиня Изида принесла на землю пшеницу с Венеры. Отличие Рерихов от других окукультных групп типа тех же анастасийщиков, диагностов кармы Лазарева и т. д. в совершенно четком социальномый энтузиазме. Они не просто хотят поделиться тем, что они пережили. Они хотят заставить все общество,. весь мир жить на своих основаниях. Вообще Рерихи втягивались во все политические авантюры. На допросах в американской разведке Мюллер показал, что Рерих сам к нему обратился с предложенияем сотрудничества с нацистским режимом, который также живо интересовался махатмами, оккультными тайнами и т. д. Мы также знаем, что Рерих предлагал сотрудничество большевикам, в конце 20-х годов (письмо махатм и т. д.) Рерих дарил свои картины Муссолини. Во время своих азиатских экспедиций в 30- е годы он самыми высокими словами отзывался о Японии, а это был пиек ее милитаризма. Он пытался навязать себя в духовники Рузвельту — через Уоллеса, вице-президента США. Но Рузвельт быстро смекнул. что в этом есть что-то очень странное. В конце концов Рериху был запрещен въезд в США с середины 30-х годов, и он был вынужден доживать свой век в индийском уединении. При этом одна из самых секретных книг рериховской традиции — она называется «Напутвие вождю» и была издана при жизни Рериха тиражом всего 100 экземпляров — это весьма страшная тоталитарная инструкция с советами по чистке библиотек (надо выжигать весь мусор, а мусор — это все что не согласуется с его учением), промывке мозгов у детей и т. д. Она содержи, к примеру, такой совет; создавать общество с круговой порукой стукачей, когда каждый гражданин обязан докладывать начальству о всех грехах, которые он видел и хаметил. Это вершинное достижение тоталитарных технологий ХХ века!

Это только одна линия деятельности Рерихов. А другая линия — чисто религиозная. Все это, оказывается, нужно для того, чтобы адепты могли сами выходить на контакты с духами. Они пишут, что детей надо с детства приучать не бояться приведений! И таким образом в конце концов можно улучшить свою посмертную карму и уйти на Юпитер. Рерихи утверждали, что есть особые миры — Венера, Сатурн, Юпитер, Марс…Души грешников попадают на Сатурн, а души праведников — на Марс и Юпитер. Так что угроза загробными муками и приманка загробным воздаянием у Рерихов есть. И по всем этим признакам перед нами религиозное учение, которое призывает к религиозной практике, то есть, к практике духообщения, слышанья голосов, вхождения в трансовое состояние и т. д. Текты рериховские рождены в измененном состоянии сознания — есть такой термин в психологии. То есть, это интересно поисследовать, и т. д., но все это паранормальная культура, и назвать это чисто светским феноменом, к сожалению, невозможно. А опасность в том, что если мы будем часто, слепо, с придыханием повторять имена Рерихов, причем не зная и не понимая их учения, это в конце концов сделает социально престижными, респектабельными и приемлемыми в образовательной системе идеи окукультизма. А распространение оккультизма в России — это, между прочим, одна из форм маргинализации России. Мы плачем об утечке мозгов за границу, но это — форма внутренней эмиграции, при которой человек теряет способность мыслить научно. А я считаю, что научный стиль мышления — это то достижение советского строя, с которым не надо расставаться. Если выбрать путь Рерихов, то скоро в России не понадобится космодромов, потому что в космос мы будем по старинке на метлах летать. Кстати, Рерихи утверждали, что Елена Ивановна в своих снах и видениях посетила планеты Солнечной системы и там видела все чудеса, о которых рассказывала. Так что надо иметь ввиду, что пропаганда рериховцев допускает прямую ложь. Они говорят о филорсофии космоса, но это совсем не тот космос, в который летал Юрий Гагарин.

-Отец Андрей, современная Европа ощутимо отходит от христианства, в то время как вся европейская цивилизация — литература, искусство, нравственные нормы, культура в целом — построены на фундаменте христианства. Означает ли это, что мы переживаем конфликт культур или стоим на его пороге?

-История культуры — это непрерывная история конфликтов, и само по себе это не так уж страшно… Очень важно для нас самих понимать наше место в этом конфликте. Я считаю, что мы, русские, православные люди — это старообрядцы Европы. То есть я против деления на Восток- Запад. Я считаю это примитивным и устаревшим. Россия — нормальная европейская страна. Деление сегодня скорее в другом.

В начале ХХ века Блок сказал «Я в будущем вижу две России — Россию-Америку и Россию -православную.Это просто два этноса, или две нации, говоря современным языком. С одинаковыми паспортами, но с совершенно разными взглядами. Между прочим, пример такого раскола наций мы видим на современной Украине. Нельзя назвать одной нацией людей, которые одни и те же ключевые события национальной истории оценивают совершенно по-разному. Скажем, Переяславская Рада для жителей западной Украины одно из самых трагических событий в истории, а для жителей восточной Украины — одно из самых положительтных. Но из этого не следует, что они непременно обречены на раскол, Между прочим, в России куликовская битва для русских — радостное событие, а для татар скорее печальное….Есть такой феномен, есть. И ответом на него отчасти является федеральное усройство нашего госудаства. Наверное, это наименее болезненный выход и для Украины. Но это уже отступление от темы… Так вот, есть разделение и в самом российском обществе, есть аналогичное разделение в Европе. И соответственно я думаю. что для православного человека мир Диккенса и Гюго, мир Экзюпери — это наш родной мир. И скорее здесь мы будем защищать наши общие святыны перед лицом глобальной макдональдизации. Перед лицом Голливуда….

Интервью вела Лидия ГАДЖИЕВА

http://www.tverlife.ru/_content.php?Id=1.2.61&artid=1258&parts=issue_ob&tli=25 788
http://www.tverlife.ru/_content.php?Id=1.2.61&artid=1263&parts=issue_ob


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика